Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."
Оценка 4.8

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
11.07.2017
Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."
Документ Microsoft Office Word.docx
Тема занятия:    Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление  прописных букв. Употребление ъ и ъ знаков. Цели: образовательные:  обобщить   и   систематизировать   знания   студентов   орфографии, рассмотреть принципы русской орфографии;  повторить функции ь и ъ; совершенствовать навыки правописания; развивающие:  коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий. воспитательные:  работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.   развитие   навыков   сотрудничества   и   делового   общения   в   по  Вид занятия:    практическое Тип занятия :   комбинированный Методы:   исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль,  выработка и совершенствование усвоенных навыков. Формы:  индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа Междисциплинарные связи: литература, культура речи Методическое обеспечение занятия :   рабочая программа по дисциплине,  план  занятия, раздаточный материал к занятию. Литература: 1.Русский язык .10­11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый  уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3­е изд. – М.: Просвещение,2016. I.  Организационный момент Ход занятия: 1.1.Проверка  готовности  аудитории:  наличие методической   разработки, плана занятия, текстов для работы. 1.2.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию:  внешний вид, наличие конспекта. II.  Актуализация опорных знаний. Словарный диктант Внимание, воображение, воспоминание, восприятие, дисциплинированность,  самооценка, идентификация, индивидуальность, интуиция, меланхолик,  темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие,  осязание, отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия,  самостоятельность, тестирование, умозаключение, уравновешенность, характер,  целеустремленность, эволюция, эксперимент, эмоции.  Академик Лев Владимирович Щерба писал : «Безграмотное писание читать  трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно  требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа». Как вы понимаете это высказывание? Сам академик говорил, что Язык — явление социальное и по своему существу  служит для общения между людьми, сплачивает группы, а письмо и подавно по  самому существу вещей еще, может быть, больше, чем устный язык. А как можно победить низкий уровень грамотности: чтение,  самосовершенствование, саморазвитие занятия и т.д.  III. Мотивация учебной деятельности Последнее время все чаще и чаще приходится слышать взволнованные голоса людей, озабоченных снижением грамотности  .  Понятно, что речью и элементарной орфографической грамотностью должен владеть любой человек, окончивший школу. Грамотный человек  чувствует себя более уверенно, занимаясь общественной и профессиональной  деятельностью. Вот вам и подсказка к определению темы нашего занятия. IV. Первичное усвоение учебного материала.    План  1. Орфография 2. Принципы орфографии 3. Употребление прописных букв. 4. Употребление ъ ь ъ знаков. 1.Лекция  ОРФОГРАФИЯ ­ система правил правописания. Основные разделы орфографии:   написание морфем в различных частях речи, слитное, раздельное и дефисное написание слов,   употребление прописных и строчных букв, перенос слов. Принципы   орфографии   –   это   закономерности,   лежащие   в   основе орфографической   системы.   Каждый   принцип   орфографии   объединяет   группу правил,   являющихся   приложением   этого   принципа   к   конкретным   языковым явлениям.  1. Морфологический принцип (сообщение ученика). Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов  значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в  произношении различаются.    Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних   и   тех   же   морфем:   приставок,   корней,   суффиксов   и   т.   д. Например: степной   –   степь,  ход   ­   ходок   –   ходовой,  рябиновый   –   сосновый, дубовый, липовый, подписать – подпись, к ране – к вод на реке ­ на речке е,. Этот принцип   является   ведущим   в   русской   орфографии;   ему   подчинено   написание большей   части   слов.Морфологическим   также   является   принцип   графически единообразного   написания   слов,   относящихся   к   некоторым   грамматическим категориям   (инфинитив,   существительное   3­го   склонения,   глаголы   в повелительном наклонении). Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы. мыш… на дорог… отмер… о площад… береч… (мышь    – сущ., 3 скл.) (на      дороге – сущ., 1 скл., П.п.) (отмерь – гл., повелительное наклонение) (о площади сущ., 3 скл., П.п.) (беречь – инфинитив) об экскурсии… (об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия) пол…скать ребенка (поласкать – лaска) про…ба (просьба – просить)   2. Фонетический принцип   Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, ­с., раз­, рас­, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.   расписать – роспись, бездомный – бесхозный. Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы. ра…колоть (расколоть) бе…душный (бездушный) без…дейный (безыдейный: идея) р…спись р…збить ( рoспись) (разбить) от…скать (отыскать: ищет) чре…мерный (чрезмерный) 3. Традиционный и дифференцирующий принципы   К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел –  орел). балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол)  и ожог (существительное),  плачь (глагол)  и плач(существительное), туш (существительное мужского рода)  и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город). Традиционный   принцип   заключается   в   том,   что   признаётся   правильным написание,   закреплённое   традицией.   Это,   например,   написание   русских   и заимствованных   слов   с   непроверяемыми   гласными,   непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол,   здоровье,   аллея и   др.   Существуют   еще   традиционные   написания   , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание   и   после   них   было   закономерным.   В   школьной   практике   слова   с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.  Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное   и   дефисное   написание,   употребление   прописных   букв,   правила переноса слов и др. 3.Употребление прописных букв Русский язык требует в определенных случаях использование прописных букв. На этот случай существует определенное правило. Прописная буква обязательна  для написания в объектах географического и административно­ территориального значения. Например: Большой Колонный зал, станция  Большой Гук. С большой буквы также пишутся наименования властных структур, партий,  организаций общественного характера. Например: Всемирная Федерация шахмат, Центральный Дом культуры. Названия астрономических объектов, например:  Южный Крест. Прописную букву также употребляют в случае, когда речь идет о праздниках,  указанных в календаре. Например: Международный женский день. Еще одна  группа, в которой пишутся прописные буквы – это названия событий и эпох  исторического периода. Например: Семилетняя война, Древняя Греция. 4.Употребление ь и ъ Употребление ь. 1.   Для   обозначения   мягкости   согласных   кроме   шипящих) буква ь пишется: 1)   на   конце   слова   (в   том   числе   в   неопределенной   форме   глагола   и повелительном наклонении): восемь, лить, конь; 2) в середине слова – после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым   или   мягким): альбом,   льстить,   мальчик, однако   между двумя л буква ь не   пишется: иллюстрация,   аллергия;после   мягкого согласного,   стоящего   перед   твердым   согласным   (тесьма);   после   мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися  результатом изменения   соответствующих   твердых   (серьги   –   серьга).   В   остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик). Примечание:   полезно   запомнить,   что   буква ь не   пишется   в сочетаниях ч и щ с   другими   согласными: чк,   чн,   нч,   нщ,   щн,   рч, рщ (нянчить) (хотя нянька), хищник); перед суффиксом ­ся в   неопределенной   форме   глагола,   перед   окончанием ­те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)   буква ь сохраняется   2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости.   После   шипящих   буква ь употребляется   прежде   всего   для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях: 1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь , но существительное м. р. богач без мягкого знака); 2)   в   следующих   формах   глаголов:   в   неопределенной   форме   (увлечь, увлечься); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте); во 2­ом лице ед. ч.   настоящего   (и   будущего)   времени   (моешь,   моешься).   Кроме   того,   по традиции ь после   шипящих   пишется:   в   наречиях),  кроме невтерпеж,   уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь). 