Цель занятия: актуализация черт характера, способствующих самовоспитанию; формирование адекватной самооценки; содействие оценке своего поведения и поступков.
Самовоспитание – это не что-то вспомогательное
в развитии, а его фундамент.
Никто другой не сможет воспитать человека,
если он сам себя не воспитает. (В.А.Сухомлинский)
Вступительное слово психолога: «Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием? (заслушиваются ответы детей). Для того, чтобы рядом с нами было спокойно, интересно, чтобы от нас исходило тепло, добро, радость. В каждом человеке есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях. Как правильно ответить на вопросы «Какой я?», «Знаю ли себя?». Мы в силу юного возраста еще плохо знаем себя, всем нам нужно изучать себя. Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в своей будущей жизни. А для этого уже сейчас задумываться над тем, какой я сейчас? каким я хочу стать? Что нужно изменить в себе, чтобы стать лучше? Что лично я должен для этого сделать? Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать, все ли правильно ты сделал? Смог ли я принести кому-то хоть маленькую радость? Не обидел ли кого?
"Золотое» правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
В вашем классе ( ___) учеников (указывается число) и, как нам кажется, все мы воспитаны. Но давайте это проверим, пройдя короткий тест, который так и называется «Насколько ты воспитан?»
За каждый ответ «Да» нужно насчитывать себе 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» – 0 баллов.
1. Всегда ли ты первым здороваешься со знакомыми людьми?
2. Всегда ли ты, заходя в класс, здороваешься с одноклассниками?
3. Всегда ли ты благодаришь маму или бабушку за завтрак, обед, ужин?
4. Ты всегда извинишься перед малышом, если чем-то его нечаянно обидел?
5. Родители помогли тебе справиться с трудным для тебя заданием. Благодаришь ли ты за это?
6. Говоришь ли ты всегда спокойно, не повышая голоса, даже если споришь с кем-то?
7. Бывает ли тебе стыдно перед самим собой за свои поступки?
8. Всегда ли уступаешь место в транспорте старшим?
9. Всегда ли ты справедлив по отношению к друзьям, одноклассникам?
10. Всегда ли ты справедливо оцениваешь себя?
Если вы набрали 14-18 баллов, то с вами все в порядке, так держать! 10-14 баллов – вы не всегда воспитаны, будьте внимательны в своем поведении. Меньше 10 баллов – вам еще многое предстоит изменить, чтобы о вас сказали: «какой воспитанный ребенок!»
Игра «Берем – не берем». Психолог: «Я буду называть вам черты характера, а вы с помощью сигнальных карточек (зеленый цвет – берем, красный цвет – не берем) показываете, будете ли брать эту черту характера себе.
Алфавит качеств: аккуратность, активность, безразличие, благородство, безответственность, верность, вредность, вежливость, грубость, глупость, доброта, жадность, жестокость, зависть, злость, надежность, наглость, лень, лживость, мудрость, осторожность, патриотизм, равнодушие, решительность, совестливость, стыд, страх, серьезность, скромность, сочувствие, трусость, трудолюбие, уверенность, упрямство, уважение, упорство, храбрость, честность, щедрость, ябедничество.
Тренинговое упражнение «Плохое в корзину». Все качества, от которых мы хотим избавиться и которые мешают нам стать лучше, пишем на листочках, затем сминаем их или рвем и бросаем в мусорную корзину.
Памятка «Как расположить к себе людей». Знаменитый американский писатель-психолог Д.Карнеги – автор самой известной теории общения – предложил шесть способов, как расположить к себе людей.
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям;
2. Улыбайтесь;
3. Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;
4. Будьте хорошим слушателем;
5. Ведите разговор интересный не только вам, но и вашему собеседнику;
6. Дайте людям чувствовать их значимость.
Контактная игра «Волшебный цветок добра». Психолог: «Вытяните руки вперед, закройте глаза. Представьте себе то, что я буду говорить. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит приятный запах и удивительная музыка. Мысленно поместите все это тепло, добро и хорошее настроение от этого цветка в свое сердце. У вас появляются новые силы – силы здоровья, счастья, радости. У вас хорошее настроение. Вам приятно и тепло.
А теперь возьмитесь за руки и, глядя друг на друга, пожелайте что-то хорошее (по цепочке слева направо). Например, «Я желаю тебе здоровья» и т.д.».
Завершение занятия. Психолог: «Ребята, на протяжении нашего занятия мы пытались с вами научиться быть воспитанными, мы пытались понять себя, научиться общаться друг с другом. Естественно, нельзя сразу достичь идеальных результатов, этому человек учится на протяжении всей жизни. Давайте учиться воспитанности и общению! Я желаю вам добра, радости и мира!»Цель занятия: актуализация черт характера, способствующих самовоспитанию; формирование адекватной самооценки; содействие оценке своего поведения и поступков.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области «Клинский центр социальной помощи семьи и детям «Семья»
_________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБУСО МО
«Клинский ЦСПСиД «Семья»
_________________Е.М.Волкова
«____» _____________ 20 ____ г.
Разработка цикла занятий для детей младшего школьного возраста
«Воспитай себя»
Материал подготовила психолог
Е.А.Новоторцева
2018 годЦель занятий: нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста, развитие потребности в самопознании, самовоспитании и
самосовершенствовании.
