Разработка урока по биологии на тему "Зелёные водоросли" для учащихся 6 класса. Данный урок расширяет знания учащихся о разнообразии водорослей. Здесь рассматривается распространение, особенности строения и организации зелёных водорослей, их
значение в природе и разнообразие. Также в конспекте есть лабораторная работа.
Зелёные водоросли.docx
Тема: ЗЕЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ.
Лабораторная работа № 11 «Строение
водоросли»
Цель:
учебная: сформировать понятие о зелёных водорослях;
развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно
выражать свое мнение.
воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,
моральную ответственность за сохранение растительного мира.
Основные понятия: зелёные водоросли, хлорелла, хламидомонада,
вольвокс.
Методы: опрос;
рассказ, беседа;
демонстрация схем.
Оборудование: схемы.
Тип урока: закрепление знаний,
изучение нового материала.
Структура урока:
1 Организационный этап...................... 3 мин.
2 Проверка знаний.............................. 15 мин.
3 Изучение нового материала.............. 15 мин.
4 Домашнее задание.............................. 2 мин.
5 Закрепление материала..................... 10 мин.
Ход урока:
1 Организационный этап.
2 Проверка знаний.
Вопросы к теме «Общая характеристика водорослей»:
1 Почему водоросли считают простейшими растительными
организмами? (Это простейшие растительные организмы, т.к. в теле водорослей нет тканей и оно не разделяется на органы.
Такое тело называется таллом (или слоевище))
2 Какие признаки общие для всех водорослей? (Общие для всех водорослей
признаки: Клеточное строение, Наличие хлорофилла, Автотрофный тип питания (но при определённых условиях некоторые
водоросли могут переходить к гетеротрофному питанию), Отсутствие тканей и вегетативных органов)
3 Где растут водоросли? (По месту произрастания водоросли разделяют на: водные и наземные.
Водоросли живут и в почве, и на камнях, и на стволах деревьев, даже на снегу)
4 Какими бывают водоросли по строению? (По строению водоросли бывают:
Одноклеточные, Колониальные, Многоклеточные)
5 Расскажите про основные компоненты клеток водорослей? Клеточная оболочка
Ядро
Цитоплазма
Органеллы
Запасные вещества
Защищает клетку от неблагоприятных влияний среды
Содержит наследственную информацию и руководит всеми процессами в клетке
Заполняет внутреннее состояние клетки
Выделяются хлоропласты, которые могут иметь разную форму
Чаще всего это углеводы
6 Какими способами размножаются водоросли? (Способы размножения:
Вегетативное – делением клетки пополам или оторванными частями таллома. Бесполое – с помощью подвижных или неподвижных
спор. Половое – с участием гамет)
7 Значение водорослей. (Роль водорослей: Источник пищи для обитателей водной среды;
Насыщают кислородом толщу воды и воздух атмосферы; Из них получают вещества, используемые для производства продуктов
питания; Некоторые морские водоросли съедобны; Из них получают удобрения; Применяют в медицине)
3 Изучение нового материала.
Зелёные водоросли – организмы с зелёной окраской таллома,
поскольку среди пигментов, содержащихся в их клетках, преобладают
хлорофиллы. Самая многочисленная группа, около 20 000видов.
Особенности строения:
В отличие от других, у зелёных водорослей накапливается углевод и
крахмал. Поглощают красные лучи света (живут на малых глубинах).
Покрыты клеточной стенкой из целлюлозы. У многих одноклеточных
водорослей есть красный глазок и сократительные вакуоли. У них все способы
размножения.
Одноклеточные – хлорелла, хламидомонада; колониальные – вольвокс;
многоклеточные – спирогира, ульва.
Примеры зелёных водорослей:
Строение
Грушевидной формы, есть два
жгутика (передвижение); красный
глазок (ориентация в пространстве);в
центре цитоплазмы – ядро. У
Нитчатая водоросль. Клеточная
оболочка снаружи покрыта слизью.
Есть 14 лентовидных спиральных
хлоропласта. В центре клетки –
д
т
е
и
л
м
к
а
о
л
н
Х
д
а о
я
е
и
д
а
л
г
а
н
к
о
н
ч
о
р
о
о
г
и
м
о
п
о
н
С
м
я
а
а
р
н
ч
о
т
Способ
размножения
Бесполое –
с помощью
зооспор;
половое –
Бесполое –
деление
клеток и
частей
Распространени
е
В пресных
водоёмах в
составе
планктона
В стоячих и
медленно
проточных
водах.
Вольвокс
Колониальная
Хлорелла
Одноклеточная
Введена в
промышленную
культуру
Нет жгутиков и
глазка
Ульва
Пластинчатая
Введена в
культуру,
съедобная
Название Улотрикс
Вид
Значение
Строение
Нитчатая
Корм для
пресноводных
рыб и моллюсков
В клетке есть
хлоропласт в
виде
незамкнутого
кольца.
прикрепляется
Похожа по
строению на
хламидомонаду.
Между собой
соединяются
цитопл.мостиками ко дну
ризоидами
Вегетативное –
частями нити
В пресных
водоёмах
Размноже
ние
Распростр
анение
Только
бесполым путём
В пресных и
солёных
водоёмах, в
почве
Половое и
бесполое
В морской воде
Вегетативное ,
половое
4 Домашнее задание
§28 читать, отвечать на вопросы. В тетради стр.54.
5 Закрепление материала. Лабораторная работа № 11 «Строение водоросли»
Цель: ознакомиться со строением клетки водорослей; научиться
распознавать виды, выяснить различия в строении изученных видов.
Оборудование: микроскоп, пробирка с хламидомонадой, препарат
«Спирогира», «хламидомонада», учебник.
Ход работы:
1 Рассмотрите хламидомонаду в пробирке.
2 Рассмотрите препараты.
3 Подпишите части и органеллы клеток цифрами на рисунке.
4 В выводе заполните таблицу строения хламидомонады и
спирогиры.
Литература
А) Использованная учителем
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ
«БАО», 2006. – 752с.
3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков
«Колорит», 2004. – 248с.
4. Таглина О.В., Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство
«Утро», 2007. – 320с.
5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. Х.: Издательство «Утро»,
2008. – 192с.
Б) Рекомендованная ученикам:
1. Соболь И.В. – Биология: учебник для 7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл.
2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.
Разработка урока "Зелёные водоросли"
Разработка урока "Зелёные водоросли"
Разработка урока "Зелёные водоросли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.