Тема: Почему в варежках тепло?
Цель: провести эксперимент и обосновать гипотезу - варежки создают тепло или удерживает его.
Задачи исследования:
Объект работы:
Оборудование и материалы:
Проведение эксперимента по плану:
Ход эксперимента:
1. Орг. Момент.
(Организация внимания учащихся и приветствие гостей)
- Подравняйтесь, поприветствуйте наших гостей.
- Как называется наш курс?
(юный исследователь)
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
(узнаем что-то новое, проведем эксперимент)
- Я надеюсь ваши ожидания исполнятся.
2. Самоопределение деятельности
- Чтобы определить объект нашего исследования послушайте сказку.
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
- Кто догадался, что будет объектом нашего исследования?
(Рукавица)
- Как мы привыкли называть рукавички?
(Варежки)
- Кто сможет объяснить значение слова «варежки»
(Варежки или рукавицы — предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных пальцев.)
- А вы знаете, чем рукавички отличаются от варежек?
- Рукавицы вязали из шерсти, а рукавицы шили из кожи и других суконных материалов. На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки стали известны чуть позже. Они делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки.
У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. (в словаре). По праздникам одевали нарядные варежки с разноцветными орнаментами, рисунками, а в обычные дни надевали однотонные. Начиная с 13 века люди стали носить рукавички, варежки для того, чтобы уберечь руки от холода . Эту традицию мы продолжаем по сей день.
(рассказ учителя сопровождается показом серии картинок)
- А теперь вернемся к сказке.
- Почему животным понравилось прятаться в рукавичке?
(потому что в ней тепло)
- А как вы думаете, варежки создают тепло или удерживают его?
(варианты ответов)
-На ваших листах наблюдений, лежащих на столе, отметьте галочкой утверждение, которое вы считаете верным:
o Варежки создают тепло
o Варежки удерживают тепло
-Чтобы проверить ваше предположение – проведем эксперимент. Для этого вы разделились на 2 группы.
- Давайте повторим основные правила работы в группе
· В обсуждении участвуют все
· не говорить всем сразу, умей выслушать каждого
· всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
· говори тихо и спокойно
· не согласен, предлагай
· каждый участник выполняет свои функции
· успех группы зависит от личного вклада каждого
- Так как для исследования нам понадобится ноутбук и датчики, давайте вспомним правила работы и ТБ при использовании электронного оборудования
Ø бережно и осторожно обращайтесь с техникой
Строго запрещается:
Ø трогать разъемы соединительных кабелей;
Ø прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
Ø прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
Ø включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
Ø класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
Ø работать во влажной одежде и влажными руками
Нужно:
Ø плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
Ø работайте на клавиатуре чистыми руками;
Ø никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
Ø сидеть прямо;
Ø при возникновении необычной ситуации сразу сообщить учителю;
Ø соблюдать безопасное для глаз расстояние;
Ø время непрерывной работы за компьютером 10-15 минут;
Ø после завершения работы отключить все приложения
(назвать самые основные правила)
- А теперь определите обязанности в группах. Наденьте каждый свой бейджик
(ОРГАНИЗАТОР, ЛАБОРАНТ, ИСПЫТУЕМЫЙ, эксперт, секретарь)
- Приступим к эксперименту.
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Подключите датчик температуры к ноутбуку, положите его на стол и не трогайте.
- Запустите программу Logger Lite. На мониторе у вас появится график и счетчик, показывающий текущую температуру.
- На столах у вас лежит план работы на урок. Ознакомьтесь с ним.
План работы
1. Определить температуру в классе.
2. Определить температуру ладони.
3. Определить температуру пустой варежки.
4. Определить температуру ладони в варежке.
Следуя первому пункту плана, первое:
- Определите температуру в классе. Посмотрите на цифровую шкалу на экране монитора и запишите показания в строчку «комнатная температура» в таблице данных.
Следующий пункт плана (определить температуру ладони)
- Сделайте предположение- какими будут показания температуры на экране, если вы прижмете датчик к раскрытой ладони?