Содержание занятий:
1. Воспитай себя: личностное развитие;
2. Воспитай себя: толерантность;
3. Воспитай себя: ЗОЖ.
Занятие 1. Воспитай себя: личностное развитие.
Цель занятия: актуализация черт характера, способствующих
самовоспитанию; формирование адекватной самооценки; содействие оценке
своего поведения и поступков.
Самовоспитание – это не чтото вспомогательное
в развитии, а его фундамент.
Никто другой не сможет воспитать человека,
если он сам себя не воспитает. (В.А.Сухомлинский)
Вступительное слово психолога: «Для чего, на ваш взгляд, нужно
заниматься самовоспитанием? (заслушиваются ответы детей). Для того,
чтобы рядом с нами было спокойно, интересно, чтобы от нас исходило тепло,
добро, радость. В каждом человеке есть чтото хорошее, нужно только
научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях. Как правильно
ответить на вопросы «Какой я?», «Знаю ли себя?». Мы в силу юного возраста
еще плохо знаем себя, всем нам нужно изучать себя. Чем раньше мы узнаем
себя, тем меньше совершим ошибок в своей будущей жизни. А для этого уже
сейчас задумываться над тем, какой я сейчас? каким я хочу стать? Что нужно
изменить в себе, чтобы стать лучше? Что лично я должен для этого сделать?
Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать, все липравильно ты сделал? Смог ли я принести комуто хоть маленькую радость?
Не обидел ли кого?
"Золотое» правило нравственности: «Поступай по отношению к другим
так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
В вашем классе ( ___) учеников (указывается число) и, как нам
кажется, все мы воспитаны. Но давайте это проверим, пройдя короткий тест,
который так и называется «Насколько ты воспитан?»
За каждый ответ «Да» нужно насчитывать себе 2 балла, «иногда» 1
балл, «нет» – 0 баллов.
1. Всегда ли ты первым здороваешься со знакомыми людьми?
2. Всегда ли ты, заходя в класс, здороваешься с одноклассниками?
3. Всегда ли ты благодаришь маму или бабушку за завтрак, обед, ужин?
4. Ты всегда извинишься перед малышом, если чемто его нечаянно
обидел?
5. Родители помогли тебе справиться с трудным для тебя заданием.
Благодаришь ли ты за это?
6. Говоришь ли ты всегда спокойно, не повышая голоса, даже если
споришь с кемто?
7. Бывает ли тебе стыдно перед самим собой за свои поступки?
8. Всегда ли уступаешь место в транспорте старшим?
9. Всегда ли ты справедлив по отношению к друзьям, одноклассникам?
10.Всегда ли ты справедливо оцениваешь себя?
Если вы набрали 1418 баллов, то с вами все в порядке, так держать! 1014
баллов – вы не всегда воспитаны, будьте внимательны в своем поведении.
Меньше 10 баллов – вам еще многое предстоит изменить, чтобы о вас сказали:
«какой воспитанный ребенок!»
Игра «Берем – не берем». Психолог: «Я буду называть вам черты
характера, а вы с помощью сигнальных карточек (зеленый цвет – берем,
красный цвет – не берем) показываете, будете ли брать эту черту характера
себе.
Алфавит качеств: аккуратность, активность, безразличие, благородство,
безответственность, верность, вредность, вежливость, грубость, глупость,
доброта, жадность, жестокость, зависть, злость, надежность, наглость, лень,
лживость, мудрость, осторожность, патриотизм, равнодушие, решительность,
совестливость, стыд, страх, серьезность, скромность, сочувствие, трусость,трудолюбие, уверенность, упрямство, уважение, упорство, храбрость,
честность, щедрость, ябедничество.
Тренинговое упражнение «Плохое в корзину». Все качества, от
которых мы хотим избавиться и которые мешают нам стать лучше, пишем на
листочках, затем сминаем их или рвем и бросаем в мусорную корзину.
Памятка «Как расположить к себе людей». Знаменитый
американский писательпсихолог Д.Карнеги – автор самой известной теории
общения – предложил шесть способов, как расположить к себе людей.
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям;
2. Улыбайтесь;
3. Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый
важный звук человеческой речи;
4. Будьте хорошим слушателем;
5. Ведите разговор интересный не только вам, но и вашему собеседнику;
6. Дайте людям чувствовать их значимость.
Контактная игра «Волшебный цветок добра». Психолог: «Вытяните
руки вперед, закройте глаза. Представьте себе то, что я буду говорить.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,
ваше тело, вашу душу. От него исходит приятный запах и удивительная
музыка. Мысленно поместите все это тепло, добро и хорошее настроение от
этого цветка в свое сердце. У вас появляются новые силы – силы здоровья,
счастья, радости. У вас хорошее настроение. Вам приятно и тепло.
А теперь возьмитесь за руки и, глядя друг на друга, пожелайте чтото
хорошее (по цепочке слева направо). Например, «Я желаю тебе здоровья» и
т.д.».
Завершение занятия. Психолог: «Ребята, на протяжении нашего
занятия мы пытались с вами научиться быть воспитанными, мы пытались
понять себя, научиться общаться друг с другом. Естественно, нельзя сразу
достичь идеальных результатов, этому человек учится на протяжении всей
жизни. Давайте учиться воспитанности и общению! Я желаю вам добра,
радости и мира!»