Способы передачи чужой речи
Изучение темы "Способы передачи чужой речи" направлено на решение двух основных задач: овладение грамматической нормой и совершенствование пунктуационных навыков.
Основные способы передачи чужой речи изучены обучающимися ещё в 5-8 классах. В 9 классе мы обобщаем все известные сведения и устанавливаем различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.
Цели урока
1. Познавательные:
обобщить сведения о способах передачи чужой речи;
познакомить с основными способами передачи чужой речи и выявить отличия в способах передачи чужой речи.
2. Развивающие:
развитие информационной компетентности учащихся, умения извлекать информацию и обрабатывать её;
развитие навыков самоконтроля, адекватной самооценки;
развивать разные виды памяти(слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции
3. Практические:
совершенствовать умение пунктуационного оформления предложений, передающих чужую речь;
сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью;
написание сочинения-рассуждения
4. Воспитывающие:
интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на определённую тему;
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной)
нравственные качества школьников, способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия;
выбор ценностных ориентиров;
формирование активной личностной позиции.
5. Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения учебного материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные
Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в парах.
Технологии: технология развивающего обучения; технология речевого развития; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология проблемного обучения.
Оборудование: доска, презентация к теме урока, раздаточный материал для каждого ученика: таблица, памятки, тексты.
Слайд 1 (Ростки). Наша деятельность очень напоминает работу садовника на своём участке. Он сажает в землю семя, своей заботой и трудом даёт возможность пробиться молодому зелёному ростку, который сможет превратиться в необыкновенный, радующий глаз цветок.
Посадим же и мы сегодня на уроке в благодатную почву нашего сознания зерно новых знаний, работой ума и сердца дадим движение ростку суждений и попытаемся получить необыкновенный плод под названием «истина».
Вашему вниманию я предлагаю текст, который меня затронул, заставил задуматься. Думаю то, что я вам сейчас прочитаю, касается каждого из нас.
(1)От чего зависит судьба и жизнь человека? (2)В народе говорят, что досталось от родителей, то и определит нашу жизнь. (3)В словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа» мы найдем подтверждение этой мысли: «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки».(4) И мудрецы вторят, против судьбы не попрёшь. (5)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу.(6) В чем дело? (7)По мнению Грегора Менделя, чешского ученого-монаха 19 века, все дело в диктатуре гена — крохотного властителя нашей жизни. (8)Современная биология доказывает: наша судьба на три четверти зависит от генов.
(9)В книге «Ни дня без мысли» Леонид Жуховицкий, один из современных публицистов, пишет: «Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти».(11) «Куда вела наследственность хилого мальчика Александра Суворова? - размышляет писатель далее. – (12) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями.(13) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю».(14) «Я верю, что качества человека определяются его окружением, а не наследственность», - любил повторять Стив Джобс, один из основателей корпорации Apple.
(15) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (16)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: оставаясь созданием природы, человек живет в обществе, и его духовное и нравственное начало диктуется этим обществом.
(по материалам Интернета)
Скажите, что, по вашему мнению, определяет нашу судьбу?
Слайд 6. Биологическое (гены) или человеческое (человек сам строит судьбу)?
Слайд 7. Отвечая на этот вопрос, используйте следующие синтаксические конструкции: Я считаю, что.., потому что….На мой взгляд, …Я уверен в том, что…Я могу доказать, что… Хорошо спасибо, свои мысли по данной проблемы вы сможете изложить в работе, которую выполним позже. А сейчас рассмотрим текст с точки зрения структуры.
К какому типу речи относится этот текст? (рассуждение)
Слайд8 Вспомните, из каких элементов состоит текст типа рассуждения? (Тезис, аргумент, вывод)
Слайд9 Что самое важное в тексте-рассуждении? – это аргументы. Почему? Они должны быть полными и убедительными.
Обратимся к нашему тексту и посмотрим, чьи мнения нашли свое отражение в тексте? ( Народа, мудрецов, Стива Джобса, Словарь Даля, людей). Правильно, молодцы.
