Цель данного урока сформировать понятие о вирусах, как неклеточных формах жизни. При изучении нового материала используется системно - деятельностный подход с использованием технологии критического мышления. У учащихся вырабатываются умения выделять главное, навыки работы с текстом. В процессе рефлексии учатся высказывать свои мнения, делать выводы.Урок по биологии на тему "Вирусы"
Тема: Вирусы
Цель: Изучить строение, жизнедеятельность вирусов, значение в природе и жизни человека.
Задачи:
Обучающие: сформировать понятие о строении и составе вирусов, показать уникальный механизм
взаимодействия вируса с клеткой.
Развивающие: продолжить развитие учебнопознавательных умений выделять главное и
существенное, устанавливать причинноследственные связи; продолжить развитие поисково
информационных умений при работе с текстом.
Воспитывающие: воспитание культуры общения, профилактика вирусных заболеваний.
Оборудование: таблица «Вирусы»
Тип урока: урок изучения нового материала, с применением технологии критического мышления.
Ход урока:
I.Актуализация знаний «Вызов»
Прием «Корзинка идей»
Ребята, вспомните, что вы знаете о вирусах? (ответы записываются на доске, предположительно
строение, значение, размножение), а о чем вы еще хотели бы узнать? (истории открытия вирусов,
вирусных заболеваниях, путях передачи и профилактике). Составляется « Кластер».
Значение
Размножение
Строение
Вирусы
История
открытия
Вирусные заболевания
Пути передачи
II.Изучение новой темы «Осмысление»
Прием «Инсерт»
1.Итак, ребята мы многое знаем о вирусах, но много еще предстоит узнать. Занесите в первую
графу таблицы, что вы знаете о вирусах, а во второй колонке запишите, что вы хотели бы узнать.знаю
хочу узнать
узнал
2.А теперь, внимательно прочитайте текст учебника, делая пометки.
V знал ; + новое ; ? – возник вопрос
Рефлексия: 1) Что из прочитанного вам знакомо?
2) Что вы узнали нового? – запишите в третью колонку.
3) Какие вопросы у вас возникли?
Издавна, ученые спорят: что такое вируссущество или вещество, живое или неживое?
Приведите аргументы в пользу того, что вирусы это вещество: нет собственного метаболизма, вне
клетки кристаллизуются, размножение невозможно вне чужой клетки.
А кто придерживается другой точки зрения. Приведите доказательства: обладают изменчивостью,
наследственностью, способны размножаться.
Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?
1.Вирусы – это микроскопические структуры доклеточного уровня организации.
2. Вирусы сочетают в себе свойства живой и неживой природы.
3.Вирусы – внеклеточные формы жизни, паразиты на генетическом уровне.
3. Роль вирусов в природе.
Какие заболевания вызывают вирусы? Каковы пути передачи вирусов?
Рассказ учителя о СПИДе.
Меры профилактики:
Соблюдение здорового образа жизни.
Меры по повышению иммунитета.
Повышение санитарной культуры населения.
Своевременное выявление и лечение больных.
Ношение марлевых повязок при контакте с больными.
Вакцинация населения.
III.Рефлексия.
Лауреат Нобелевской премии П. Медавар назвал вирусы «плохими новостями в упаковке из
белка». Прокомментируйте его суждение.
Почему вирусы проявляют свойства живого только после того, как попадут в клетки?
Что из урока, запомнилось Вам больше всего? Почему?IV. Дом. задание 5.6, поработать с таблицей в тетради. Найти ответы на возникшие вопросы.