Разработка урока "Зелёные водоросли"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по биологии на тему "Зелёные водоросли" для учащихся 6 класса. Данный урок расширяет знания учащихся о разнообразии водорослей. Здесь рассматривается распространение, особенности строения и организации зелёных водорослей, их значение в природе и разнообразие. Также в конспекте есть лабораторная работа.
Иконка файла материала Зелёные водоросли.docx
Тема: ЗЕЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ. Лабораторная работа № 11 «Строение водоросли» Цель:  учебная: сформировать понятие о зелёных водорослях; развивающая: развивать умение логично размышлять, правильно  выражать свое мнение. воспитательная: воспитывать эстетичное восприятие растений,  моральную ответственность за сохранение растительного мира. Основные понятия: зелёные водоросли, хлорелла, хламидомонада,  вольвокс. Методы:     опрос; рассказ, беседа; демонстрация схем. Оборудование: схемы. Тип урока: закрепление знаний, изучение нового материала. Структура урока: 1 Организационный этап...................... 3 мин. 2 Проверка знаний.............................. 15 мин. 3 Изучение нового материала.............. 15 мин. 4 Домашнее задание.............................. 2 мин. 5 Закрепление материала..................... 10 мин. Ход урока: 1 Организационный этап. 2 Проверка знаний. Вопросы к теме «Общая характеристика водорослей»: 1 Почему водоросли считают простейшими растительными  организмами? (Это простейшие растительные организмы, т.к. в теле водорослей нет тканей и оно не разделяется на органы.  Такое тело называется таллом (или слоевище)) 2 Какие признаки общие для всех водорослей? (Общие для всех водорослей  признаки: Клеточное строение, Наличие хлорофилла, Автотрофный тип питания (но при определённых условиях некоторые  водоросли могут переходить к гетеротрофному питанию), Отсутствие тканей и вегетативных органов) 3 Где растут водоросли? (По месту произрастания водоросли разделяют на: водные и наземные.  Водоросли живут и в почве, и на камнях, и на стволах деревьев, даже на снегу) 4 Какими бывают водоросли по строению? (По строению водоросли бывают:  Одноклеточные, Колониальные, Многоклеточные) 5 Расскажите про основные компоненты клеток водорослей?Клеточная оболочка Ядро  Цитоплазма  Органеллы  Запасные вещества Защищает клетку от неблагоприятных влияний среды Содержит наследственную информацию и руководит всеми процессами в клетке Заполняет внутреннее состояние клетки Выделяются хлоропласты, которые могут иметь разную форму Чаще всего это углеводы 6 Какими способами размножаются водоросли? (Способы размножения:  Вегетативное – делением клетки пополам или оторванными частями таллома. Бесполое – с помощью подвижных или неподвижных  спор. Половое – с участием гамет) 7 Значение водорослей. (Роль водорослей: Источник пищи для обитателей водной среды;  Насыщают кислородом толщу воды и воздух атмосферы; Из них получают вещества, используемые для производства продуктов  питания; Некоторые морские водоросли съедобны; Из них получают удобрения; Применяют в медицине) 3 Изучение нового материала. Зелёные водоросли – организмы с зелёной окраской таллома,  поскольку среди пигментов, содержащихся в их клетках, преобладают  хлорофиллы.  Самая многочисленная группа, около 20 000видов. Особенности строения: В отличие от других, у зелёных водорослей накапливается углевод и  крахмал. Поглощают красные лучи света (живут на малых глубинах).  Покрыты клеточной стенкой из целлюлозы. У многих одноклеточных  водорослей есть красный глазок и сократительные вакуоли. У них все способы размножения. Одноклеточные – хлорелла, хламидомонада; колониальные – вольвокс;  многоклеточные – спирогира, ульва. Примеры зелёных водорослей: Строение  Грушевидной формы, есть два  жгутика (передвижение); красный  глазок (ориентация в пространстве);в центре цитоплазмы – ядро. У  Нитчатая водоросль. Клеточная  оболочка снаружи покрыта слизью.  Есть 1­4 лентовидных спиральных  хлоропласта. В центре клетки –  д т е и л м к а о л н Х д а о я е и д а л г а н к о н ч о р о о г и м о п о н С м я а а р н ч о т   Способ  размножения Бесполое – с помощью  зооспор;  половое –  Бесполое – деление  клеток и  частей  Распространени е В пресных  водоёмах в  составе  планктона В стоячих и  медленно  проточных  водах. Вольвокс  Колониальная Хлорелла  Одноклеточная Введена в  промышленную  культуру Нет жгутиков и  глазка Ульва  Пластинчатая  Введена в  культуру,  съедобная Название Улотрикс  Вид  Значение Строение  Нитчатая Корм для  пресноводных  рыб и моллюсков В клетке есть  хлоропласт в  виде  незамкнутого  кольца.  прикрепляется  Похожа по  строению на  хламидомонаду.  Между собой  соединяются  цитопл.мостикамико дну  ризоидами Вегетативное –  частями нити В пресных  водоёмах Размноже ние  Распростр анение  Только  бесполым путём В пресных и  солёных  водоёмах, в  почве Половое и  бесполое В морской воде Вегетативное ,  половое 4 Домашнее задание §28  читать, отвечать на вопросы.  В тетради стр.54. 5 Закрепление материала.  Лабораторная работа № 11 «Строение водоросли» Цель: ознакомиться со строением клетки водорослей; научиться  распознавать виды, выяснить различия в строении изученных видов. Оборудование: микроскоп, пробирка с хламидомонадой, препарат  «Спирогира», «хламидомонада», учебник. Ход работы: 1 Рассмотрите хламидомонаду в пробирке. 2 Рассмотрите препараты. 3 Подпишите части и органеллы клеток цифрами на рисунке. 4 В выводе заполните таблицу строения хламидомонады и  спирогиры. Литература А) Использованная учителем 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ  «БАО», 2006. – 752с. 3. Красильникова Л.А., Садовниченко Ю.А. – Анатомия растений. – Харьков  «Колорит», 2004. – 248с. 4. Таглина О.В., ­ Биология 7 класс: разработки уроков. – Х.: Веста: Издательство  «Утро», 2007. – 320с. 5. Таглина О.В. – Готовимся к урокам биологии. 7 класс. ­ Х.: Издательство «Утро»,  2008. – 192с. Б) Рекомендованная ученикам: 1. Соболь И.В. – Биология: учебник для  7классов. – К.: Грамота, 2007. – 296с.:іл. 2. Энциклопедии по биологии. Раздел Ботаники.