Разработка внеурочного занятия "Почему в варежках тепло?"
Оценка 4.8

Разработка внеурочного занятия "Почему в варежках тепло?"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
классное руководство
4 кл
05.01.2017
Разработка внеурочного занятия "Почему в варежках тепло?"
Данный материал разработан для занятий во внеурочной деятельности по курсу "Я-исследователь". Занятие построено с учетом использования учебно-лабораторного оборудования, в нашем случае-термометр для измерения температуры. Педагог с детьми проводит исследовательскую работу в группах и подтверждают озвученную в начале урока гипотезу научным способом.
Почему в варежках тепло.docx

Тема: Почему в варежках тепло?

Цель: провести эксперимент  и обосновать гипотезу - варежки создают тепло  или удерживает его.

 Задачи исследования:

  • изучить информацию об истории возникновения варежек;
  • измерить температуру воздуха в комнате, пустой варежки, своей руки в теплых варежках;
  • проанализировать полученные результаты, сделать вывод;
  • дать полезные советы детям.

Объект работы:

  • варежки, рука в варежках.

Оборудование и материалы:

  • компьютер с установленной программой Logger Lite
  •  датчик температуры;
  • варежка;
  • лист наблюдений.

Проведение эксперимента по плану:

  1. Предположение температуры комнаты, раскрытой ладони, пустой варежки, раскрытой ладони в варежке с шерстяной ниткой. Заполнение листа наблюдений.
  2. Температура (макс.) комнаты, раскрытой ладони, пустой варежки, раскрытой ладони в варежке с шерстяной ниткой. Заполнение листа наблюдений.
  3. Сравнительный анализ полученных результатов. Вывод.

Ход эксперимента:

1.     Орг. Момент.

(Организация внимания учащихся и приветствие гостей)

- Подравняйтесь, поприветствуйте наших гостей.

- Как называется наш курс?

(юный исследователь)

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

(узнаем что-то новое, проведем эксперимент)

- Я надеюсь ваши ожидания исполнятся.

2.     Самоопределение деятельности

- Чтобы определить объект нашего исследования послушайте сказку.

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка. А ты кто?

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

- Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

- Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

- Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

- Тебе и не влезть!

- Как-нибудь влезу, пустите!

- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?

- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

- Да как-нибудь!

- Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

- Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

- Кто догадался, что будет объектом нашего исследования?

(Рукавица)

- Как мы  привыкли называть  рукавички?

(Варежки)

- Кто сможет объяснить значение слова «варежки»

(Варежки или рукавицы — предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных пальцев.)

-  А вы знаете, чем рукавички отличаются от варежек?

- Рукавицы вязали из шерсти, а рукавицы шили из кожи и других суконных материалов. На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки стали известны чуть позже. Они делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки.

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. (в словаре). По праздникам одевали нарядные варежки с разноцветными орнаментами, рисунками, а в обычные дни надевали однотонные.  Начиная с 13 века люди стали носить рукавички, варежки для того, чтобы уберечь руки от холода . Эту традицию мы продолжаем по сей день.

(рассказ учителя сопровождается показом серии картинок)

- А теперь вернемся к сказке.

- Почему животным понравилось прятаться в рукавичке?

(потому что в ней тепло)

- А как вы думаете, варежки создают тепло или удерживают его?

(варианты ответов)

-На ваших листах наблюдений, лежащих на столе, отметьте галочкой утверждение, которое вы считаете верным:

o   Варежки создают тепло

o   Варежки удерживают тепло

-Чтобы проверить ваше предположение – проведем эксперимент. Для этого вы разделились на 2 группы.

- Давайте повторим основные правила работы в группе

·         В обсуждении участвуют все

·         не говорить всем сразу, умей выслушать каждого

·         всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

·         говори тихо и спокойно

·         не согласен, предлагай

·         каждый участник выполняет свои функции

·         успех группы зависит от личного вклада каждого

- Так как для исследования нам понадобится ноутбук и датчики, давайте вспомним правила работы и ТБ при использовании электронного оборудования

Ø бережно и осторожно обращайтесь с техникой

Строго запрещается:

Ø трогать разъемы соединительных кабелей;

Ø прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

Ø прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

Ø включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

Ø класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

Ø работать во влажной одежде и влажными руками

Нужно:

Ø плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

Ø работайте на клавиатуре чистыми руками;

Ø никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;

Ø сидеть прямо;

Ø при возникновении необычной ситуации сразу сообщить учителю;

Ø соблюдать безопасное для глаз расстояние;

Ø время непрерывной работы за компьютером 10-15 минут;

Ø после завершения работы отключить все приложения

(назвать самые основные правила)

- А теперь определите обязанности в группах. Наденьте каждый свой бейджик

(ОРГАНИЗАТОР, ЛАБОРАНТ, ИСПЫТУЕМЫЙ, эксперт, секретарь)

- Приступим к эксперименту.

ЭКСПЕРИМЕНТ

-Подключите датчик температуры к ноутбуку, положите его на стол и не трогайте.

