Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс
Оценка 4.6

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
8 кл
14.02.2018
Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс
Внеклассное мероприятие по литературе или классного часа для учащихся 8-9 классов на нравственную тему. До мероприятия учащиеся делятся на группы и готовят презентацию и выразительное чтение стихов, знакомятся с некоторыми статьями книги "Писем о добром" Д.С.Лихачева. В процессе мероприятия учащиеся делают выводы о том, что же значит быть человеком. Данное мероприятие учит детей доброте, нравственности и тому, как не вырасти нравственным калекой.Разработка внеклассного мероприятия по литературе или классного часа
Внекл. мероприятие по Дихачеву .docx
Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Быть человеком – что это значит?» Цели урока: 1. Познакомить с биографией и научной деятельностью Д.С.Лихачева. 2. Рассмотреть некоторые постулаты «Писем о добром» Д.С.Лихачева. 3. Развивать умения и навыки анализа публицистического текста, умения   подбирать примеры из произведений художественной литературы, иcтории и из жизни. 4. Воспитывать у учащихся нравственные человеческие ценности. Оборудование: презентация к уроку, презентация учащихся о Д.С.Лихачеве, высказывания на столы из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром). Ход мероприятия: I Организационный момент II. 1.Звучит   музыка.   На   фоне   музыки   звучит   стихотворение   Б.Окуджавы   «Совесть, благородство и достоинство…»  Совесть, благородство и достоинство­ Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь­ За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен­ Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрёшь, как человек. 2. ­ Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (О человеке, о том, что же значит быть человеком, о его нравственных ценностях) ­ А легко ли им быть? На этот вопрос можно ответить словами Иогана Бехера, которые можно взять эпиграфом к нашему уроку: (Слайд 1) Но быть человеком – Не так это просто. Но быть человеком – Геройство в наш век. О, встать бы и крикнуть С трибуны, с подмостка: «Храни человечность свою, человек!» Учитель: Нравственность, человечность… Казалось бы, такие простые и всем с детства знакомые слова. Но всегда ли мы их правильно понимаем? Я предлагаю вам сейчас поработать в группах и попытаться дать значение этих слов. (Работа в группах) ­ Ну, а теперь давайте проверим, как вы справились с заданием.  (Учащиеся зачитывают свои значения, а затем как это дается в Толковом словаре) ­ Очень замечательно об этом сказал ученый, академик Д.С.Лихачев: (Слайд 2) «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром». Этому человеку 28 ноября исполнилось бы 111 лет. Какой он был, этот великий человек? Давайте дадим слово учащимся, которые подготовили об этом удивительном человеке. (1 группа рассказывает о Д.С.Лихачеве с презентацией) ­   Д.С.Лихачев   прожил   долгую   жизнь,   испытал   на   себе   голод,   лишения,   пережил гражданскую войну, революцию, сидел в лагере за участие в научном студенческом кружке, пережил Великую Отечественную войну. Но при этом он не только не очерствел душой, не растерял свои лучшие человеческие качества, но еще и многое сделал для того, чтобы последующие   поколения   стали   чище,   духовно   и   нравственно   богаче.   Свои   мысли   он изложил в своих «Письмах о добром». И сегодня мне бы хотелось поближе познакомить вас с отдельными страницами этой книги Д.С.Лихачева. ­ Сейчас я предлагаю 2 группе, которая дома работала с письмом «Нравственные вершины и отношение к ним» тезисно изложить содержание этого письма. (Учащиеся 2 группы кратко излагают содержание письма) Беседа по тексту: 1. Согласны ли вы с позицией Д.С.Лихачева? Аргументируйте свой ответ. 2. Какие нравственные идеалы всегда были важны нашему русскому народу? Какие человеческие ценности?    (На доске записываются слова: доброта, сострадание, милосердие, честь, достоинство, свобода, чувство любви к родине, семье, родителям) 3. Всегда   ли   люди   поступали   нравственно?   Вспомните,   в   каких   художественных произведениях   рассматриваются   проблемы   добра,   сострадания,   любви   к   родине, семейных ценностей? 4. Какое предложение из этого письма вы бы могли предложить в качестве постулата, жизненного принципа, которому необходимо следовать в жизни? («…любая недоброжелательность воздвигает стену непонимания») ­   Послушайте   стихотворение   Н.А.Некрасова   «Нравственный   человек»   (звучит   мелодия «Лебединое озеро». Учащийся по музыку читает стихотворение. НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК  1 Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла; Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил... Он вызвал: я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 2 Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. Их дом блестящ и полон был, как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла... 3 Крестьянина я отдал в повара: Он удался; хороший повар ­ счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью, Он взял да утопился: дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. 4 Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по­дружески ему, Закону рассудить нас предоставил: Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью... Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.  ­ В этом стихотворении все время повторяются 2 строчки: «Живя согласно с   строгую моралью, я никому не сделал в жизни зла». Так ли это на самом деле? Правильно ли понимает герой стихотворения понятие морали?  ­ В чем смысл этого стихотворения? Учитель:   каждый   человек   сознательно   или   интуитивно   выбирает   в   жизни   свою   цель, жизненную задачу. Вместе с тем он невольно дает себе оценку, как герой некрасовского стихотворения. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Об   этом   говорит   Д.С.Лихачев   в   своем   следующем   письме.   И   я   предоставляю   слово следующей группе, которая работала с письмом «Цель и самооценка». (Учащиеся 3 группы излагают краткое содержание письма) ­ Сформулируйте в нескольких словах мысль автора. (Человек должен ставить перед собой задачи, касающиеся не только его лично, но и общества) ­ Согласны ли вы с таким выражением «Цель оправдывает средства»? Докажите свой ответ. ­ Приведите примеры из литературы, истории или из жизни, когда человек добивается своей цели. ­ Сформулируйте основное положение этого письма.  (Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость) ­ То есть цель должна быть жизненно необходимой. Учитель: Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова о добрых делах. В народе говорят, что человек, Когда он что­то доброе свершает, То свой земной, свой человечий век Не менее чем на год продлевает. А потому, чтоб жизнь не подвела И чтоб прожить вам более столетия, Шагайте, люди, избегая зла, ­ И помните, что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетие! ­ Для чего все­таки рождается человек, на ваш взгляд? ­Каковы мотивы поступков человека? (Чтение учащимся стихотворения Л.Татьяничевой) Не для себя деревья плодоносят, И реки чистых вод своих не пьют, Не просят хлеба для себя колосья, Дома не для себя хранят уют. Себя мы с ними сравнивать не будем, Но каждый знает, эту жизнь любя, Что чем щедрее отдаешь ты людям, Тем радостней живешь ты для себя. ­ В чем, по­вашему, заключается нравственная сила добра? Учитель: ­ А давайте посмотрим, как в пословицах и поговорках, в которых с давних времен,   как   считается,   заключена   народная   мудрость,   народ   выражает   свои   мысли.   4 группе   было   предложено   подобрать   пословицы   и   поговорки   на   нравственную   тему. Зачитайте свои пословицы и поговорки и объясните, как вы понимаете их смысл. ­   А   давайте   попробуем   сравнить   пословицы   русского   народа   с   пословицами   других народов. Есть ли между ними связь? ­ Сделайте вывод. (Вывод: люди разных народов и стран стремятся к добру, справедливости;  достоинство, любовь к родине, близким, честь для каждого народа превыше всего) Учитель: У вас на столах стоят высказывания, взятые из «Писем о добром» Д.С.Лихачева. Я попрошу каждую группу зачитать поочереди эти высказывания и прокомментировать, как вы их понимаете. Учитель:   Ну   что   же,   вы   все   хорошо   поработали.   Сегодня   мы   познакомились   лишь   с некоторыми   советами   Д.С.Лихачева.   В   дальнейшем   на   уроках   русского   языка   мы   еще будем работать с «Письмами…» этого замечательного человека. ­ Скажите, на ваш взгляд, насколько злободневны и важны поднимаемые Д.С.Лихачевым вопросы для сегодняшнего человека? ­ Что же значит, по­вашему, быть человеком? Что может сделать каждый человек для своей земли? Я попрошу вас сейчас каждого ответить несколькими фразами письменно на эти вопросы, записав свои мысли на лучиках. (Учащиеся зачитывают свои высказывания и приклеивают их к солнцу) ­ Посмотрите, какое яркое, лучистое солнце добра у нас получилось. Если каждый из нас будет следовать тому, что он написал на своем лучике, то наша жизнь будет ярче, добрее и прекраснее. III Рефлексия ­И закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением «Быть человеком» (Звучит музыка, на ее фоне читается стихотворение) Быть человеком. Быть человеком – что это значит? Просто жалеть, если рядом плачут, Быть справедливым во всех деяньях, Ближнего разделять страданья. Быть человеком – значит быть добрым, К людям внимательным быть и скромным. Быть человеком – значит быть выше, В слове вернее, в помыслах чище. Будь поскромнее в своих желаньях, Помни хорошее в расставаньях. Людям дари уважение, ласку, А не истерики шок и встряску. Не пресмыкайся перед сильнейшим, Не раболепствуй перед умнейшим. Маленький ты или с чинами – Все перед Богом равны мы с вами. Злу же на свете нет оправданья: Сколько приносит оно страданья! Злом человек оскверняет душу – Людям такой человек не нужен! Чтобы не стал ты таким уродом, Бедным, больным помогай, сиротам. Слабых не обижай стариков: Сам ведь будешь когда­то таков. Ближних своих не съедай речами – Как же в этом грешны мы с вами! Заповеди даны человеку, Чтоб выполнять их от века до века. Правы, не правы – Бог вас рассудит, И по делам вам вашим и будет. Быть человеком – что это значит? Многим задуматься, не иначе… Небольшой   шаг   для человека, большой шаг для человечества. Добро не может быть глупо. ­ Честь   истинная     всегда   в соответствии   с   совестью.   Честь ложная   –   …мираж   в   нравственной пустыне человеческой души. Самое хорошее поведение то, которое внешними   определяется душевной рекомендациями, необходимостью. не   а Наш   язык   –   это   важнейшая   часть нашего общего поведения в жизни. И по   тому,   как   человек   говорит,   мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс

Разработка внеклассного мероприятия "Быть человеком - что это значит?" 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018