Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО
Оценка 4.9

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
28.08.2018
Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – блестящий прозаик и поэт, публицист и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь, был знаком со многими известными русскими писателями, вел огромную переписку, внимательно следил за литературно-общественной жизнью, русской и западноевропейской. Он открыл Европе русскую литературу, получил признание как «великий романист». У Тургенева – особое чувство времени. Он писал: «Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И никогда не запаздывал. В своих романах он «улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Об этой особенности Тургенева сказал Н. А. Добролюбов. Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях непременно обращал внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».
И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»..docx
Техникум гидромелиорации и механизации сельского       хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»                                       в п.г.т. Советский                          Технологическая карта учебного занятия    2____ Занятие № 10 по дисциплине  Литература Количество часов           Тема занятия: И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки  охотника». Тип занятия: ознакомление с новым материалом Вид занятия: комбинированное Цели:    образовательная: познакомить учащихся с основными этапами  биографии и творческого пути И. С. Тургенева и циклом «Записки  охотника»; обратить внимание на особенности характера писателя, его  политические убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить  содержание и идейную направленность произведений писателя,  изученных ранее.    развивающая: развивать внимание, умение выделить главное;  развивать способность формулировать и записывать выводы; развивать  умение сопоставлять, анализировать характеры героев.    воспитательная: воспитывать чувства любви и уважения к родине; уважения к культурному и историческому наследию своей страны. Овладение обучающимися  общими (ОК) компетенциями Наименование результата обучения   – владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за  собственной речью; – сформированность умений учитывать исторический, историко­культурный  контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа  художественного произведения; − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,  оценивать ее, определять сферу своих интересов;  − совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание  чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения  к русской литературе, культурам других народов; − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на  протяжении всей жизни; − владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и  проектной деятельности, навыками разрешения проблем;  − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания  других культур, уважительного отношения к ним;  − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;  − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической  литературы, их историко­культурного и нравственно­ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; – сформированность представлений о системе стилей языка художественной  литературы.   Оборудование:  1. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русская литература ч. 1,2 10 кл. ­ М. :  «Русское слово», 2014. 2. Рабочие тетради. 3. Тексты произведений.                                          Ход занятия: 1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего  места. Создание проблемных ситуаций.) (5 мин)  2. Проверка знаний обучающихся. Подведение итогов проверки. (10 мин)          Тестирование по жизни и творчеству И.А.Гончарова 3. Сообщение темы занятия, постановка  цели и задач занятия ( 5 мин) 4. Изложение нового материала, применяемая методика (50 мин)    1. Вступительное слово учителя. Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – блестящий прозаик и поэт, публицист и  переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь, был знаком со многими известными  русскими писателями, вел огромную переписку, внимательно следил за литературно­ общественной жизнью, русской и западноевропейской. Он открыл Европе русскую  литературу, получил признание как «великий романист». У Тургенева – особое чувство времени. Он писал: «Наше время требует уловить  современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И никогда не  запаздывал. В своих романах он «улавливал» то новое, что только зарождалось в русской  жизни. Об этой особенности Тургенева сказал Н. А. Добролюбов. Тургенев «быстро  угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях непременно обращал  внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». В социально­политических вопросах Тургенев был реформистом,  постепеновцем, противником революции. Но писатель с искренним восхищением следил за деятельностью революционеров. Это отчетливо сказалось в его произведениях. Часто  писателя просили рассказать о себе, о важных фактах биографии, но однажды Тургенев  ответил: «Вся моя биография – в моих сочинениях». Сочинения Тургенева. Стихи, очерки, повести, романы… Они населены умными,  благородными мужчинами и прекрасными женщинами. Жизнь тургеневских героев ярка,  но, к сожалению, быстротечна. Действие в романах завязывается весной, достигает кульминации летом, а завершается  осенью или зимой. С Тургеневым в русскую литературу вошел поэтический образ «тургеневской  девушки», а вместе с ним и «тургеневской любви». Ю. В. Лебедев: «Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в  интимных, но и в общественных убеждениях… Любящий герой прекрасен, духовно  окрылен, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка.  Любовь, по Тургеневу, трагична».     2. Лекция учителя (краткое изложение).     Родился 28 октября (9 ноября н.с.) 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей  Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода;  мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское­Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и  учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек". В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у  хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение  Московского университета, в 1834 переходит на историко­филологический факультет  Санкт­Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности  (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом  Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были  переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834),  написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров  Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого  века… не ученый, но по­своему – мудрый». Познакомившись с первыми произведениями  Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2  наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.   