Разработка занятия на спецкурсе по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
10 кл
07.05.2018
На занятии рассматривается материал по средствам выразительности русской речи. Повторяются сведения о средствах выразительности, изученных в курсе русского языка, на примерах исследуется их значение и роль в тексте, На фрагментах текстов отрабатывается навык нахождения средств выразительности и определения их значения.
10 кл средства выразительности.doc
МБОУ «Пудовская СОШ»
Учитель Половинкина Татьяна Александровна
10 класс. Спецкурс «Подготовка к ЕГЭ»
Тема: «Выразительность русской речи. Неспециальные средства выразительности »
Цели: 1) научить выполнять задания ЕГЭ В 8 ( определение средств выразительности в
предложенном тексте
2) учить глубине понимания текста
3) вырабатывать навыки связной речи
Задачи: 1. Повторить известные средства выразительности речи;
2. Познакомиться с другими средствами выразительности;
3. Отрабатывать навыки узнавания средств выразительности и определения их роли
в тексте;
4. Отрабатывать навыки выполнения задания ЕГЭ В 8
5. Отрабатывать навык понимания текста через выявление средств
выразительности речи.
Оборудование: Тексты упражнений для поиска средств выразительности
Варианты экзаменационных заданий ЕГЭ В 8
Тексты популярных песен для анализа
План урока:
1. Тема и цели урока.
2. Повторение изученного на прошлом занятии (беседа о специальных лексических и
синтаксических средствах художественной выразительности )
3. Практическая работа на закрепление навыка узнавания специальных средств
выразительности и определения их роли в тексте.
4. Лекция о неспециальных лексических и синтаксических средствах выразительности
(синонимы, антонимы, омонимы и паронимы; фразеологизмы; стилистически
окрашенная лексика; лексика ограниченного употребления; синтаксическая
структура предложения и знаки препинания; особые приемы композиционно
речевого оформления текста).
5. Практическая работа на закрепление навыка узнавания средств выразительности и
определения их роли в тексте.
6. Практическая работа в парах на выполнение задания ЕГЭ В 8.
7. Практическая работа в парах « Анализ текста песни»
8. Домашнее задание ( выполнить В – 8)
Ход урока:
1. Объявление темы и целей урока.
Это второе занятие по теме «Выразительность речи». Напомню, что языковая выразительность —
это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание
читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой
выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от
привычного и обыкновенного. Мы с вами сейчас знакомимся со средствами выразительности и
будем учиться находить их в текстах. На следующих занятиях мы будем учиться определять их
роль в тексте.
2. Беседа о специальных лексических и синтаксических средствах художественной
выразительности:
Какие средства выразительности речи мы обсуждали на прошлом занятии?
( Специальные лексические и синтаксические – тропы и фигуры) В чем различие между тропами и фигурами? ( Тропы основаны на переносном значении слов, а
фигуры стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, т.е. это уже уровень не
слова, а предложения.)
3. Выполнение упражнений: а) Распределите термины на тропы и фигуры: эпитет,
парцелляция, метафора, антитеза, анафора, ирония, гипербола, олицетворение. Б)
составьте словосочетания с эпитетами (упр. 24)
4. Лекция учителя о неспециальных средствах выразительности. – Изучая художественные
тексты, мы привыкли иметь дело с эпитетами и сравнениями, метафорами и олицетворениями,
гиперболами, антитезами и другими тропами и фигурами. Их наличие один из признаков
художественности текста. Однако следует помнить, что выразительностью обладают не только
художественные произведения, но и тексты других стилей речи. И здесь мы сталкиваемся с
неспециальными средствами выразительности. Сейчас мы будем работать в парах. На столах у
вас лежат таблицы «Выразительность русской речи». Найдите в них часть, посвященную
неспециальным средствам выразительности (работа с таблицей). Возьмите на столах листы с
заданиями ЕГЭ В – 8 и в списках терминов найдите те, которые упоминаются в таблице. Отметьте
их в таблице подчеркиванием или иначе. Какие термины вам известны и понятны? Приведите свои
примеры этих средств. Если внимательно посмотреть на отмеченные вами средства, то можно
заметить, что среди них нет словообразовательных и морфологических средств выразительности, а
потому мы позволим себе сосредоточиться на лексических и синтаксических средствах, т.к. именно
они упоминаются в экзаменационных заданиях.
Среди лексических средств на первом месте у нас синонимы, антонимы, омонимы и
паронимы. Напомню вам, что синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но
одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками
значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) —
очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют:
— уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах
Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными,
невероятными. (И. Е. Репин);
— выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это — моя родина, моя
родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к
тебе. (Л. Н. Толстой);
— обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было
очаровывать, пленять, сводить с ума. (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я
люблю их, мое сердце их жаждет. (Ф. М. Достоевский);
— более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели
румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)
Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина —
ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными
возможностями. Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют:
— уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность, старость и молодость,
красота и безобразие — это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М.
