Разработка урока по теме "Явления природы"
Оценка 4.8

Разработка урока по теме "Явления природы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
08.03.2018
Разработка урока по теме "Явления природы"
Урок открытия нового знания, можно провести как познавательное занятие для учащихся 5-х классов с целью привития интереса к таким дисциплинам как биология, химия, физика. Структура урока позволяет заинтересовать учащихся в процессе выполнения мини-исследования. выполнения занимательных задач. Расширяет работу учащихся с информационными источниками, фотографиями.
Разработка урока по теме Явления природы.docx
Конспект урока  в 5 классе  по теме «Явления природы» Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование представления о физических и химических явлениях природы. Формирование УУД: Личностные УУД 1. Формировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Формировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию. 2. Познавательные УУД 1. Формировать умение ориентироваться в справочном материале, находить и  2. 3. 4. использовать нужную информацию. Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  факты и явления. Формировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно­следственных связей. Коммуникативные УУД 1. 2. Формировать умение слушать и понимать речь других людей. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  при работе в  группе. Регулятивные УУД 1. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Формировать умение самостоятельно анализировать результаты своей  деятельности.  Планируемые результаты обучения Предметные: учащиеся знают признаки, по которым отличаются физические явления  от химических. Метапредметные: учащиеся умеют проводить опыты, объяснять результаты, делать  выводы. Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники  безопасности; умения общаться в группе. Оборудование и реактивы: индивидуальные рабочие листы, справочный материал по теме урока,  крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, пищевая сода, лимонная кислота, вода, пластилин, бумага; экран,  проектор. Ход урока: I. Организационный момент. (приветствие учащихся, настрой на работу). II. Актуализация знаний учащихся. Задания: 1. Найдите лишнее. Ответ поясните.       Задание 2. В каждой строчке найдите лишнее понятие. Ответ поясните.              1. Вещество, реакция, география.              2. Физика, звезды,  планеты. III. Постановка учебной задачи. Задание 1. Что объединяет эти фотографии? (ответы учащихся) Что мы будем изучать сегодня на уроке?  Учащиеся называют и записывают в рабочих листах (приложение 1) тему урока. Что вы понимаете под термином  «явления»? Сравните свои предположения со  словарем.(приложение 2). Запишите любое определение в рабочий лист. Задание 2.  В чем разница между этими явлениями природы?  (предположения  учащихся) Учащиеся формулируют цель: познакомиться на уроке с классификацией явлений,  происходящих в природе и в жизни человека. Проблемный вопрос: По каким признакам явления отличаются друг от друга?       IV. Построение проекта выхода из затруднения.   а) Выполнение исследовательской работы в парах, запись результатов опытов в рабочий лист.    ФИЗМИНУТКА Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши  три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место сесть опять. б) Анализ результатов исследовательской работы. Учитель: Подведем итоги проделанной работы. Анализируем: произошли ли изменения с веществами в ходе экспериментов? Если  произошли, то, какие конкретно?  Составим схему «Виды природных явлений, их  характерные признаки» Явления природы                           физические                                     химические              изменяется форма или                              появляется новое вещество              размеры тела,                                           (изменяется цвет, выделяется             состояние вещества                                                                    газ)   Вернемся к проблемному вопросу:  В чем разница между этими явлениями природы?  (ответы учащихся)    Учитель: Ответили ли мы на главный вопрос? Какие явления происходят вокруг нас?  (ответы учащихся) V. Первичное закрепление. Задание 1. К химическим или физическим относят данные явления природы? Ответ  поясните. Задание 2. Задачки Григория Остера:             а) Гриша положил мороженое в карман. Оно там растаяло и утекло в штаны. Можно  ли назвать случившееся физическим явлением?      б) Саша задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные планы. Совместно со  стулом падение явилось для него полной неожиданностью. Стул потерял ножку, а Саша приобрел шишку. Имело ли место в данном случае физическое явление? VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Из перечня явлений обведите в кружок номера, под которыми указаны  Вариант 1 – физические явления  Вариант 2 – химические явления 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сжатие пружины Гниение яблока Образование инея на деревьях Плавление металла Горение угля Замерзание воды Прокисание молока Ржавление железного гвоздя VII. Рефлексия. На доске изображено «Дерево успеха». Необходимо прикрепить  листик определенного цвета.    