Вводя в текст чужую речь, автор использует один и тот же способ или разные? (Разные), т. е. мы видим, что прямая речь в тексте передаётся разными способами…. Отсюда мы можем сформулировать тему нашего урока, пожалуйста, кто желает …
Слайд 10( 1 щелчок). ТЕМА НАШЕГО УРОКА «СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ»
Слайд 10( 2 щелчок). Отталкиваясь от темы и учитывая, что о способах передачи речи вы имеете определенное представление, поставьте цели урока. Мы должны знать способы передачи чужой речи. А раз это разные синтаксические конструкции, значит, мы должны правильно расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью. Где это нам пригодится? Правильно на экзаменах. Слайд 10 (3 щелчок). Следовательно, мы должны уметь использовать такие предложения в создании собственных текстов.
Ребята, данная тема занимает важное место в учебном плане, находит свое отражение и в ОГЭ, и в ЕГЭ. И если вы будете владеть навыками употребления чужой речи на письме, то справитесь с написанием сочинения и получите высокие баллы на экзамене.
Актуализация знаний учащихся
Слайд 11- 16. Беседа: (Ученик работает у доски, составляет схемы предложений)
Для начала вспомним четыре способа передачи чужой речи. Если вы их забыли или не знаете, то вам помогут следующие примеры. (Работа по таблице, в которой отражены разные синтаксические конструкции для передачи чужой речи).
— Что такое прямая речь? (Прямая речь – это чужая речь, сохраняющая содержание и форму)
(Речь может передаваться с помощью СПП изъяснительных с косвенной речью с изменениями, Предложение с вводными словами, С помощью вводных предложений, Предложения с дополнением с предлогом О).
Итак, вывод, мы вспомнили и даже узнали новые способы передачи чужой речи.
Обратимся к тексту. После него находится таблица, которую мы должны с вами заполнить (Самостоятельная работа).
Слайд 17 Выпишите номера предложений с разными способами передачи речи и укажите этот способ, в предложениях с прямой речью постройте схемы. (Работа с таблицей)
Способы:
Номера предложений |
Способы передачи чужой речи |
(2)В народе говорят, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь. |
СПП с придаточным изъяснительным |
(4)И мудрецы вторят, против судьбы не попрёшь |
ВВ предложение |
(3)В словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа» мы найдем подтверждение этой мысли: «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки». |
А: «П».
|
(14) «Я верю, что качества человека определяются его окружением, а не наследственность», - любил повторять Стив Джобс, один из основателей корпораций Apple.
|
«П,»- а.
|
(11) «Куда вела наследственность хилого мальчика Александра Суворова? - размышляет писатель далее. – (12) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями.(13) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю». |
«П?- а. - П». «П,- а. - П».
|
(7)По мнению Грегора Менделя, чешского ученого-монаха 19 века, все дело в диктатуре гена — крохотного властителя нашей жизни. |
Вводные слова |
(9)В книге «Ни дня без мысли» Леонид Жуховицкий, один из современных публицистов, пишет: «Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти». |
А: «П».
|
(15) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. |
ВВ предложение |
Слайд 18 (Проверка по слайду) Ребята, обменяемся картами, проверим по образцу, выставим оценки.(Работа в парах) У кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки.?(Комментарий учителя)
Номера предложений |
Способы передачи чужой речи |
Пред. №2 |
СПП с косвенной речью |
Пред. №3 |
А: «П» |
Пред. №4 |
Вводное предложение |
Пред. №7 |
Вводные слова |
Пред. №9 |
А: «П. П» |
Пред. №11-13 |
«П? – а. – П. П» |
Пред. №14 Пред. №15 |
«П, » - а Вводное предложение |
В начале урока мы говорили о том, что должны уметь использовать такие предложения в создании собственных текстов.
Слайд 19 Предлагаю вашему вниманию два текста.
1 вариант |
2 вариант |
Человек – существо социальное. Доказательства мы можем найти в русской литературе. Онегин получил дворянское образование. Реализовать себя в жизни не смог. Среда воспитала в нем равнодушие. Итак, человек зависит от среды.
|
Человек – существо социальное. Примером может служить образ Онегина. По словам В. Г. Белинского, «Онегин получил дворянское образование, но реализовать себя в жизни не смог». И. С. Тургенев в статье отмечал: «Среда воспитала в герое Пушкина равнодушие». Итак, человек зависит от среды. |
- Как вы думаете, какое высказывание является более аргументированным, полным? (есть указание на мнения литературных критиков). Правильно.
