История древнего мира . 6 класс. Урок № 10
Тема: « Древняя Финикия и Палестина. Развитие Финикийских городов- государств. Израильско-иудейское государство. Культура народов Восточного Средиземноморья в древности».
Цель: создание у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии. Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний). 2) Развитие логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий. Получать информацию из различных источников знаний. 3. Воспитание уважения к истории и культуре государств древнего мира, продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.
Тип урока: урок новых
знаний с элементами первичного закрепления знаний и умений учащихся.
Оборудование:« История Древнего мира», 5 класс, изобразительная и
условная наглядность, презентация «Древняя Финикия» с вложенным файлом «Шум
моря»; иллюстрации учебника , атлас по истории Древнего мира;.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний умений, навыков. КИМы.
1. Альтернативные ( закрытые) тесты.
1. На территории Турции в древности существовало:
A) Ассирийское царство. B) Хеттское царство. C) Египетское царство. D) Палестина.
E) Государство Элам.
2. Столица Хеттского царства:
A) Гелиополь B) Кадет. C) Мари. D) Хаттусас. E) Тушпа.
3. В 1296 году государство Хетт заключило мирное соглашение:
A) С Египтом. B) С Урарту. C) С Ассирией. D) С Палестиной. E) С Эламом.
4. Укравший лошадь или барана, в хеттском государстве, должен был возместить нанесенный ущерб в:
A) 10-кратном размере. B) 20-кратном размере. C) 30-кратном размере. D) 5-кратном размере. E) 15-кратном размере.
5. Торговый центр хеттского государства:
A) Нипггур. В)Ганим. С)Ниса. D) Лагаш. Е)Урук.
6. Бог молнии и облаков у хеттов: А)Мардук. B) Таммуз. С)Тешуб.D) Телепин.E) Шамаш.
7. Телепин у хеттов - это:
A) Титул хеттского царя В) Бог Солнца C) Воин-богатырь. D) Бог весны. E) Бог Луны.
8. Когда впервые в истории человечества было заключено мирное соглашение между Ениптом и Хеттским царством? А) В 1298 г. до н.э. В) В 1297 г. до н.э. С) В 1296 г. до н.э. D) В 1295 г. до н.э. Е) В 1294 г. до н.э.
9. В каком году хетты разгромили Вавилон? А) 1597 г. до н.э. В) В 1596 г. до н.э. С) В 1595г. до н.э. D) В 1594 г. до н.э. Е) В 1593 г. до н.э.
10. Держава хеттов пала под ударами: А) Ассирии В) Финикии С) Египта D) Бактрии Е) Палестины.
2. Творческие задания.
А) Вставьте вместо пропусков.
В _____ году до нашей эры было подписано _________ о прекращении войны и установлении мира. Это ________ стало основой мирного сосуществования на протяжении 70 лет народов Передней Азии. Оно было написано на ___________ и _____________ языках.
Ответ: 1296 г. до н. э., соглашение, на хеттском и египестком языках.
Б) Вставьте вместо пропусков.
На территории современной ________ раньше существовало Хеттское государство. Этот край, который называется _________________ - это в основном гористые плоскогорья и степи.
Ответ: Турции, Анатолией или Малой Азии.
Устно:
Скажите, с историей каких стран вы уже познакомились на уроках истории в 5 классе? Я буду показывать на карте, а вы называйте. – Египет, Междуречье.
III. Формирование знаний, умений, навыков:
План.
1) Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей. 2) Кораблестроение и мореплавание. Города и колонии.
3 ) Торговля. Изобретения финикийцев. 4) Финикийский алфавит.
«Похищение Европы».
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну,
которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия,
Палестина и Ливан. Однако, мы многим обязаны жителям этой страны, в том числе и
названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь
финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный
ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей
прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в
море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала
женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную
часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа"
переводится как "заходящее солнце".
Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде
других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны
Танет, "Испания" переводится как "берег
кроликов". Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например,
слова "карта", "галера", "вино",
"финики".
IV. Работа в группах: Цель сегодняшнего урока - познакомиться с Древней
Финикией.
- С каких вопросов вы обычно начинаете изучение новой страны? – Природа и
географическое положение( местоположение). -
Какие вопросы из истории данного народа вас еще интересуют? - Занятия,
открытия.
На карте мира за всю историю человечества появлялись и исчезали большие и
малые государства. Об одних люди помнят, а о других знают мало и быстро
забывают. Сегодня мы подумаем, почему так получается.
V. Работа с атласом, в
тетради : «Местоположение и природные условия».
Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров
на Восточном побережье Средиземного моря, между Средиземным морем и Ливанскими
горами. Ливанский кедр с его прямыми высокими стволами был настоящим богатством
этой страны.
Задание: найдите положительные и отрицательные черты
географического положения: черты « +» черты
«- » скрещение
торговых путей отсутствие крупных рек
выход к морю не было полезных
ископаемых
бухты и заливы на побережье малая территория
недостаток плодородных земель
Задание: сравнить географическое положение и
природные условия Финикии, Египта и Междуречья.
VI. Работа с источником: Любому путешественнику, впервые
прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются.
- Вспомните, от чего зависят занятия людей? ( От местоположения и
природных условий страны)
- Подумайте, каковы были основные занятия жителей Финикии? (Кораблестроение,
мореплавание и торговля, ремесло).
На самом деле, земледелие было развито слабо, так как на неплодородных
почвах росли лишь неприхотливые плодовые деревья и финикийцы выращивали финики,
оливки, виноград, персики.
VII. Игровой момент:
Каждый ряд будет символизировать одну из изученных вами стран: Египет,
Междуречье, Финикию. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы встаете, если
сказанное относится к « вашей» стране. Строили дома из
глины
Изготавливали папирус Произрастал
ливанский
кедр
Расположены крупные реки. Основное
занятие
земледелие.
Основные занятия торговля и мореплавание.
Страна Древнего Востока.
Таким образом, мы доказали, что географическое
положение и природные условия напрямую влияют на занятия и образ жизни жителей
страны. И даже географические названия отражают эти особенности.
Само слово "Финикия"
образовалось от греческого "фойнике" – страна пурпура. Пурпур
добывался из краски моллюсков, которые обитали у побережья. Добыча его стала
одним из основных промыслов бывших островитян и первое, чем Финикия
прославилась у соседей – это тканями с диковинным окрасом. Другое название этой
страны – Ханаан – на самом деле означало ровно то же самое, поскольку
"хна" означала пурпур на языке местных племен- хурритов. Это и было
"настоящее" название Финикии. Но в мире прижилось греческое название.
Самыми крупными финикийскими городами
были Тир, Сидон и Библ. Тир переводится с финикийского как
"скала", Сидон - как "место рыбной ловли". А вот Библ
от финикийского Гебал- « гора». Эти города располагались на побережье и были
морскими портами. Каждый являлся самостоятельным городом - государством и все
попытки объединить страну под единой властью были неудачными.
VIII. Работа в парах.
Древние финикийцы были выдающимися
мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и
торговые( впервые в истории).
Попробуйте со своим соседом по парте обсудить, в чем разница между кораблями,
изображенными на слайде.
IX. Работа в группах: Игровая
ситуация
Ученики в ролях военачальника и торговца
« покупают» корабли и обосновывают свой выбор,
Военные корабли назывались галерами. В носовой части
(спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и
узкими. Более быстроходные и маневренные. Их скорость зависела от числа
гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам.
Финикийцы использовали многоэтажные галеры с несколькими командами гребцов, так
как боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение
длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять
уставших людей отдохнувшими. Галеры имели невысокие борта- это позволяло грести
значительно быстрее.
Торговые суда были широкими (их называли
"пузатыми") с полукруглыми бортами, чтобы на корабль поместилось
больше товара. На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и
только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной
глины для хранения питьевой воды. Финикийцы путешествовали по нескольку недель
и даже месяцев.
Эвристическая беседа
- Где можно было пополнить эти запасы?
- На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в
мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и
продовольствием.
- Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии
- поселения людей, переселившихся из другой страны.
-Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее
завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей,
укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной
финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке.
Название "Карфаген" переводится как "новый город".
- Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте
обратимся к карте учебника на стр. 73.
- Какое географическое открытие совершили финикийцы?
- Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк.
Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на
юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось
в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с
половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через
Гибралтарский пролив. Там была расположена удивительная страна, где есть
золото и серебро( Испания). Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический
океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это
море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и
Ирландии и назвали эти острова Оловянными
- Как вы думаете, почему? -Финикийцы привозили оттуда олово,
поскольку собственных полезных ископаемых у них не было.
Торговля. Изобретения финикийцев.
Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами
Средиземноморья.
Х. Работа по учебнику: Игровая ситуация
Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. Перед нами подносы
справа и слева: на одном находятся финикийские товары и товары из других стран,
с которыми вела торговлю Финикия, второй- «прилавок», он пока пустой.
У доски один ученик: "финикийский купец". "Купец" будет
брать с подноса предметы, показывать их классу и ставить на «прилавок»,
выполняя просьбу «чужеземки- покупательницы», которая желает привезти домой
сувениры из Финикии. Роль покупательницы исполняет учитель.