3. Разделительный ь пишется в следующих случаях: 1)   перед   е,   ё,   ю,   я   внутри   слова,   не   после   приставок:   карьера, воробьиный; 2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон. Употребление ъ. Разделительный ъ пишется   перед   буквами е,   ё,   ю,   я в   следующих случаях: 1)   после   приставки,   оканчивающейся   на   согласную   (въезд, межъядерный); 2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на   согласную   (аб­,   ад­,   диз­,   ин­,   интер­,   кон­,   контр­,   об­,   суб­,   транс­), составная частица пан– (инъекция); 3)   в   сложных   словах,   первую   часть   которых   образуют   имена числительные двух­, трех­, четырех– (двухъярусный). Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить). Примечание:   данное   правило   не   распространяется   на сложносокращенные слова: иняз, детясли. Обратите внимание на "ловушки": Ловушка 1 В слове может быть две приставки, первая из которых НЕ­: не­подъёмный. Ловушка 2 В однокоренных словах глагола ВИТЬ корень состоит из одной согласной ­В­.  Это не приставка! Поэтому после этого корня надо писать Ь, а не Ъ: Вьётся,  соВью, неВьющиеся. Ловушка 3 Слово может быть сложным, т.е. состоять из двух корней. Ко второму корню  может присоединяться приставка, после которой следует Ъ: грузоподъёмный, видеосъёмка. Ловушка 4 Слово подьячий образовано от слова дьяк с помощью приставки ПО­,  поэтому в нём пишется Ь. V. Осознание и осмысление учебного материала.  Тренировочное  упражнение Вставить, где необходимо, Ь или Ъ. 1. с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные ЪЬЪ 2. об...ятия, в...едливый сторож, пан...европейский ЪЪЪ 3. сверх...естественный, без...ядерный, без..укоризненный ЪЪ­          4. суб...ективный, с...экономить, без...аварийный Ъ­­                      5. раз...ём, бар...ер, под...езд . ЬЬЪ 6. суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный  .ЪЪЪ                       7. нев...ющийся, из...ясняться, об...ять  . ЬЪЪ                                           8. всеоб...емлющий, из...ять, об...ект  ЪЪЪ                                                       9. под...езд, в...юнок, с...емка ЪЬЪ                                                                  10.кар...ера,фел...етон, изголов...е     ЬЬЬ    11. видеос...ёмка, в...ются, ад...ютантЪЬЪ                                                      12. п...янящий, сен...ор, автопод...емник    ЬЬЪ                                                           13. с...есть, грил...яж, об...единение ЪЬЪ   VI. Систематизация знаний и умений. Упражнение 11. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости. Вскользь,   сельдь,   клянчить,   просьба,   гуськом,   мельтешить,   червь,   серьги, восьмью (от восемь), возле, нянька, нянчиться, людьми, резня, резьба, боязнь, осьминог,   весьма,   церковь,   четырьмя,   пальба,   весьма,   гвоздик,   бантик, уменьшить, больше, тоньше, тончайший, гонщик, льстец, тучнее, капризничать, бревенчатый,   бакенщик,   апельсинчик,   речка,   речной,   испорченный,   зонтик, винтик,   почесть,   ноябрь,   сентябрь,   письменный,   возьмёшь,   гранильщик, крючки,   в   коробочке,   бетонщик,   жестянщик,   женщина,   сварщик,   печник, девятнадцать,   восемнадцать,   пятьдесят,   шестьдесят,   семьсот,   порча, помощник, ночник, венчик, загонщик, январский, октябрьский. Упражнение 12. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.  Бросьте, (он) бросается, веешь, лещ, пустошь, (несколько) барышень, кирпич, (много) разинь, мелочь, врач, строишь, (дом) строится, заставьте, назначьте, увлечься, (он)  увлечётся, лишь, (несколько)  таможен, настежь, (несколько) кухонь, полночь, брешь, вещь, трубач, (много) задач, мелочь, (много) тихонь, блиндаж, волнуешься, (много) нянь, чертёж, меч, мяч, речь, камыш, (много) пашен, надеешься, (несколько) купален, мышь, (много) басен, молодёжь, рожь, клич, дюж, (надо) учиться, (невтерпеж. VII. Применение знаний и умений на практике.  Упражнение 14. Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь. 1. Даже во тьме окружающая природа была жалка. 2. Степа, тараща глаза, увидел,   что   на   маленьком   столике   сервирован   поднос,   на   коем   имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на   тарелочке,   что­то   в   кастрюльке   и,   наконец,   водка   в   объёмистом ювелиршином графинчике. 3. Привёл раз мне один мужичок гончую, был это рослый,   статный   кобель.   4.   