Ноябрь 1837 года – Тургенев официально заканчивает учебу и получает диплом  философского факультета Петербургского университета на звание кандидата.   В 1838­ 1840 гг. Тургенев продолжил свое образование за границей (в Берлинском  университете изучал философию, историю и древние языки). Во время свободное от  лекций Тургенев путешествовал. За два года с лишним своего пребывания за границей,  Тургенев смог объездить всю Германию, побывать во Франции, Голландии и даже пожить в  Италии. Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). В 1841г. Иван Сергеевич Тургенев вернулся на родину и начал готовиться к магистерским  экзаменам. Как раз в это время Тургенев знакомится с такими велики людьми как Гоголь и  Асаков. Еще в Берлине познакомившись с Бакуниным, в России он посещает их имение  Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не  мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в  Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение  николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских  университетах, стать профессором не удалось. Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более  начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в  "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев­Лутовинов), поэму "Параша".    В 1843 поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних  дел, где служил в течение двух лет. В мае 1845 И.С. Тургенев выходит в отставку. К этому  времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной  жизнью, окончательно лишает Тургенева материальной поддержки, писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия. Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой  позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу  оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются  стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845). От романтизма Тургенев  обращается к иронико­нравоописательным поэмам "Помещик" и прозе "Андрей Колосов" в 1844 году, "Три портрета" 1846 год, "Бретер" 1847 год. 1847 г. — Тургенев принес Некрасову в "Современник" свой рассказ "Хорь и Калиныч", к  которому Некрасов сделал подзагаловок "Из записок охотника". Этим рассказом началась  литературная деятельность Тургенева. В этот же год Тургенев увозит в Германию на  лечение Белинского. Белинский умирает в Германии в 1848г.    В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице  Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге,  увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи  Виардо. В тесном общении с семьею Виардо Тургенев прожил 38 лет. И.С. Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" 1848 год, "Холостяк" 1849 год,  "Месяц в деревне" 1850 год, "Провинциалка" 1850 год. В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика работал в  "Современнике". В 1852 году очерки вышли отдельной книгой под названием "Записки  охотника". Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 году Тургенев опубликовал некролог,  запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение без  права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году Ивану Сергеевичу Тургеневу  было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено  только в 1856 году.    Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" 1852 год и "Постоялый двор" 1852 год  на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции,  которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" 1850 год, "Яков Пасынков" 1855  год, "Переписка" 1856 год.    В 1856 году Тургенев получает разрешение на выезд за границу, и отправляется в Европу, где он проживёт почти два года. В 1858 году Тургенев возвращается в Россию. О его  повестях спорят, литературные критики дают противоположные оценки тургеневским  произведениям. После своего возвращения Иван Сергеевич публикует повесть "Ася",  вокруг которой разворачивается полемика известных критиков. В этом же году выходит в  свет роман "Дворянское гнездо", а в 1860 году ­ роман "Накануне". После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет  настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность  сохранялась до конца).    Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).    В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать  русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и  беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в  разброд и хаос. С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден­Бадене. Тогда же стал  сотрудничать с либерально­буржуазным "Вестником Европы", в котором были  опубликованы все его последующие крупные произведения. В 60­ых годах опубликовал небольшую повесть «Призраки» (1864) и этюд «Довольно»  (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти  20 лет прожил он в Париже и Баден­Бадене интересуясь всем, что происходило в России.    1863 – 1871 годы – Тургенев и Виардо живут в Бадене, после окончания франко­ прусской войны переезжают в Париж. В это время Тургенев сходится с Г. Флобером,  братьями Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Постепенно Иван Сергеевич  берет на себя функцию посредника между русской и западноевропейской литературами.    Общественный подъем 1870­х в России, связанный с попытками народников найти  революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с  руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед".  Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам  охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874),  "Часы" (1875) и др. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева — «Новь» (1877).     Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго  избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который  состоялся в 1878 году в Париже. В 1879 он почетный доктор Оксфордского университета.  На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых  представлены почти все мотивы его творчества.    В 1883г. 22 августа Иван Сергеевич Тургенев умер. Это печальное событие случилось в  Буживале. Благодаря составленному завещанию, тело Тургенева перевезли и похоронили в  России, в Петербурге Цикл «Записки охотника».    1. История создания "Записок охотника" Ивана Сергеевича Тургенева началась с  публикации "пустячка", которому и сам автор, и издатели журнала "Современник" не  придавали особого значения: в 1847 году в разделе "Смесь" среди заметок на  хозяйственные темы был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", получивший неожиданный  успех. Иван Панаев как редактор добавил к рассказу подзаголовок "Из записок охотника".  