А сейчас мы попробуем создать собственные тексты с яркой аргументацией на тему: Слайд 20 «Что решает судьбу человека: гены или социум?» (Аргумент из текста + аргумент )
1 ряд – в качестве аргумента использует факты из истории,
2 ряд – факты из биологии,
3ряд – из обществознания.
Кто желает, может использовать свои примеры или примеры из текста.
«Что решает судьбу человека: гены или социум?»
… (Ключевое понятие )Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что…
Мне кажется, что…Доказать свою точку зрения мне поможет (жизненный, читательский) опыт.
Размышляя о…, я не могу не обратиться к…Автор пишет: «…» Он отмечает,что…
Итак, могу с уверенностью сказать, что….
Клише 2 ряд
«Что решает судьбу человека: гены или социум?»
Прекрасный мартовский день. За окном стучит весёлая капель. В классе тишина: мы пишем сочинение на тему:…
Сначала давайте разберёмся в понятии…Я думаю, что…
Могу с уверенностью сказать,что…
В качестве доказательства приведу книгу….
Подводя итог, хочется вспомнить пословицу:….
Клише 3 ряд
«Что решает судьбу человека: гены или социум?»
…Этот вопрос не может не волновать мыслящего человека.
По- моему,…
Приводя аргументы, хочу обратиться к…. По мнению…., «….». Это доказывает и размышления ФИО, что….
В заключение могу сказать, что….
Обществознание
Человек существо – социальное.
Науке известны случаи вскармливания человеческих детёнышей животными, и уровень развития таких детей не соответствовал биологическому возрасту, потому что человек становится личностью только в процессе социализации.
Жизнь человека зависит от того, что и кто тебя окружают. (Журнал «Наука и жизнь», статья русского писателя и публициста Тимофеева И.П.)
История
Человек существо – социальное.
Екатерина Дашкова была образованной и начитанной, ею была основана Российская Академия наук, хотя её отец был невежественным и жестоким.
Жизнь человека зависит от самого человека. («Е. Р. Дашкова, её жизнь и общественная деятельность». Биографический очерк В. В. Огаркова, русского писателя, поэта, литературного критика)
Биология
Человек существо - биологическое. В истории известны династии учёных Кюри, Бехтеревых, артистов Дуровых, Запашных, Янковских, потому что природные способности определяют успехи человека в различных видах деятельности.
Наша судьба – в наших генах. (Статья «Династии» Сергея Капицы, советского и российского учёного-физика, просветителя, телеведущего, главного редактора журнала «В мире науки».)
Кто желает прочитать свои сочинения - рассуждения?
Спасибо!
- С заданием справились. Именно такая модель рассуждения вам поможет при написании сочинений на других предметах. Например:
Слайд 21 Задание по обществознанию:
31 задание. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите 2 аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Задания по истории:
34задание. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее 2 фактов, подтверждающих эту общность.
Задания по биологии
32 задание. Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.
Задания по литературе:
Часть 2. Напишите сочинение, опираясь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
Уважаемые ребята, настало время подвести итоги нашего урока, как говорится в пословице "Пришло время собирать камни", а я, как опытный садовник, соберу букет цветов ваших знаний, для этого у вас на партах лежат цветы:
Роза – мне понравилось на уроке, пригодится на экзаменах;
Астра – хотя есть вопросы, буду разбираться;
Ромашка – мне это нужно, но понял не до конца.
Эти букеты (рассортировать по цветам) – оценка и вашей и моей деятельности на уроке. Спасибо за серьезный подход, творчество, инициативу и за ваши знания!
Свой урок я хотела бы закончить следующей песней, давайте сполна использовать в своей жизни возможности четвёртой четверти судьбы!
Нам от самого порога жизнь раскинула пути.
Выбирай свою дорогу и по ней к судьбе иди.
Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил.
Только помни, только помни.
В грохоте и ритме века.
Самая главная в жизни профессия –
Быть человеком.