И. Цветаева);
Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н.
Толстой);
— дать более полную характеристику какоголибо явления;
— выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с
одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой — ручеек литературы подлинно
художественной. (Из газет);
— усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар, то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить, Которое
устало ненавидеть. (Н. А. Некрасов) На использовании антонимов основан специальный стилистический прием — антитеза.
Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак — изъян и
брак — женитьба, брань — ругань и брань — война, лавка — скамья и лавка — магазин, крутой
берег и крутой кипяток, снять фильм — снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по
звучанию, но различные по значению и написанию: компания — кампания, обижать — обежать,
придел — предел, седеть — сидеть), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по
значению и произношению: мукá — мýка, сéло — селó, домá — дóма) и омоформы (слова,
совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом — мой руки, три
товарища — пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его
выразительности.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос...
Я рядом плыл; сошлись кормила,
Закатный луч был страшно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара...
Не знаю, чья была вина...
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина (В. Я. Брюсов);
— для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно
создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте...» И его уволили. (Э. Кроткий)
Паронимы, т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения
(индивидуальность — индивидуализм, дымный — дымовой, шумный — шумливый, плата —
выплата), обладают большой выразительной силой.
Роль паронимов в тексте
Паронимы, как правило, используются:
— для создания большей точности и выразительности (экспрессивности) высказывания: Эта
удочка Мюнхенского производства,
Неизменная спутница жизни моей,
Отвлекает умело меня от уродства
Исторических — и истерических! — дней.
(И. Северянин);
— для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально
оценочного отношения автора: Без голосистых чувств, без чутких слов
Своей злодольной родины раздольной,
В своем кощунстве богомольной,
Ни душ, ни рыб не мил ему улов
(И. Северянин);
— для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром, какой же это мэтр, это сантиметр! (К. Чуковский)
(Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр — метр.)
Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства
выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально
делового.
Роль стилистически окрашенной лексики в тексте
Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может:
— придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание: И Бога глас ко мне
воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин);
— служить средством речевых характеристик героев:
«Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», — ласково приговаривала бабушка, усаживая
любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов);
— служить средством передачи авторских эмоций и оценок: Богиня красоты, любви и
наслажденья!
Давно минувших дней, другого поколенья
Пленительный завет!
Эллады пламенной любимое созданье,
Какою негою, каким очарованьем
Твой светлый миф одет! (И. С. Тургенев)
Внимание! Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности
свойственна художественному, публицистическому и разговорному стилям.
С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными
для выразительности текста являются:
грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или
односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды
однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения);
тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное —
восклицательное.
Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в
тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения
авторской позиции, создания образности.
Например, в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно
кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и
экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о
скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы,
аптеки и тусклого света фонаря.
В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке...» уже в первой строфе:
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все — равно.
Вон счастье мое — на тройке
В сребристый дым унесено...
переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к
предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического
героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних
сил.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва» в последней строфе:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя,
который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и
находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и
усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.
Например, в стихотворении А. А. Ахматовой:
Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей? Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже
в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих
душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбумольбу отпустить ее к «вещим
заботам».
Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их
способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса),
сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение
(восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать
фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания
текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака
препинания между частями этого предложения и т. п.
Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые
не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия
текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его
фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какоголибо понятия, образа и т. п.:
(смотрите текст табл. № 4)
5. Выполнение упражнений: в предложениях предложенных текстов попробуйте найти
названные средства (пользуйтесь таблицей)
6. ЕГЭ В8. Возьмите листы с заданиями и, внимательно прочитав текст критической
статьи, найдите упомянутые там средства в таблицах. Попробуйте выполнить
задание.
7. Успешная сдача экзаменов – неплохая цель обучения, но не единственная. За
порогом школы жизнь продолжается, и ваши встречи с речью, текстами не
прекратятся. Это не только беллетристика, газеты, но и, например, тексты песен.
При современном обилии и многообразии разной по качеству информации человеку
необходимо уметь отличать достойное внимания от недостойного. Прослушайте
песни. Кто автор и исполнитель? Что вы знаете о нем? Как вы думаете, почему по
прошествии стольких лет после его смерти песни любимы многими людьми разных
поколений?
Прочитайте текст песни. О чем она? Запишите свое мнение в тетради.
8. Проанализируйте текст на наличие специальных (1 группа) и неспециальных ( 2
группа) средств выразительности. Попробуйте определить роль средств
выразительности. Изменилось ли понимание смысла песни после анализа?
9. Домашнее задание. Выполнить задание В 8 в демоверсии ЕГЭ2012
Разработка занятия на спецкурсе по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Разработка занятия на спецкурсе по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Разработка занятия на спецкурсе по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Разработка занятия на спецкурсе по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Разработка занятия на спецкурсе по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.