ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.9

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
09.07.2018
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор статьи подчеркиает значимость дополниетльного образования в современное время. Также говорит о том, что не всегда все можно успеть в урочное время, поэтому важную роль в воспитании и формировании личности подростков отводится дополнительному образованию в ряде дисциплин.С помощью литературы и художественных произведений можно осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников в сфере дополнительного образования.
Калинина С.В. Атамановская СОШ (1).docx
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Духовно­нравственное   воспитание   является   первостепенной   задачей   современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.   Ключевая   роль   в   духовно­нравственном   сплочении   общества   отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее   системно,   последовательно   и   глубоко   духовно­нравственное   развитие,   и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть   сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и   духовная,   культурная   жизнь школьника.   В   первую   очередь   на   формирование   духовного   мира   ребенка   влияют гуманитарные предметы. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа   есть   посредник,   который   передает   новым   поколениям   нравственные   ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».1  Концепция духовно­нравственного   воспитания   российских   школьников   отмечает:   «Духовно­ 1 Основы  социально й нравственное развитие гражданина России –  это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно­смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно   выстраивать   и   оценивать   отношение   к   себе,   другим   людям,   обществу, государству,   миру   в   целом   на   основе   общепринятых   моральных   норм   и   нравственных идеалов, ценностных установок.»2 Литературно­художественное   творчество   и   религия   в   России,   по   мнению большинства исследователей, всегда имели более тесные и напряженные отношения, чем в западных культурах. В творчестве русских писателей большую роль играли религиозно­ этические   элементы,   определявшие   тематику   произведений   и   арсенал   художественных средств. концепци и Русской Правосла вной Все   исследователи,   начиная   с   религиозных   философов   начала   ХХ   века, подчеркивают   генетическую   связь   русской   литературы   с   христианством,   так   как   она появилась на Руси вследствие его принятия. Секуляризация, по мнению ученых, не смогла окончательно отделить светскую литературу от церкви. В русской литературе сохранились христианские   традиции,   которые   во   многом   определяют   ее   глубину   и   значимость.   К наиболее важным традициям следует отнести: • внимание   к   духовным   проблемам,   нравственности,   совести,   поиск   жизненной правды, истины, этического идеала; • учительство,   дидактичность   русской   литературы,   восприятие   писателей   как духовных наставников; Церкви  [Электрон ный  ресурс]. – • пристальное внимание к личности писателей, к их нравственному облику; • отражение   идеи   соборности,   в   той   или   иной   форме   встречающееся   во   многих произведениях отечественной словесности. В настоящее время данной проблеме отводится большая роль, но в курсе изучения литературы в рамках школьной программы нет тем, направленных на изучение вопросов религии   в   творчестве   писателей   разных   временных   промежутков.   В   рамки   школьной программы введен курс ОРКСЭ, но он ориентирован на учащихся начальной ступени.  Учитывая актуальность этой проблемы, можно осуществлять духовно­нравственное воспитание в процессе изучения литературы в любых возрастных группах. Обращение к творчеству   того   или   иного   автора,   анализ   текстов   художественных   произведений   с Режим  доступа:  https://mos pat.ru/ru/d христианских позиций – все это способствует формированию у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций России, представленных в творчестве писателей.  Так,   Л.   Н.   Толстой   в   романе   «Воскресение»   обратился   к   традиционной   для литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении.   Главный   герой   романа,   князь   Нехлюдов,   когда­то   совратил   Катюшу   Маслову, невольно положив начало ее падению. Позднее придет раскаяние к главному герою, и он попытается искупить свою вину. Л. Н. Толстой старается доказать, что непосредственное обращение к Евангелию, без всякой помощи церкви, способно преобразить человека, что и произошло с Дмитрием Нехлюдовым. В романе И. А. Гончарова «Обломов» не находят яркого выражения христианские мотивы, но вместе с тем, роман насыщен религиозными реалиями: названиями церквей, монастырей,   храмов.   