- Запустите программу Logger Lite. На мониторе у вас появится график и счетчик, показывающий текущую температуру.

- На столах у вас лежит план работы на урок. Ознакомьтесь с ним.

План работы

1.     Определить температуру в классе.

2.     Определить температуру ладони.

3.     Определить температуру пустой варежки.

4.     Определить температуру ладони в варежке.

Следуя первому пункту плана, первое:

- Определите температуру в классе. Посмотрите на цифровую шкалу на экране монитора и запишите показания в строчку «комнатная температура» в таблице данных.

Следующий пункт плана (определить температуру ладони)

- Сделайте предположение-  какими будут показания температуры на экране, если вы прижмете датчик к раскрытой ладони?

2. Внесите эти данные в таблицу в строку «предполагаемая температура»

Лист наблюдений «Изменение температуры»

Комнатная температура______с

№ п/п

 

                

Предполагаемая температура, 0С

Температура (макс.), 0С

  1

Раскрытая ладонь

  2

Пустая варежка из шерстяной нити

  3

Раскрытая ладонь в варежке из шерстяной нити

 

3. Теперь определим температуру своей руки следующим образом

-Возьмите датчик за пластмассовую часть и прижмите конец металлической части (щупа) к раскрытой ладони другой руки. Важно: не нужно сжимать его в кулаке, он должен мягко касаться ладони.

4. Нажмите кнопку сбор данных. 60 сек

5. Найдите максимальное значение температуры в графе «Последние данные» и запишите это значение в таблице.

6. Сохраните данные.

- Положите датчик на стол, чтобы он достиг комнатной температуры.

7. Сравните предполагаемые результаты и результаты измерения.. У какой группы более точные предположения (значение температуры)

8. Сделайте вывод

- Почему нужно датчик держать не менее 60 сек?

(потому что за это время прибор должен прийти в состояние теплового равновесия с измеряемым телом, а на это необходимо время.)

Физминутка!!! (пока датчик достигает комнатной температуры)

- Вернемся к плану. Что должны сделать?

Выполняют шаги 1-8 с пустой варежкой

Я задаю наводящие вопросы и помогаю им.

- Сравните предполагаемые результаты и результаты измерения. У какой группы более точные предположения (значение температуры)

- Сравните температуру комнаты и варежки. Какой вывод можете сделать?

 Вывод: Из наблюдений можно сказать, что температура комнаты и пустой варежки одинакова, значит пустая варежка принимает температуру того места, где она находится.

4 шаг:

Выполняют шаги 1-8 с ладонью в варежке

- Сравните предполагаемые результаты и результаты измерения. У какой группы более точные предположения (значение температуры)

- Сравните температуру ладони и ладони в варежке. Какой вывод можете сделать?

Вывод: Температура раскрытой ладони и температура раскрытой ладони в варежке тоже почти одинакова, разница менее одного градуса. Значит варежка и тут приняла температуру того предмета, в котором она находится.

- Какой вывод сделаете?

(Значит источником тепла является рука, а не варежка. Варежка не может вырабатывать свое собственное тепло, ее температура зависит от места, в котором она находится. – варежка не создает тепло, а просто удерживает его).

Вывод :
Варежка сама по себе не согревает, а лишь удерживает тепло, вырабатываемое нашим телом. Т.е варежка является своеобразным изолятором. Человек- существо теплокровное. В норме наша температура составляет 36,5- 37 градусов. 
В холодную погоду тело теряет тепло, отдавая его в окружающую среду. Одежда нужна, чтобы удерживать тепло и препятствовать его выходу в атмосферу

- Какое из утверждений было верным?

- Кто изначально отметил правильно?

- А как вы думаете, в каких варежках лучше сохраняется тепло?

( в варежках из козьего пуха )

- Почему?

(Чем пушистее и ворсистее варежка, тем больше в ворсинках воздуха, а чем больше воздуха, тем нам теплее. Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки, так как по отдельности пальцы быстро замерзают. Поэтому всем ребятам и взрослым в сильные морозы нужно надевать варежки, а лучше пуховые, чтобы не замерзнуть и не обморозить руки. Можно навредить собственному здоровью.

- Подведем итоги нашего исследования

- Сегодня я узнал….

- Доказали, что…

- Было интересно….

- Я понял, что….

-А теперь покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению к концу урока  ( показ карточек с изображением двух  лиц: веселого, грустного.)

- Я посмотрела, теперь покажите гостям..

- На следующем занятии мы проверим, у кого варежки лучше всего сохраняют тепло.

-  А теперь закройте программу. Отключите датчики

- Все Молодцы. Занятие окончено!


 

Тема: Почему в варежках тепло?

Тема: Почему в варежках тепло?

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает: -

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает: -

Тебе и не влезть! - Как-нибудь влезу, пустите! -

Тебе и не влезть! - Как-нибудь влезу, пустите! -

Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки

Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки

А теперь определите обязанности в группах

А теперь определите обязанности в группах

Предполагаемая температура, 0

Предполагаемая температура, 0

Сравните температуру ладони и ладони в варежке

Сравните температуру ладони и ладони в варежке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017