Спасибо за урок!
Карта урока
Число ___________________________
1.Работа с текстом
(1)От чего зависит судьба и жизнь человека? (2)В народе говорят, что досталось от родителей, то и определит нашу жизнь. (3)В словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа» мы найдем подтверждение этой мысли: «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки».(4) И мудрецы вторят, против судьбы не попрёшь. (5)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу.(6) В чем дело? (7)По мнению Грегора Менделя, чешского ученого-монаха 19 века, все дело в диктатуре гена — крохотного властителя нашей жизни. (8)Современная биология доказывает: наша судьба на три четверти зависит от генов.
(9)В книге «Ни дня без мысли» Леонид Жуховицкий, один из современных публицистов, пишет: «Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти».(11) «Куда вела наследственность хилого мальчика Александра Суворова? - размышляет писатель далее. – (12) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями.(13) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю».(14) «Я верю, что качества человека определяются его окружением, а не наследственность», - любил повторять Стив Джобс, один из основателей корпораций Apple.
(15) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (16)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: оставаясь созданием природы, человек живет в обществе, и его духовное и нравственное начало диктуется этим обществом.
(по материалам Интернета)
Тема урока_______________________________________
2.Таблица (способы передачи чужой речи)
Номера предложений |
Способы передачи чужой речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Дидактический материал
Обществознание
Человек существо – социальное.
Науке известны случаи вскармливания человеческих детёнышей животными, и уровень развития таких детей не соответствовал биологическому возрасту, потому что человек становится личностью только в процессе социализации.
Жизнь человека зависит от того, что и кто тебя окружают. (Журнал «Наука и жизнь», статья русского писателя и публициста Тимофеева И.П.)
4. Напишите сочинение, используя дидактический материал и информацию из текста.
Сочинение
Что решает судьбу человека: гены или социум?
____________________________________________ (ключевое понятие ) Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что _____________________________
_______________________________________________________________________.
Мне кажется, что________________________________________________________
__________________________________________________________________
Доказать свою точку зрения мне поможет (жизненный, читательский) опыт.
Размышляя о_______________________, я не могу не обратиться к ________
_______________________________________________________________________.
Автор пишет: «__________________________________________________________
______________________________________________________________________»
Он отмечает, что________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Итак, могу с уверенностью сказать, что________________________________
5. Дидактический материал
История
Человек существо – социальное.
Екатерина Дашкова была образованной и начитанной, ею была основана Российская Академия наук, хотя её отец был невежественным и жестоким.
Жизнь человека зависит от самого человека. («Е. Р. Дашкова, её жизнь и общественная деятельность». Биографический очерк В. В. Огаркова, русского писателя, поэта, литературного критика)
4. Напишите сочинение, используя дидактический материал и информацию из текста.
Что решает судьбу человека: гены или социум?
Прекрасный мартовский день. За окном стучит весёлая капель. В классе тишина: мы пишем сочинение на тему: «______________________________________________________________________»
Сначала давайте разберёмся в понятии___________________________________. Я думаю, что______________.
Могу с уверенностью сказать, что___________________________________.
В качестве доказательства приведу книгу_______________________________. По мнению _____________________,_________________________ Автор говорит: «______________________________________________________________________»
Подводя итог, хочется вспомнить слова_____________: «_______________»
3.Дидактический материал.
Биология
Человек существо - биологическое. В истории известны династии учёных Кюри, Бехтеревых, артистов Дуровых, Запашных, Янковских, потому что природные способности определяют успехи человека в различных видах деятельности.
Наша судьба – в наших генах. (Статья «Династии» Сергея Капицы, советского и российского учёного-физика, просветителя, телеведущего, главного редактора журнала «В мире науки».)
4. Напишите сочинение, используя дидактический материал и информацию из текста.
Сочинение
5. Что решает судьбу человека: гены или социум?
________________________________________________________________________________________. Этот вопрос не может не волновать мыслящего человека. По- моему, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приводя аргументы, хочу обратиться к______________________________________________________________________. По мнению (ФИО)______________________________________________________, «_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________». Это доказывает и размышления о том, что «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
В заключение могу сказать, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.