Я в мире Дата:
Урок № 19
Тема. Украина – независимое, демократическое, правовое государство.
Цель:
учебная: формировать у учащихся понимание единства и целостности Украины, ее многонационального народа как национальной идеи развития свободного, независимого, демократического государства; углубить знания о родной земле, об Украине; ознакомить учащихся со статьями Конституции Украины;
развивающая: развивать познавательный интерес, творческие и поэтические способности;
воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам, формировать чувство принадлежности к Украине, осознание себя украинцем.
Оборудование: карта Украины, карточки с изображением государственных символов Украины, Конституция Украины, буквы алфавита на бумаге, азбучная сумка, карточки для экспресс-игры «Гонки единомышленников», сигнальные карточки, видеофильм «Мы патриоты Украины!», сердечки).
План урока
1. Организационный момент 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний 6 минут
3. Сообщение темы и цели урока 1 минута
4. Мотивация учебной деятельности. 5 минута
5. Работа над новым материалом. 20 минуты
6. Итог урока. 5 минут
Ход урока
І. Организация учебной деятельности СЛАЙД 1
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. ( с учителем, с гостями)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, а кто знает, что такое акростих?( Это стихотворение, в котором первые буквы каждой строки, считываемые сверху вниз, образуют слово или предложение)
Поэтому сейчас ваша задача: прослушать акростих и отгадать слово, которое образовалось
Работа с акростихом-загадкой. СЛАЙД 2
1. У всіх людей одна святиня,
Куди не глянь, де не спитай.
Рідніша їм своя пустиня,
Аніж земний в чужині рай.
Їм красить все їх рідний край.
Нема без кореня рослини,
А нас, людей, без батьківщини.
(Микола Чернявський)
- Какое слово спрятано в этом стихотворении?
2. Прием «Ассоциации». СЛАЙД 4
Учитель: Ребята, а что для вас Украина? (это родной край, где я родился, живу, где живут и работают мои родители; это земля, на которой родился выдающийся украинский поэт и художник Т.Г.Шевченко; это леса и парки, горы, реки и степи; это улица, на которой я живу, школа, мои друзья; это моя семья: папа, мама, сестренка, бабушка, дедушка, родной дом)
Создание ассоциативного ряда со словом- отгадкой.(Украина)
2. Прием «Алфавитный суп». СЛАЙД 5
Учитель: Какие слова приходят вам на ум, когда вы произносите слово Украина? Поэтому сейчас вашей задачей будет: с алфавитной сумки достать букву русского алфавита и назвать прилагательное к слову «Украина».
Каждый ученик берет из «Алфавитной сумки» букву, называет прилагательное к слову «Украина».
Е – единственная Д – демократическая, Т – трудолюбивая, С - суверенная, Р- родная, Ц - цветущая, П- прекрасная, приветливая, Щ - щедрая, Х – хлебосольная, К – красивая, Л – ласковая, М – милая, Н – независимая.
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием!
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята вы уже догадались, что на сегодняшнем уроке мы поговорим об Украине», тема сегодняшнего урока «Украина – независимое, демократическое, правовое государство.»
IV. Восприятие и осознание учебного материала
1. Рассказ учителя
- Ребята, вы знаете, что такое независимость?(СЛАЙД 6)
Независимость – это возможность принимать самостоятельные решения, которые подчиняются собственным желаниям и интересам и не требуют внешних указаний и приказов. Независимость для государства — политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет.
Украина является суверенным государством — которое имеет четко определенную территорию, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств.
24 августа 1991 г. Верховная Рада Украины приняла Исторический документ исключительного значения для судьбы украинского народа — Акт провозглашения независимости Украины. Государственным языком является – украинский.
СЛАЙД 7
2. Упражнение «Дерево украинской независимости»
Учитель: В украинской песни Нина Матвиенко поет: (фрагмент песни)
«Из рода в род кладет жизнь мосты, без корней саду не цвести, без стремления лодка не плывет, без корней погибает все живое». Гибнет без корней дерево без истории нет будущего и для государства.
- Ребята на доске у нас висит дерево, но ему не хватает плодов. Наша задача: из всех плодов выбрать те, которые характеризуют Украину за годы независимости.
