ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
09.07.2018
Автор статьи подчеркиает значимость дополниетльного образования в современное время. Также говорит о том, что не всегда все можно успеть в урочное время, поэтому важную роль в воспитании и формировании личности подростков отводится дополнительному образованию в ряде дисциплин.С помощью литературы и художественных произведений можно осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников в сфере дополнительного образования.
Калинина С.В. Атамановская СОШ (1).docx
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Духовнонравственное воспитание является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для
образования. Ключевая роль в духовнонравственном сплочении общества отводится
образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все
граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но
наиболее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие, и
воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна
быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь
школьника. В первую очередь на формирование духовного мира ребенка влияют
гуманитарные предметы.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что:
«Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности,
накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству.
Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства,
любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы
не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».1 Концепция
духовнонравственного воспитания российских школьников отмечает: «Духовно
1 Основы
социально
й нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и
укрепления ценностносмысловой сферы личности, формирования способности человека
сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных
идеалов, ценностных установок.»2
Литературнохудожественное творчество и религия в России, по мнению
большинства исследователей, всегда имели более тесные и напряженные отношения, чем в
западных культурах. В творчестве русских писателей большую роль играли религиозно
этические элементы, определявшие тематику произведений и арсенал художественных
средств.
концепци
и Русской
Правосла
вной Все исследователи, начиная с религиозных философов начала ХХ века,
подчеркивают генетическую связь русской литературы с христианством, так как она
появилась на Руси вследствие его принятия. Секуляризация, по мнению ученых, не смогла
окончательно отделить светскую литературу от церкви. В русской литературе сохранились
христианские традиции, которые во многом определяют ее глубину и значимость. К
наиболее важным традициям следует отнести:
• внимание к духовным проблемам, нравственности, совести, поиск жизненной
правды, истины, этического идеала;
• учительство, дидактичность русской литературы, восприятие писателей как
духовных наставников;
Церкви
[Электрон
ный
ресурс]. – • пристальное внимание к личности писателей, к их нравственному облику;
• отражение идеи соборности, в той или иной форме встречающееся во многих
произведениях отечественной словесности.
В настоящее время данной проблеме отводится большая роль, но в курсе изучения
литературы в рамках школьной программы нет тем, направленных на изучение вопросов
религии в творчестве писателей разных временных промежутков. В рамки школьной
программы введен курс ОРКСЭ, но он ориентирован на учащихся начальной ступени.
Учитывая актуальность этой проблемы, можно осуществлять духовнонравственное
воспитание в процессе изучения литературы в любых возрастных группах. Обращение к
творчеству того или иного автора, анализ текстов художественных произведений с
Режим
доступа:
https://mos
pat.ru/ru/d христианских позиций – все это способствует формированию у подростков мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций России, представленных в творчестве писателей.
Так, Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» обратился к традиционной для
литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском
учении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когдато совратил Катюшу Маслову,
невольно положив начало ее падению. Позднее придет раскаяние к главному герою, и он
попытается искупить свою вину. Л. Н. Толстой старается доказать, что непосредственное
обращение к Евангелию, без всякой помощи церкви, способно преобразить человека, что и
произошло с Дмитрием Нехлюдовым.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» не находят яркого выражения христианские
мотивы, но вместе с тем, роман насыщен религиозными реалиями: названиями церквей,
монастырей, храмов. Также в романе есть лексические единицы, имеющие
непосредственное отношение к религиозной тематике, что дает возможность говорить, что
и в этом произведении прослеживается религиозное начало.
ocuments/
social
concepts/.
2 Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс].Режим
доступа: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/ koncepciya. duhovno_nravstvennogo. razvitiya. Русские и советские поэты часто отражают в своих произведениях христианские
мотивы. Показательны в этом смысле стихотворения, имеющие названия «Молитва» у
М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, М.Цветаевой и других. В этих стихотворениях
проявляется беспредельная искренность, искренность на уровне откровения. Именно
благодаря этому качеству любая молитва (и религиозная, и поэтическая) обладает
огромнейшей силой воздействия. Именно это качество делает молитвы больших поэтов
шедеврами. Чтение таких произведений, анализ их, ученики способствует духовному
становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса у
школьников.
Программные произведения русской классической литературы дают богатый
материал для духовнонравственного воспитания подростков. Так, например, в 8м классе,
изучая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, стоит обратить внимание на образ
Маши Мироновой. Маша скромна, у неё твердые нравственные устои: несмотря на любовь
к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. Все это
говорит о правильном воспитании героини, о ее сформированной позиции по отношению
ребенка к родителям.
Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками
героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В
его произведениях много сложных ситуаций, требующих нравственного выбора. Герой
повести “Человек на часах”, произведение, изучаемое семиклассниками, за несколько
минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и
долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и
спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают?
Что хотел подчеркнуть в поступке героя автор фамилией Постников? На эти другие
вопросы нравственности пробуют искать ответы школьники.
Тематика уроков по литературе не предполагает изучение тем, связанных с
вопросами религии, отдельно от тем, заявленных в программе, но обращение к
христианским мотивам того или иного произведения может стать этапом работы на уроке.
Выявление религиозного христианского начала в изучаемом произведении позволит
приобрести школьникам социально значимые знания, которые нужны человеку для
полноценного проживания его в повседневной жизни, для успешной социализации.
Осуществление
духовнонравственного воспитания в условиях
общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания
образования в рамках предметов гуманитарного цикла, в большей степени уроков
литературы. Именно такие уроки помогут сформировать у учащихся потребность
размышлять над подобными вопросами. Привить вкус к чтению лучших произведений
классической литературы – это значит воспитать духовно богатого и поистине
нравственного человека.
Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и
учащихся возможно истинное погружение и постижение духовнонравственного потенциала русской классики – поистине “неупиваемой чаши” нашей духовности.
Совместный анализ художественного произведения с точки зрения принципов морали,
совести, сострадания, терпимости и других общечеловеческих ценностей произведет
положительное воздействие на формирование личности школьника, окажет положительное
влияние на формирование духовных и нравственных качеств подрастающего поколения.
Литература
1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://mospat.ru/ru/documents/socialconcepts/.
2 Концепция
духовнонравственного воспитания российских школьников
[Электронный ресурс].Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/ koncepciya.
duhovno_nravstvennogo. razvitiya.
Сведения об авторе
ФИО (полностью)
Место работы
Должность
Ученая степень,ученое звание
Контактные телефоны (рабочий,
мобильный)
Email
Калинина Светлана Владимировна
МБОУ «Атмановская СОШ» Новокузнецкий
район
учитель русского языка и литературы
89030476931
svetikvl71@gmail.com
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.