Также   в   романе   есть   лексические   единицы,   имеющие непосредственное отношение к религиозной тематике, что дает возможность говорить, что и в этом произведении прослеживается религиозное начало.  ocuments/ social­ concepts/. 2 Концепция  духовно­нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс].­Режим  доступа: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/ koncepciya. duhovno_nravstvennogo.  razvitiya. Русские и советские поэты часто отражают в своих произведениях христианские мотивы.   Показательны   в   этом   смысле   стихотворения,   имеющие   названия   «Молитва»   у М.Ю.Лермонтова,   А.С.Пушкина,   М.Цветаевой   и   других.   В   этих   стихотворениях проявляется   беспредельная   искренность,   искренность   на   уровне   откровения.   Именно благодаря   этому   качеству   любая   молитва   (и   религиозная,   и   поэтическая)   обладает огромнейшей силой воздействия. Именно это качество делает молитвы больших поэтов шедеврами.   Чтение   таких   произведений,   анализ   их,   ученики     способствует   духовному становлению   личности,   формированию   нравственных   позиций,   эстетического   вкуса   у школьников. Программные   произведения   русской   классической   литературы   дают   богатый материал для духовно­нравственного воспитания подростков. Так, например, в 8­м классе, изучая   повесть   А.С.Пушкина   “Капитанская   дочка”,   стоит   обратить   внимание   на   образ Маши Мироновой. Маша скромна, у неё твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. Все это говорит о правильном воспитании героини, о ее сформированной позиции по отношению ребенка к родителям. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В его   произведениях   много   сложных   ситуаций,   требующих   нравственного   выбора.   Герой повести   “Человек   на   часах”,   произведение,   изучаемое   семиклассниками,   за   несколько минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают? Что   хотел   подчеркнуть   в   поступке   героя   автор   фамилией   Постников?   На   эти   другие вопросы нравственности пробуют искать ответы школьники. Тематика   уроков   по   литературе   не   предполагает   изучение   тем,   связанных   с вопросами   религии,   отдельно   от   тем,   заявленных   в   программе,   но   обращение   к христианским мотивам того или иного произведения может стать этапом работы на уроке. Выявление   религиозного   христианского   начала   в   изучаемом   произведении   позволит приобрести   школьникам   социально   значимые   знания,   которые   нужны   человеку   для полноценного проживания его в повседневной жизни, для успешной социализации.   Осуществление   духовно­нравственного   воспитания   в   условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования   в   рамках   предметов   гуманитарного   цикла,   в   большей   степени   уроков литературы.   Именно   такие   уроки   помогут   сформировать   у   учащихся   потребность размышлять   над   подобными   вопросами.   Привить   вкус   к   чтению   лучших   произведений классической   литературы   –   это   значит   воспитать   духовно   богатого   и   поистине нравственного человека.     Только   в   процессе   взаимодействия,   сотрудничества   и   сотворчества   учителя   и учащихся   возможно   истинное   погружение   и   постижение   духовно­нравственного потенциала   русской   классики   –   поистине   “неупиваемой   чаши”   нашей   духовности. Совместный   анализ   художественного   произведения   с   точки   зрения   принципов   морали, совести,   сострадания,   терпимости   и   других   общечеловеческих   ценностей   произведет положительное воздействие на формирование личности школьника, окажет положительное влияние на формирование духовных и нравственных качеств подрастающего поколения.   Литература 1 Основы   социальной   концепции   Русской   Православной   Церкви   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mospat.ru/ru/documents/social­concepts/. 2 Концепция     духовно­нравственного   воспитания   российских   школьников [Электронный ресурс].­Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/ koncepciya. duhovno_nravstvennogo.  razvitiya.   Сведения об авторе ФИО (полностью) Место работы Должность Ученая степень,ученое звание  Контактные телефоны (рабочий,  мобильный) E­mail Калинина Светлана Владимировна МБОУ «Атмановская СОШ» Новокузнецкий  район учитель русского языка и литературы ­ 8­903­047­6931 svetikvl71@gmail.com

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018