(Учитель предлагает на кроне дерева (рисунок) в виде плодов прикрепить памятные страницы уже независимой Украины.)
Плод 1 Украина – независимое государство
Согласно Конституции (ст.1.), Украина провозглашена суверенным и независимым, демократическим, социальным и правовым государством
Плод 2 Украина – демократическое государство
Из Статьи 5 Конституции Украины: Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.
Плод 3 Украинские государственные символы
Государственными символами Украины являются Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины.
Плод 4 Государственный язык Украины
Государственным языком в Украине является украинский язык. Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.
Плод 5 Украина – правовое государство
Конституция Украины – это основной закон государства, приняли её 28 июня 1996 года. Поэтому 28 июня мы отмечаем праздник – день Конституции Украины.
(прикрепляют яблоки к кроне дерева)
Плод 6. Украина – монархическое государство
Плод 7. В Украине правит королева.
Плод 8. Флаг Украины трех цветов.
Учитель: Вот ребята, какое красивое дерево получилось. Мы должны гордиться Украиной!
Учитель: - Каким будет будущее страны зависит от каждого из нас. Родина, как мать, одна. Мы должны заботиться о ней, чтобы она была богатой, цветущей, яркой. А для этого нам надо любить ее, лелеять, защищать. Вы, дети, должны расти умными, трудолюбивыми, чтобы превратить родную страну на страну ваших мечтаний.
СЛАЙД 8
- А сейчас ребята откройте учебнике на стр. 82 и послушайте рассказ «Учимся любить свою Родину».
3 .Работа с учебником
с. 82-83
Анализ рассказа «Учимся любить свою Родину».
Учитель: - Почему дикие гуси всегда возвращались домой, на Родину? (потому что Родина - это самое дорогое, что есть у каждого из нас.)
- Чему учит нас этот рассказ? (не забывать свой родной край, своих родителей.)
- Бывает ли у людей такие чувства, когда ты в гостях или поехал в другой город, и тянет домой?
Ответы детей
- Ребята, посмотрите на экран. СЛАЙД 9
Какую пословицу, можно подобрать к этому произведению?
(ответы детей) СЛАЙД 10
Без беды друга не узнаешь
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Родной край – сердцу рай.
Терпенье и труд всё перетрут.
- Послушайте стихотворение «Моя Украина» Анны Чубач
- За что автор любит Украину?
-Анна Тарасовна Чубач является заслуженным деятелем искусств Украины и также как мы любит Родину.
- Найдите в стихотворении слова, которыми автор описывает свои чувства к родной земле.
Чтение стихотворения «Моя Украина» учениками по столбикам.
- Ребята, чему учит нас автор стихотворения? (любить Украину, видеть в ней всё хорошее, всегда ею гордиться.)
4. Физкультминутка (видео ролик)
Вы, наверное, уже устали. Поэтому проведем физкультминутку. Встаньте ровненько возле парт, посмотрите на экран и повторяйте движения. СЛАЙД 11
Д?5. Прием «Экспертная оценка» (работа в парах). СЛАЙД 12
Учитель: Ребята, вы отдохнули? Вам предстоит очень важное задание. Мне отправили письма иностранные граждане, которые ничего не знают про нашу страну. Ваша задача: помочь иностранцу узнать Украину лучше.
(СЛАЙД 13)
Вы в парах обсудите и расскажите нам по предметным рисункам, которые в конверте, про государственные символы Украины. (повторить правила работы в парах)
1 пара – Государственный Гимн Украины;
2 пара – Государственный Флаг Украины;
3 пара – Государственный Герб Украины;
4 пара – Конституция Украины.
Отчетов экспертных пар.
V. Закрепление учебного материала
Учитель: Ребята, вы наверно обратили внимание на доску. На доске у нас указаны три станции, которые мы должны с вами обязательно пройти. А игра наша называется
СЛАЙД 14 «Гонки единомышленников». Вы сейчас будете работать в группе, а чтоб хорошо справиться со всеми заданиями, вы должны работать дружно, вместе со всеми. На финишном этапе маршрута всех ждет сюрприз.