Финикийские товары
Пурпурная ткань. В то время самой тонкой тканью считался лен. Но
финикийцы создали более легкую ткань, которую греки стали называть
"царским льном". Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым
популярным из которых стал пурпурный. Для получения пурпурного цвета добывали
краску из раковин моллюсков. Если краска была более густая, то цвет ткани
получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее.
Кедровая шишка - символ леса. Как финикийцы использовали древесину?
- Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовляли мебель.
- Сосуд из стекла. Финикийцы первыми научились изготавливать
прозрачное стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне). Из полученного
стекла выдували маленькие изящные сосуды для благовоний.
Украшения - стеклянные бусы и браслеты. Финикийцы делали особые
бусы: на нить нанизывались разные украшения - шарики, цилиндры, диски,
изготовленные из разных материалов и даже из плодов деревьев.
Бутылочка вина. Давайте вспомним: из чего делают вино? - из
винограда.
Бутылочка с оливковым маслом.
Финики, виноград
Товары из других стран
Фигурка раба. Рабов в то время называли "живым товаром".
- Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов?
- Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль,
предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт,
корабль сразу же выходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы
продавали мальчиков в рабство. Именно поэтому о финикийцах ходила дурная слава.
Папирус. Его использовали как материал для письма. Еще одна
хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потом
перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус
производят в Финикии.
Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании
Веревка - что она может символизировать? - Канаты - для
корабельных мачт и якорей.
- Фигурка кошки. Как вы думаете, почему финикийцы так ценили
кошек? Откуда они могли их ввозить? - Кошки истребляли мышей на кораблях,
поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину.
Эвристическая беседа
Порой корабли стояли по нескольку месяцев в гавани, неспешно распродавая свои
товары. Центрами торговли становились многолюдные и богатые города.
- Как вы думаете, почему роли наших «купцов», «военачальника» исполняли
исключительно мальчики?
- Потому что этим занимались только мужчины в Древнем мире.
- А женщина могла быть государственным деятелем, торговцем, ученым?
( Нет, женщины в древнем мире занимались домом и семьей).
- Справедливо ли это? (Нет, зато современная жизнь дает одинаковые
возможности для реализации и мужчинам, и женщинам).
Финикийский алфавит.
Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых
они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы.
Купцы познакомились с египетскими иероглифами и месопотамской клинописью. Но
эти системы письма показались им сложными - почему? А в качестве материала для
письма их вполне устраивал египетский папирус.
«Системы письма». «Финикийский
алфавит».
Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет
тому назад они создали древнейший алфавит.
В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания
форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая
буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово,
обозначающее этот предмет. Еще одна особенность финикийского алфавита -
отсутствие в нем гласных букв. Давайте посмотрим на написание некоторых букв
финикийского алфавита.
Присмотритесь: что вам напоминают финикийские буквы?
Финикийские буквы - зеркальное отражение букв нашего алфавита. Как же такое
могло случиться?
Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали
впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Но при этом
изменили направление письма. А заодно "перевернули" и буквы -
например, буквы Г и Р.. Сами названия греческих букв тоже были взяты у
финикийцев: финикийская буква "алеф" - это греческая
"альфа" (а), финикийская "бет" - греческая "бета"
(б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская
азбука.
Дополнительное Задание:
1. Определите, что здесь написано: КРФГН - Карфаген. Это слово отгадать
было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами
за слово.
2. Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетанием СТР.
- история, строй, сатир.
3) Так в чем же заключались «+» и «-« финикийского алфавита?
XI.. Рефлексия:
Выполнение теста ( « Вставь вместо
пропуска») с помощью словарных слов, его самопроверка.
Основными занятиями финикийцев были______________ и ____________________ .
Купцы везли на своих быстрых кораблях изделия ремесленников, которыми славилась
Финикия- __________________ ткани,
бусы и сосуды из ________________. Финикийцы основывали в странах, с которыми
они торговали, свои постоянные поселения- ______________.
Словарные слова: Мореплавание, пурпурные, стекло, колонии,
торговля.
Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой
страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор.
Как вы теперь ответите на вопрос, который был задан в начале урока: Чем
прославились Финикийцы, за что еще мы можем сказать им «Спасибо»?
- Прозрачное стекло, пурпурная краска для ткани, торговые корабли,
алфавит.
XII. Выставление оценок:
XIII. Домашнее задание: § ___, Финикия, объясните название страны, запишите
«по-финикийски» свою фамилию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.