2. Внесите эти данные в таблицу в строку «предполагаемая температура»
Лист наблюдений «Изменение температуры»
Комнатная температура______с
№ п/п |
|
Предполагаемая температура, 0С |
Температура (макс.), 0С |
1 |
Раскрытая ладонь |
||
2 |
Пустая варежка из шерстяной нити |
||
3 |
Раскрытая ладонь в варежке из шерстяной нити |
3. Теперь определим температуру своей руки следующим образом
-Возьмите датчик за пластмассовую часть и прижмите конец металлической части (щупа) к раскрытой ладони другой руки. Важно: не нужно сжимать его в кулаке, он должен мягко касаться ладони.
4. Нажмите кнопку сбор данных. 60 сек
5. Найдите максимальное значение температуры в графе «Последние данные» и запишите это значение в таблице.
6. Сохраните данные.
- Положите датчик на стол, чтобы он достиг комнатной температуры.
7. Сравните предполагаемые результаты и результаты измерения.. У какой группы более точные предположения (значение температуры)
8. Сделайте вывод
- Почему нужно датчик держать не менее 60 сек?
(потому что за это время прибор должен прийти в состояние теплового равновесия с измеряемым телом, а на это необходимо время.)
Физминутка!!! (пока датчик достигает комнатной температуры)
- Вернемся к плану. Что должны сделать?
Выполняют шаги 1-8 с пустой варежкой
Я задаю наводящие вопросы и помогаю им.
- Сравните предполагаемые результаты и результаты измерения. У какой группы более точные предположения (значение температуры)
- Сравните температуру комнаты и варежки. Какой вывод можете сделать?
Вывод: Из наблюдений можно сказать, что температура комнаты и пустой варежки одинакова, значит пустая варежка принимает температуру того места, где она находится.
4 шаг:
Выполняют шаги 1-8 с ладонью в варежке
- Сравните предполагаемые результаты и результаты измерения. У какой группы более точные предположения (значение температуры)
- Сравните температуру ладони и ладони в варежке. Какой вывод можете сделать?
Вывод: Температура раскрытой ладони и температура раскрытой ладони в варежке тоже почти одинакова, разница менее одного градуса. Значит варежка и тут приняла температуру того предмета, в котором она находится.
- Какой вывод сделаете?
(Значит источником тепла является рука, а не варежка. Варежка не может вырабатывать свое собственное тепло, ее температура зависит от места, в котором она находится. – варежка не создает тепло, а просто удерживает его).
Вывод :
Варежка сама по себе не согревает, а лишь
удерживает тепло, вырабатываемое нашим телом. Т.е варежка является своеобразным
изолятором. Человек- существо теплокровное. В норме наша температура составляет
36,5- 37 градусов.
В холодную погоду тело теряет тепло, отдавая
его в окружающую среду. Одежда нужна, чтобы удерживать тепло и препятствовать
его выходу в атмосферу
- Какое из утверждений было верным?
- Кто изначально отметил правильно?
- А как вы думаете, в каких варежках лучше сохраняется тепло?
( в варежках из козьего пуха )
- Почему?
(Чем пушистее и ворсистее варежка, тем больше в ворсинках воздуха, а чем больше воздуха, тем нам теплее. Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки, так как по отдельности пальцы быстро замерзают. Поэтому всем ребятам и взрослым в сильные морозы нужно надевать варежки, а лучше пуховые, чтобы не замерзнуть и не обморозить руки. Можно навредить собственному здоровью.
- Подведем итоги нашего исследования
- Сегодня я узнал….
- Доказали, что…
- Было интересно….
- Я понял, что….
-А теперь покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению к концу урока ( показ карточек с изображением двух лиц: веселого, грустного.)
- Я посмотрела, теперь покажите гостям..
- На следующем занятии мы проверим, у кого варежки лучше всего сохраняют тепло.
- А теперь закройте программу. Отключите датчики
- Все Молодцы. Занятие окончено!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.