Так появилось одно из самых известнейших произведений русской литературы, образец  русской классической прозы, полный тонкого психологизма и непревзойденного описания  природы. В 1852 году очерки вышли под общим названием, под которым стали известны не  только в России, но и в Европе. Большинство из них были написаны Тургеневым за  границей, он говорил, что ему необходимо было уехать подальше, чтобы оттуда напасть на  главного врага ­ крепостное право. По свидетельству очевидцев, "Записки охотника"  произвели сильнейшее впечатление на наследника престола, будущего освободителя  крестьян императора Александра II. Тютчев писал об этой книге: "В ней столько жизни и  замечательная сила таланта. Редко соединялись в таком полном равновесии сочувствие к  человечеству и артистическое чувство".     2. Беседа по теме занятия. ­  Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем). ­ Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки  охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»?  Какой  предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева?  На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока. ­И. С. Тургенев приходит в  литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений.  Но  В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель,  увидел гигантский талант  молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает. ­ А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села  Спасского и села Тургенева) ­ В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан  очерк из  крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера  «Современника». ­Анализ рассказа  «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю.  Дайте характеристику Калинычу.  Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах? ­ Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по  иллюстрации. ­Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего  между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры  образов крестьян близких  Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай).  Чем они похожи? К каким героям литературы  они близки? (Обломов). Докажите это. ­Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О  мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.  Тема. Идея  .Проблема. (тема счастья). ­ Рассмотрите  иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации?  Какой вы видите мельничиху? ­ Анализ рассказа  «Бежин луг». Перескажите  рассказ.  Тема. Идея. Проблема. ­ Рассмотрите   мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто  из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом ­Анализ  рассказа  «Бирюк».  Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику  социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.  Определите тему,  проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином.  Дайте нравственную  оценку поступку Бирюка. ­ Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова  к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера  Бирюка отразил художник в портрете?   ­ Анализ  рассказа «Певцы». Перескажите произведение.  Опишите пение героев.  Назовите  тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание  природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. ­ Рассмотрите иллюстрации  Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти  иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать?  Используя устное  словесное рисование  создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам  запомнился.    Выводы (записываются в тетради). ­ Что и кто  объединяет эти рассказы? (образ  охотника­повествователя, образы крестьян,  которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы). ­ Почему же эти рассказы представляют собой цикл? ­ Сравните с циклом «Петербургских повестей»  Н. В. Гоголя (объединяет образ  петербурга). ­ Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ). ­Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика­охотника? ­ Каким вы видите русское крестьянство  в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное,  задавлено помещиками,  бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное) ­Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа) ­ Как называется описание природы в художественном произведении?  (пейзаж) ­ Какую роль играет пейзаж в рассказах? ­ Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную,  крестьянскую, с достоинствами и с недостатками). ­И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур,  странствующий с ружьем и лирой по селам и полям».  Прокомментируйте слова И. А.  Гончарова. 5.Закрепление изученного материала, применяемая методика (10 мин.).  ­ Что такое рассказ? ­Что такое цикл рассказов? ­ Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»? ­ Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева? ­ Какой мы видим Россию в рассказах  писателя? 6.Подведение итогов (5 мин) 7.Задание для самостоятельной работы обучающихся  во внеаудиторное время.  Самостоятельная работа №5. Чтение «Ася», «Вешние воды», «Рудин», «Накануне»,  «Стихотворе ние в прозе» 8. Литература, необходимая для подготовки к занятию. 1. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русская литература ч. 1, 10 кл. ­ М. : «Русское слово», 2014. 2. Интернет­ресурсы. 9. Задания для обучающихся на дом (5 мин.). 1. Прочитать роман «Отцы и дети». 2. 01.С.199­209 3. Индивидуальное задание по теме: История написания романа «Отцы и дети». Прототипы героев романа. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». Задание. 1) Кратко перескажите рассказ; 2) Дайте характеристику социальному  положению Бирюка; 3)Как он относится к своей работе.          И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Хорь и Калиныч». Задание. 1) Перескажите рассказ 2) Расскажите о Хоре. 3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о  таком крестьянине. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Хорь и Калиныч». Задание. 1) Определите тему, проблему,  идею рассказа; 2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих  крестьянах. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Бирюк». Задание. 1) Определите тему, проблему и идею  рассказа; 2) В чем смысл сцены с крестьянином; 3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Хорь и Калиныч». Задание. 1) Перескажите рассказ 2) Расскажите о Калиныче. 3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о  таком крестьянине. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Ермолай и мельничиха». Задания. 1) Перескажите рассказ; 2)Дайте характеристику Ермолаю; 3) Назовите тему, проблему, идею рассказа. «Бежин луг». Задание.1) Перескажите рассказ; 2) Определите тему, идею, проблему  рассказа. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Певцы». Задание. 1) Перескажите произведение; 2) Опишите пение героев; 3) Назовите тему, проблему, идею рассказа. «Ермолай и мельничиха». Задания. 1) Перескажите рассказ; 2)Дайте характеристику мельничихе. 3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в  своё произведение. И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ  «Певцы». Задание. 