Батальон,   с   которым   он   шёл   из   крепости, находился   в   арьергарде.   5.   Отец   весь   как­то   съёжился.   6.   Чёрный   маг раскинулся на каком­то необъятном диване. Упражнение № 1 Объясните употребление прописных букв. 1.1. В середине лета по Десне закипали сенокосы. По всему берегу на много верст   возникали   временные   селища   с   теми   же,   по   своим   деревням, названиями: Меловое, Сухой Колодец, Полыновка. 2. Становища назывались не так сурово: Лужки, Доброводье, Поречное или какие­нибудь Лебяжьи Капустичи. 3. Иногда в луга наведывался доброводенский председатель Павел Чепурин. 4. Анфиска   прошла   берегом  вверх   по   реке  и  в  полуверсте   вышла   на  свою делянку. 5. Витька тут же нырнул под зонты морковника и побежал под ним. 6. Приехал   я   в   МТС,   только   малость   огляделся,   меня   через   пару   лет   –   в колхоз. 7. Был я недавно в своем Борисоглебске… 2.1. Россия   категорически   отказалась   признать   за   Японией   какое­либо правовое основание на посылку войск в Корею. 2. Начал   лейтенант   Юрасовский,   тот   самый,   который   явился   с   небольшим опозданием. 3. Его  коллега   в  Лондоне  Халси  открыто  заявил,  что   нынешний   кабинет   в Токио желает войны с Россией. 4. Поздравлять приезжал сам адмирал Макаров, а затем всех пригласили на обед в Зимний дворец. 5. В Морском корпусе собираются выпустить гардемаринскую роту. 6. Штабные в Кронштадте уверены, что Макаров тоже рвется в Порт­Артур. 7. Дома у него лежала книга Макарова "Ермак во льдах", вышедшая три года назад. 8. Южную   линию   занимали   крейсера   первого   ранга   –   "Баян",   "Диана", "Паллада" и "Аскольд". 9. На море крейсировали эскадры Франции, Англии, США и Голландии. VIII. Рефлексия. Итоги занятия.  Назовите основные орфографические принципы. Что нового узнали на уроке? Какая работа вызвала наибольший интерес? Задание: составьте, пожалуйста, синквейн по теме урока в парах. Орфография. Морфологический, фонетический. Развивает, учит, увлекает. Люди пишут, а время стирает. Система правил. 1 вариант Тест 2 вариант 3 вариант       пишется 1.   Укажите   слово,   в   котором гласный в соответствии   с   традиционным принципом: А) бетон Б) трава В) зима Г) бегу 2.   Укажите   слово,   написание которого   опирается   на фонетический принцип написания. А) бездарный Б) подходящий В) отважный Г) отсталый 3.   Укажите   слово,   написание которого соответствует морфологическому принципу: А) степной Б) традиция В) багряный Г) аромат 4.   В   каком   слове   пропущена безударная   проверяемая гласная корня? А) ст..рожит Б) распол..жение В) приг..рать         пишется 1.   Укажите   слово,   в   котором гласный в соответствии   с   традиционным принципом: А) страна Б) батон В) вожу Г) целина 2.   Укажите   слово,   написание которого   опирается   на фонетический принцип написания. А) подробный Б) розыгрыш В) берёзовый Г) представитель 3.   Укажите   слово,   написание которого соответствует морфологическому принципу: А) авангард Б) вода В) конфликт Г) коварство 4.   В   каком   слове   пропущена безударная   проверяемая гласная корня? А) м..ндариновый Б) ок..заться В) р..сточек         пишется 1.   Укажите   слово,   в   котором гласный в соответствии   с   традиционным принципом: А) цена Б) пишу В) земля Г) вагон 2.   Укажите   слово,   написание которого   опирается   на фонетический принцип написания. А) заигрывать Б) наслаждение В) предгрозовой Г) предыстория 3.   Укажите   слово,   написание которого соответствует морфологическому принципу: А) блокада Б) асбест В) собака Г) запах 4.   В   каком   слове   пропущена безударная   проверяемая гласная корня? А)пол..гаться Б) г..потеза В) к..вычки Г) альм..нах 5.   В   каком   слове   пропущена буква И? А) глянц..вый Б) встреч..нный В) причудл..вый Г) ненавид..вший Г) к..рьерист 5.   В   каком   слове   пропущена буква И? А) надпил..нный Б) шифру..мый В) слыш..мый Г) мизинц..вый Г) ут..пический 5.   В   каком   слове   пропущена буква И? А) подозрева..мый Б) заброш..нный В) выключ..вший Г) магни..вый Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что может стереть Но скажи, ­ если слух умирает, Разве должен звук умереть? IX. Домашнее задание.   Создать сообщение «Основные способы проверки орфограмм». .

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь знаков."

Разработка занятия на тему: "Орфография. Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ъ и ь  знаков."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2017