зеленый листик  ­ у меня все получилось     желтый листик – у меня были небольшие затруднения     красный листик – мне было сложно РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Фамилия, имя____________________________________________ Дата________________   Тема урока_________________________________________ 1. Запишите определение: Явления – это__________________________________________________________________________ 2. Работа в группе. Технологическая карта исследовательской работы Перед началом работы ознакомьтесь со справочным материалом. Учтите, что описывать свойства вещества (их изменения) – это значит указать: А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное; Б) цвет вещества;   В) запах (если есть). Если описывать изменения с телами (предметами) – это значит указать: А) изменилась ли форма     Б) размеры    В) местоположение в пространстве. Опыт №1 Возьмите кусочек пластилина и скатайте из  него шарик или жгутик. Наблюдения Что наблюдали при работе с пластилином? Изменяется ли при этом вещество? Признак этого явления –  изменение____________________ Опыт №2 Насыпьте в пробирку ложечку соды и ложечку  лимонной кислоты, добавьте немного воды. Наблюдения При добавлении к соде лимонной кислоты  наблюдается бурное выделение________с  шипением. Изменяются ли при этом вещества? Признак этого явления ­  ___________________________ Опыт №3 В пробирку с крахмальным клейстером добавьте несколько капель йода. Наблюдения Что наблюдаете? Изменяются ли при этом вещества? Признак этого явления –  изменение__________________ Опыт №4 Возьмите лист бумаги, сложите его и вырежите  снежинку. Наблюдения Что наблюдаете? Изменяется ли при этом вещество? Признак этого явления –  изменение________________________   3. Вывод по результатам работы в группе. Явления                                   _____________________                       __________________________        Признаки:   1) _________________________                1) ______________________________                              2) _________________________                 2) ______________________________                        Вещества_____________________                  ___________________________вещество. 4. Самостоятельная работа. Задание. Из перечня явлений отметьте номера, под которыми указаны:  вариант 1  ­ физические  явления,     вариант 2 – химические явления. 9. 10. 11. Образование инея на деревьях 12. 13. 14. 15. Прокисание молока 16. Землетрясение Горение угля Замерзание воды Снегопад Гниение яблока Ржавление железного гвоздя Понятийный словарь ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Явление ­ то, что происходит, случается, имеет место в окружающей  действительности.  (Большой толковый словарь русского языка. С.А.Кузнецов) Явление ­ всякое обнаруживаемое проявление чего­нибудь. (Толковый словарь  русского языка. С.И.Ожегов) Явление ­ всякое проявление чего­либо в виде каких­то  изменений. (Новый толково­ словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой ) Явления  – любые изменения в природе. (p riroda­yavlenie.ru  )   Справочный материал      Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нем непрерывно  происходят изменения. Вспомним, что тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества  тел не меняются, а при других – меняются. Например, если разорвать листок бумаги  пополам, то, несмотря на произошедшие изменения, бумага останется бумагой. Если же бумагу сжечь, то она превратится в пепел и дым.      Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, их местоположение,  состояние веществ (жидкое, твердое или газообразное), но вещества остаются  прежними, не превращаются в другие, называют физическими  явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, плавление алюминия,  звучание струн музыкального инструмента и т. д.).      Физические явления чрезвычайно разнообразны.      Давайте вспомним, как плывут по небу облака, летит самолет, едет автомобиль,  падает яблоко, катится тележка и т. д. Во всех перечисленных явлениях предметы  (тела) движутся. Явления, связанные с изменением положения какого­либо тела также  относят к физическим.      Многие явления вызываются сменой тепла и холода.  При этом тела меняют форму,  размеры, изменяется агрегатное состояние веществ, из которых они состоят .  Например, при нагревании лед превращается в воду, вода – в пар; при понижении  температуры пар превращается в воду, вода – в лед. Это также физические явления.      Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие,  называют химическими явлениями. Признаками химических явлений являются:  изменение цвета, выделение пузырьков газа, выпадение осадка. Любой процесс горения  также относится к химическим явлениям, так как при этом образуются новые  вещества, а сам процесс сопровождается выделением теплоты и света. Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них  электрическим током, сильным давлением и др. Некоторые химические явления  человек использует для своих целей  –  обжигает глину, дубит кожу, сжигает дрова,  получает кисломолочные продукты и т.д.

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"

Разработка урока по теме "Явления природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018