1) Перескажите описания природы; 2) сравните описание природы с пением героев; 3) Назовите тему, проблему, идею рассказа. Анализ одного из рассказов цикла И. С. Тургенева «Записки охотника»  («Бирюк») В 40—50­е годы XIX века И. С. Тургенев создал ряд небольших по объему прозаических  произведений, объединенных в один сборник под названием «Записки охотника». В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой,  автор в каждом очерке отмечает какую­либо особенную черту крестьянской жизни,  поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира. Этот цикл сразу принес автору известность. Во всех рассказах присутствует один и тот же главный герой — Петр Петрович. Это  дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях,  произошедших с ним во время своих походов. Причем Тургенев наделил его  наблюдательностью и вниманием, что помогает рассказчику точнее разобраться в  различных ситуациях и полнее передать их читателю. «Бирюк» — это один из рассказов из цикла «Записки охотника». Он был написан в 1848  году и по своей композиции не отличается от других произведений сборника: с Петром Петровичем в очередной раз происходит интересная история, которую он рассказывает в  форме монолога. Однажды вечером, возвращаясь с охоты, рассказчик попал под дождь. Ехать дальше стало  невозможно, и Петр Петрович решил переждать непогоду. На его счастье, на пути ему  встретился лесник, пригласивший барина к себе. В избе Бирюка (так прозвали лесника  местные жители за угрюмость и нелюдимость) рассказчик многое узнал о его жизни. Когда  дождь прошел, гостеприимный хозяин услышал звук топора и решил поймать нарушителя.  Тогда Петр Петрович предложил пойти вдвоем. Так они и сделали. Вором оказался  «мужик, мокрый, весь в лохмотьях, с растрепанной бородой». По­видимому, не от хорошей жизни пошел он на воровство. Петр Петрович пожалел его и попросил Бирюка отпустить  крестьянина, но тот не согласился и повел мужика в избу. Однако после долгих просьб о  пощаде и ходатайства со стороны Петра Петровича лесник сжалился и отпустил  нарушителя. Бирюк — личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть  собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIX века относились к воровству, как к  чему­то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», — говорил мужик,  будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в  становлении такого мировоззрения сыграли социальные проблемы: необеспеченность  крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он живет в  глубокой бедности («Изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и  пустой, без полатей и перегородок»), но на воровство не годен (если бы он воровал лес, он  мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «А ты все равно  воровать не ходи». Он осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже.  Уверенный в своей правоте, он твердо шагает по жизни. Однако его уверенность иногда подвергается серьезным испытаниям. Например, в случае,  описанном в очерке, когда чувства жалости и сострадания борются в нем с жизненными  принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он  часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (так звали Бирюка) выпала  тяжелая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами. Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины  природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое другое.  Вклад И. С. Тургенева в отечественную литературу огромен. Его сборник «Записки  охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в  произведении, актуальны и по сей день. «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» — это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно  входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими  причинами. Во­первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла  малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки  охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим  художественным средствам, и по тематике. Первым из всех русских писателей Тургенев  вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так  подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец­таки  открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное  изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать  особенности жизни и быта своих предков. Во­вторых, в каждом рассказе, представлены удивительные описания природы. Это  всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и  часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе  «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации. Удачная охота  проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой  к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты. А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не  проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости. Во всех рассказах цикла присутствует один и тот же персонаж — лирический герой, в  котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и  общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй. Композиция  рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при  которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он  попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными  персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами — их  внешностью, поведением, разговорами. Заканчиваются рассказы из цикла «Записки  охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он  покидает место, где происходили основные действия. Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни. В тексте встречаются  историзмы: «армячок», «онучи», «свитка» — и  просторечия:«откентелева», «эвто», «зачнется», «авось», «напредки», «дескать».  Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам  героев сюжета — крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Ильюшка, Павлуша, Костя,  Федя и Ваня. Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра  рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны  реальными событиями, другие — деревенскими слухами. Но, как водится во время ночных  бдений со «страшными историями», любой неожиданный звук в темноте становится  поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков  волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления  кидается в ночь их успокаивать. А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал,  там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно. Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех  ребят, есть в его пропорциях какая­то асимметрия, но зато у него умные глаза и  замечательный характер. Павлуша — смелый, самостоятельный и ответственный  мальчишка. Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем  более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования  заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав  с лошади. Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как  жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было  предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С.  Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма. «Хорь и Калиныч», анализ рассказа Тургенева Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева является одним из самых известных  произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для  этого, как минимум, две. Во­первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне  соответствовал практической направленности этой части журнала. Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской  губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором. Проявлявшийся в  каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку,  поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь — всё воспринималось  читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное. И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов  писателя. Много в этом рассказе познавательного. Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина  куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян  г­на Полутыкина — Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере  знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям. Хорь — оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего  остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе  свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину. На вопрос  рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит  на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про  житьё­бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме. Внешне  Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ. Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику  Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на  то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся  совсем мало времени. Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных  амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не  надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику. Он  видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и  окружающую природу. Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на  своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника,  которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран. А вот Хорь  интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и  государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но  только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей. Но знание грамоты  помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор. Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя  героями рассказа — Хорем, Калинычем и г­ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих  персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и  естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин. Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за  богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем  соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и  всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот. А повара своего  заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит  его натуру. Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими  новыми приятелями­крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена  несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа  Калиныча. Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки  плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди. И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю. В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать  реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о  буднях, заботах и проблемах простого народа. «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов,  объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих  лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку  произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим  замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от  прогулок Тургенева по окрестностям Спасского­Лутовиного Орловской губернии.  Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело  попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало  основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий. Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо  осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской  литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя  художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его  внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной  судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально  натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без  лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но  всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения. Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его  окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая  Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но  вызывающего неизменное уважение к себе Дикого­Барина; рядчика из Жиздры,  обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным  взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки­ Турка. Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет  основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая  Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию  разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты  на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка­Турок. Жребий выпал петь  сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и  сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий­Барин. Его реакция  осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой. Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику  победу без боя, было решено заслушать Яшку­Турка. Он заметно волновался и даже,  казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий­Барин строго настоял на  соблюдении правил состязания. Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та  самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в  самом голосе Яшки было что­то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И  Дикий­Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана  безоговорочная победа Яшки­Турка. Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор­рассказчик покидает  питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело  увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того  же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ  заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это  лирическое отступление о мальчике, искавшего какого­то Антропку, которого хотела  высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка­а­а! …» Возможно,  потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его  горькую судьбу? …

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО

Разработка занятия по русскому языку "И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»." СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2018