Тема: «Времена года»
Цель: формировать и систематизировать знания детей о временах года и их отличительных признаков ;
сформировать представление о сезонных изменениях в природе, приобщение учеников к природе путем живописи, поэзии, расширить кругозор учащихся;
Задачи:
1.Расширить и уточнить представления
детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать
причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, наблюдательность, речь,
умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении
учебного материала.
Тип урока: изучение нового, комбинированный.
Оборудование: учебник, иллюстрации времён года, предметные картинки, музыка Чайковского.
Ход урока:
Орг момент
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Сообщение темы, целей.
- Ребята, а любите ли вы путешествовать? (Да)
- Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие и вместе с нами отправиться Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, для того, чтобы мы могли узнать, о чём будем сегодня говорить. И так слушайте внимательно.
В саду царском стоит дерево райское
На одном боку цветы расцветают,
На другом боку - плоды созревают,
На третьем - листы опадают,
А на четвертом - снег да вьюга гуляет!
-Посмотрите, что изображено на слайде? (Снежинки, листочки, цветы, солнышко:)
-Может быть кто – то догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Когда ярко светит солнышко? Когда распускаются цветочки? Когда падают снежинки? Правильно мы узнаем много нового сегодня о временах года.
Усвоение новых знаний.
В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный
лес «Лес времён года». С приходом каждого месяца мы будем составлять пазлы и
определять время года.
Вот мы
заходим в лес… и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в
теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже
опали. И встречает нас хозяйка этого леса…
-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!
-По каким приметам вы узнали это
время года?
-Назовите осенние месяцы?
-Какие осадки бывают осенью?
-Что происходит с растениями?
-Как осень влияет на деревья и кустарники?
-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные чем занимаются?
Побывали в
гостях у осени, продолжаем путь…
выходит Солнышко то прячется за тучки, то снова, Повеяло сильным холодом,
кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка
леса.
- Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)
Ну, зима!.. Сугробит, стужит,
Заметает, крутит, вьюжит,
Жжет морозом, душит льдом,
Загоняет в жаркий дом.
Новогодней елкой броской
В дом впорхнет почти стрекозкой.
Распушится, рассмеется,
Снежной влагою прольется.
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите зимние месяцы?
-Какие изменения происходят в неживой природе?
-Что происходит с растениями, деревьями?
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди? -А животные?
Не успели
побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.
Голубое чистое небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки. Первая трава.
И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна....
-Как она изменяется?
-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.
-Какие осадки выпадают весной?
-А температура как меняется?
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон
капель, появляется травка.
Ну что ж, а
нам пора дальше…
Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка,
высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение
птиц.
-В какое время года мы попали? (Лето)
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!...
-Докажите, назовите признаки лета в неживой природе:
-Какие выпадают осадки?
- Какие природные явления можем наблюдать летом?
- А ветер какой?
-Как изменяется температура воздуха летом?
-Назовите летние месяцы?
-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.
-Деревья. Растения. Что с ними происходит?
-Чем занимаются люди?
Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.
4. Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
Лесовичок принёс рюкзачок с картинками «Когда это бывает?», помогите ему их разложить по временам года.
Игра: Закончите фразы.
Листопад — осень
Снегопад – зима
Цветет подснежник – весна
Гроза – весна
Мороз – зима
Ледоход – весна
Появление почек – весна
Прилет птиц – весна
Спячка животных – зима
Работа по теме урока.
- Правильно, все времена года вы отгадали правильно. Предлагаю вам поработать в группах и каждая группа расскажет о своём времени года. (учитель распределяет группы)
- Ребята, а знаете ли вы, что у каждого времени года есть три брата?
- Осень назовите братьев своего времени года?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь),
- Зима, а вы назовите братьев своего времени года? (декабрь, январь, февраль),
- Весна, назовите вы трех братьев своего времени года? (март, апрель, май),
- И лето, вы назовите братьев своего времени года (июнь, июль, август).
- Приведите пример природного явления своего времени года? (Листопад, снегопад, дождь, радуга)
- А почему оно так называется? (Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают. А снегопад – потому что падают снежинки)
- Какого цвета листочки бывают осенью? (ответы детей)
- А снежинки зимой какого цвета? (ответы детей)
- Какой цветок распускается весной первым?
- У каждой группы на партах лежат конверты красного цвета, в них спрятаны картинки (у осени - листочки, у зимы – снежинки, у весны – капельки дождя, а у лета – радуга)? Только все эти картинки потеряли цвета, давайте их раскрасим.
- А какие стихи про времена года вы знаете? Расскажите (дети рассказывают стихи)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С.Пушкин "Мороз и солнце". Отрывок).
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Вот уж снег последний в поле тает...
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты.
(В. Балашов)
Первичное восприятие.
- Ребята, посмотрите как художники изображают времена года на картинах.(просмотр презентации)
- А у вас на партах лежат конверты синего цвета, в них спрятаны картинки времен года, соберите их.( это пазлы )
- А что ещё вы знаете о временах года?
Закрепление, работа по учебнику.
- Послушайте, что говорится в наших учебниках о временах года? (учитель читает текст в учебнике)
Итог урока
Вот и подошло наше путешествие к
концу! Лесовичок предлагает вам сложную загадку, попробуем её отгадать
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и
пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый
раз — и полетели первые три птицы. Повеяли холод и мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела
вторая тройка. Снег стал таять, на полях показалась трава и цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – и полетела
третья тройка. Стало жарко, душно, знойно…
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели
еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- По каким временам года мы сегодня путешествовали?
-Что нового вы сегодня узнали?
Поблагодарить детей.
Смайлики (на доске и у детей.)
Д/З загадку про время года вашего рождения, рисунок отгадку в
тетрадь.
Дополнительная работа. По описанию определить время года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.