Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- "
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
06.01.2017
Данный материла представляет собой разработку урока русского языка для пятиклассников на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- ". Разработка содержит различный дидактический материал, разного типа диктанты, тестовые вопросы в формате ЕГЭ и богатый словарный материал. Надеюсь, что данная разработка будет интересна и полезна учителям-словесникам.Данный материла представляет собой разработку урока русского языка для пятиклассников на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- ". Разработка содержит различный дидактический материал, разного типа диктанты, тестовые вопросы в формате ЕГЭ и богатый словарный материал. Надеюсь, что данная разработка будет интересна и полезна учителям-словесникам.
5 класс откр урок для Шарипово 24.01.2014.doc
о – а в корне –раст – рос
Тема урока: Буквы
Цели урока:
* научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных о – а
в указанных корнях;
* выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными о – а в корне
раст, рос; обосновывать выбор гласных;
* способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению
к слову.
Оборудование:
компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация;
учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразоват. учреждений/[Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2011.)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Отрасль – Отдельная область какоголибо рода деятельности, например металлургическая область
промышленности.
Росток – Стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.
Ростовщик – Человек, дающий деньги в долг под большие проценты.
Ростов – Один из старейших городов, входящий в Золотое кольцо России.
Ростислав – Мужское имя, образовавшееся от двух корней: рост (росток) и –слав (слава).
На
– одежда или обувь, взятая с запасом.
вырост
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Приветствие, проверка готовности к уроку,
сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете
открывать закон, применять его на практике. В правописании существует свой порядок и
дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно
написать безударную гласную. Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся,
например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.
чередующиеся корни мы изучили?
Какие
От чего зависит правописание этого корня?
(лаг
,
лож)
Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг лож командир суф А
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: чтение предложений, составленных с
заданными словосочетаниями (упр 436).
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Изучение нового материала.
Чередоваться могут не только гласные, как это было в корне –лаг лож. Но и
согласные. Да, есть такие согласные, которые командуют гласными и заставляют их чередоваться. Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями написания чередующегося
корня –раст рос ращ. Под ударением в нем всегда пишется то, что слышно. А что
пишется в безударном положении?
1. Наблюдение за словами. Выводы.
Расти, растение, растительный, выращенный, заросли, подросла, взращенный, выросли,
водоросли.
2. Оформление тетрадей, запись темы урока.
3. Работа с учебником (стр. 178).
Можно сделать вывод, что гласные пишутся в зависимости от того, какие согласные ими
командуют.
4. Внимание: опасность!
Зачем возрастаю?
Снегурка спросила меня.
Я знаю, что скоро растаю,
Лишь только увижу весёлую стаю,
Растаю, по камням звеня…
Ф. Сологуб
5. Работа со словамиисключениями, толкование их лексического значения.). Ученики
записывают их в свою тетрадь.
Отрасль – отдельная область какоголибо рода деятельности, например металлургическая
область промышленности.
Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.
Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты.
Ростов – один из старейших городов, входящий в Золотое кольцо России.
Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: рост (росток) и –слав
(слава).
На
– одежда или обувь, взятая с запасом.
вырост
Разминка: Какая гласная пишется в слове растение? Водоросли?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Распределительный диктант.
Расти, растительность, заросли, отрасль, росточек, водоросли, ростовщик, растения,
Ростов, выращенный.
А
расти
растительность
отрасль
растения
выращенный
О
заросли
росточек
водоросли
ростовщик
Ростов 2. Физминутка.
3. Тест в формате ЕГЭ.
А1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) сл..жение, подр..сти
2) выр..щивать, прил..гательное
3) предл..жение, р..стительность
4) р..сток, предл..гать
А2. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) в..махнуть, и..чезнуть
2) бе..полезный, во..мущение
3) и..мениться, ..гореть
4) ра..бег, во..глас
А3. В каком слове есть чередование согласного в корне?
1) тортик
2) пончик
3) кружок
4) кролик
А4. В каком ряду оба слова – исключения?
1) р..стовщик, подр..сти
2) выр..щивать, Р..стов
3) выр..ст, р..стительность
4) р..сток, отр..сль
В1. Из данного предложения выпишите слова с чередованием согласных в корне.
Пушистый снег летает в воздухе.
Ключ к тесту:
А1. 2
А2. 4
А3. 3
А4. 4
В1. Пушистый, снег, летает, воздухе. 4. Потренируемся!
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (обобщение изученного на уроке, выставление
оценок)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 85 выучить правило, упр. 441.
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- "
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- "
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- "
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы о – а в корне –раст- – -рос- "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.