- Согласно маршрутного листа, первая станция СЛАЙД 15 «Этническая». Ваша задача: подобрать слова, которые характеризуют черты украинцев. СЛАЙД 16 У вас на партах карточки с заданием, при завершении задания группа поднимает сигнальную карточку (если готовы – зелёная, встретились с трудностями - оранжевая). Приступаем к работе, время выполнения задания – 2 минуты.
Карточка 1
Станция «Этническая»
Подобрать слова, которые характеризуют национальные черты украинцев.
......у........
......к........
......р........
......а.........
.......и.........
.......н........
.......ц.........
........ы......
Ответ: уверенность (улыбчивость, упрямство, упорство), красота (красноречивость), решительность, активность (артистичность, аккуратность), искренность (исполнительность, игривость, импульсивность), настойчивость (наглость. наивность), целеустремленность, смышлёность (открытость, любопытность, вспыльчивость).
Учитель:
- Все справились с заданием? (ответы детей) У вас хорошо получилось, умнички! Следующая станция СЛАЙД 17 «Хлебосольная». Ваша задача: представить себя поварами, подготовить рецепт приготовления слова «единство». Как вы понимаете смысл слова «Единство»? (Ответы: сплоченность, взаимосвязь, дружба). СЛАЙД 18 Ингредиенты для приготовления: братство, дружба, неприязнь, взаимное уважение, толерантность, ненависть, поддержка, доброжелательность, демократия, патриотизм, ответственность. СЛАЙД 19 Вы должны стрелочками соединить количество и ингредиент. На выполнения этого задания дается 2 минуты, о окончании задания сообщите сигнальными карточками. Не забывайте правила работы в группе.
Прием «Рецепт приготовления слова»
Карточка
Станция «Хлебосольная»
Предложить свой способ приготовления, соединив слова левого и правого столбиков.
1 стакан братство
2 ст. ложки дружба
1 ч. ложка враждебность
1 щепотка взаимоуважение
3 горсти ненависть
0,5 ч. ложки поддержка
доброжелательность
демократия
патриотизм
ответственность
Учитель: Ребята, вы хорошо справились с заданием! Я думаю блюдо получилось. Следующая станция СЛАЙД 20 «Права и обязанности». Ваша задача: правильно определить ваши права и обязанности. Я буду называть слово, а вы должны поднимать карточку с соответствующими словами «права» или «обязанности». Не забывайте, если вы хорошо справитесь с заданием вас ждет сюрприз. И так начинаем!
Станция «Права и обязанности»
- Беречь книги; (обязанность)
- соблюдать правила движения; (обязанность)
- старательно учиться; (обязанность)
- жить; (право)
- учиться; (право)
- игры, отдых, развлечения; (право)
- любовь; (право)
- заботиться о жизни, здоровье; (обязанность)
- пользоваться библиотекой, спортивным залом; (право)
- охранять природу; (обязанность)
- забота; (право)
- соблюдать правила поведения. (обязанность)
Учитель: За успешно выполненную работу – сюрприз из сундука сокровищ – видеофильм. Прежде чем я включу фильм, ребята, вы подумайте, что хотели бы пожелать Украине. Внимание на экран. СЛАЙД 21
2. Просмотр видеофильма «Украина – единая страна».
VІ. Итог урока
1. Рефлексия
Учитель: Понравился вам фильм? У каждого из вас на парте бумажное сердечко. Вы должны записать свои пожелания и подойти к карте Украины приклеить их объединив всю страну. СЛАЙД 22
- Песня «Я малюю синє небо»
Учитель:
- Вот и подходит к концу наш урок.
Давайте вспомним над какой темой мы сегодня работали?
Что нового вы узнали?
Когда Украина стала независимой?
- Все сегодня умнички, поработали хорошо! СЛАЙД 23 Спасибо за урок!
Д? 2. Игра «Пальчики»
- Представить, что кулачок – это лепестки цветочка, который будет раскрываться с каждым утверждением, с которым соглашаетесь.
• Я – украинец и горжусь этим.
• Я уважаю государственные символы Украины.
• Я уважительно отношусь к истории, культуре и традициям украинского народа.
• Каждый человек должен придерживаться правовых и конституционных норм, владеть государственным языком.
• Территория и народ Украины, что ее населяет с севера на юг, с запада на восток, являются неразделимыми и едиными.
Из раскрытых ладошек – цветочков ученики образуют венок единства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.