Разработка урока. Всеобщая история. "Переход от традиционного общества к индустриальному". 9 кл.
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
9 кл
11.03.2018
Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами вызывал у народов Востока враждебность к колонизаторам и, само собой, неприятие всего того, что имело западное происхождение за исключением тогдашнего оружия. Кроме того, нельзя забывать, что в традиционных обществах Востока существовали свои ценности, основанные на ином, чем у европейцев, восприятии мира. Поэтому восточные цивилизации стремились сохранить традиции, которыми дорожили, не желали, в своем подавляющем большинстве, перенимать чуждый им европейский образ жизни. Особняком стоит Япония, которая сумела встать на путь индустриализации и развиваться согласно девизу «Восточная мораль — западная техника».
Переход от традиционного общества к индустриальному.docx
Переход от традиционного общества к индустриальному
В XIX в. в развитых странах мира происходит переход от традиционного
общества к индустриальному. Скорость этого процесса была неравномерной.
Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне
природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи.
Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс
создания крупной, технологически развитой промышленности.
Модернизация – становление и развитие индустриального общества
(переход от традиционного к индустриальному обществу)
Поэтому можно выделить в XIX в. три эшелона модернизации.
К первому эшелону относятся страны так называемого «старого
капитализма», где индустриальное общество развивалось эволюционно и это
развитие носило естественный характер (например, Англия, Франция).
Модернизация началась рано (17в.), под влиянием естественных, внутренних
причин и экономических предпосылок.
Темпы модернизации – естественные.
Ко второму эшелону относят страны так называемого «молодого
капитализма», где модернизация проводилась в основном за счет
целенаправленных реформ (например, Германия, Италия, Австрийская
империя, США, Россия). Иногда эти страны называют странами
«догоняющего капитализма».
Начало модернизации – 18 в., завершение – 2 пол. 19 в.
Во главе модернизационных процессов стоит государство, которое проводит
реформы. Главная цель – догнать страны 1 эшелона.
Темпы – быстрые, форсированные.
К третьему эшелону модернизации относятся страны, где преобладали нормы
традиционного общества, и процесс модернизации шел очень медленно. Это
Страны Латинской Америки, страны Азии и Африки.
Модернизация – в конце 19 – начале 20 вв. Модернизация идет под влиянием
развитых стран. Внутренние предпосылки модернизации отсутствуют. Темпы
– замедленные.
Если говорить о странах и народах Востока, необходимо сказать, что развитие
модернизации в этих странах имело свои особенности, носило запаздывающий
и ограниченный характер.
Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами вызывал у
народов Востока враждебность к колонизаторам и, само собой, неприятие
всего того, что имело западное происхождение за исключением тогдашнего
оружия. Кроме того, нельзя забывать, что в традиционных обществах Востока существовали свои ценности, основанные на ином, чем у европейцев,
восприятии мира. Поэтому восточные цивилизации стремились сохранить
традиции, которыми дорожили, не желали, в своем подавляющем
большинстве, перенимать чуждый им европейский образ жизни.
Особняком стоит Япония, которая сумела встать на путь индустриализации и
развиваться согласно девизу «Восточная мораль — западная техника».
Модернизация — это изменение менее развитого общества, в ходе которого
оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу. В
целом же модернизация — это длительный и очень сложный процесс, в его
ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни
общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.
В XIX в. этот процесс происходит в Западной Европе и в США и приводит к
преобразованию традиционного общества в индустриальное.
Рассматривая историю XIX в., мы видим изменения в демографических
процессах: в это время в Европе происходит бурный рост населения,
увеличиваются миграционные процессы. В поисках работы, лучшего заработка
массы сельского населения отправляются в города. Очень интенсивно растет
городское население. Кроме того, необходимо отметить, что в XIX в.
усиливается поток переселенцев в страны Нового Света из Европы.
В экономической области проявлением модернизации является развитие
индустриализации. В XIX в. благодаря завершению промышленного
переворота развивается индустриализация — ручной труд постепенно
вытесняется машинным.
Необходимо отметить, что сами машины начинают производиться также при
помощи других машин — станков, происходит усложнение технологических
процессов, резко углубляется разделение труда, что ведет к усилению
дальнейшей его специализации.
Индустриальная революция мощно преобразовывает мир, приводит к
появлению невиданных ранее новых материалов, новых источников энергии,
новых средств сообщения и связи, и самое главное – к новой организации
труда.
Происходят значительные изменения и в политической области. В
политической области модернизация проявляется в демократизации
государственной и общественной жизни. Буржуазия, завоевав экономическую
власть, стремится и к власти политической. В ходе продолжающихся в первой
половине XIX в. революций и реформ идет перестройка государственной
власти, к которой больше не относятся как к проявлению воли Бога.
Предыдущий век, Век Просвещения, окончательно осуществил переворот в
умах людей. Все больше сторонников находит идея просветителей, что главным источником власти является народ. Власть монархов начинает
ограничиваться конституциями и парламентами, а в ряде стран (например, в
70е гг. во Франции) даже побеждает республиканское государственное
устройство. Усиливается влияние политических партий. Закладываются
основы правового государства и гражданского общества, расширяются права
людей.
Само собой, модернизация коснулась и духовной сферы. Модернизация в
области культуры — это неимоверно быстрый рост научных знаний,
формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и
общества, это процесс дальнейшего обмирщения сознания, начатый в XVI в.
Реформацией, это придание светского характера в большинстве стран
школьному образованию. В ходе модернизации в XIX в. происходит рождение
и развитие индустриального общества.
Подводя итог, можно сказать, что XIX век, давший миру господство
машинного производства, преобразовал жизнь до неузнаваемости. Происходит
общественное разделение труда, формируется развитый рынок, окончательно
превратившийся в регулятор товарного хозяйства. Нельзя забывать и о том,
что в это время в Европе и США усилилось стремление к демократизации
государственного и общественного устройства, постепенно, через революции
и реформы шло формирование правового государства, складывалось
гражданское общество. Стремительно усиливается влияние человека в
обществе и его власть над природой.
Но только ли хорошее принес век модернизации? Уже в первой трети XIX в.
ученые начинают проявлять беспокойство о последствиях влияния
индустриализации на природу. Они отмечают, что выделения двуокиси
углерода вызывают потепление атмосферы. Резко опасность войн изза
создания новых видов оружия, а мощное развитие производства поставило его
в зависимость от источников энергии. Технический прогресс, с одной стороны
делая жизнь человека богаче и уютнее, предоставляя ему больше свободного
времени, в то же время породил экологические проблемы, грозящие
существованию человечества. Поэтому невозможно дать однозначный ответ
на вопрос о прогрессивности изменений произошедших в обществе в период
модернизации.
Разработка урока. Всеобщая история. "Переход от традиционного общества к индустриальному". 9 кл.
Разработка урока. Всеобщая история. "Переход от традиционного общества к индустриальному". 9 кл.
Разработка урока. Всеобщая история. "Переход от традиционного общества к индустриальному". 9 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.