Автор статьи подчеркиает значимость дополниетльного образования в современное время. Также говорит о том, что не всегда все можно успеть в урочное время, поэтому важную роль в воспитании и формировании личности подростков отводится дополнительному образованию в ряде дисциплин.С помощью литературы и художественных произведений можно осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников в сфере дополнительного образования.
            
        
        
        
                    
                
                    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Духовнонравственное   воспитание   является   первостепенной   задачей   современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для
образования.   Ключевая   роль   в   духовнонравственном   сплочении   общества   отводится
образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все
граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но
наиболее   системно,   последовательно   и   глубоко   духовнонравственное   развитие,   и
воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна
быть   сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и   духовная,   культурная   жизнь
школьника.   В   первую   очередь   на   формирование   духовного   мира   ребенка   влияют
гуманитарные предметы.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что:
«Школа   есть   посредник,   который   передает   новым   поколениям   нравственные   ценности,
накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству.
Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства,
любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы
не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».1  Концепция
духовнонравственного   воспитания   российских   школьников   отмечает:   «Духовно
1 Основы 
социально
йнравственное развитие гражданина России –  это процесс последовательного расширения и
укрепления ценностносмысловой сферы личности, формирования способности человека
сознательно   выстраивать   и   оценивать   отношение   к   себе,   другим   людям,   обществу,
государству,   миру   в   целом   на   основе   общепринятых   моральных   норм   и   нравственных
идеалов, ценностных установок.»2
Литературнохудожественное   творчество   и   религия   в   России,   по   мнению
большинства исследователей, всегда имели более тесные и напряженные отношения, чем в
западных культурах. В творчестве русских писателей большую роль играли религиозно
этические   элементы,   определявшие   тематику   произведений   и   арсенал   художественных
средств.
концепци
и Русской
Правосла
внойВсе   исследователи,   начиная   с   религиозных   философов   начала   ХХ   века,
подчеркивают   генетическую   связь   русской   литературы   с   христианством,   так   как   она
появилась на Руси вследствие его принятия. Секуляризация, по мнению ученых, не смогла
окончательно отделить светскую литературу от церкви. В русской литературе сохранились
христианские   традиции,   которые   во   многом   определяют   ее   глубину   и   значимость.   К
наиболее важным традициям следует отнести:
• внимание   к   духовным   проблемам,   нравственности,   совести,   поиск   жизненной
правды, истины, этического идеала;
• учительство,   дидактичность   русской   литературы,   восприятие   писателей   как
духовных наставников;
Церкви 
[Электрон
ный 
ресурс]. –• пристальное внимание к личности писателей, к их нравственному облику;
• отражение   идеи   соборности,   в   той   или   иной   форме   встречающееся   во   многих
произведениях отечественной словесности.
В настоящее время данной проблеме отводится большая роль, но в курсе изучения
литературы в рамках школьной программы нет тем, направленных на изучение вопросов
религии   в   творчестве   писателей   разных   временных   промежутков.   В   рамки   школьной
программы введен курс ОРКСЭ, но он ориентирован на учащихся начальной ступени. 
Учитывая актуальность этой проблемы, можно осуществлять духовнонравственное
воспитание в процессе изучения литературы в любых возрастных группах. Обращение к
творчеству   того   или   иного   автора,   анализ   текстов   художественных   произведений   с
Режим 
доступа: 
https://mos
pat.ru/ru/dхристианских позиций – все это способствует формированию у подростков мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций России, представленных в творчестве писателей. 
Так,   Л.   Н.   Толстой   в   романе   «Воскресение»   обратился   к   традиционной   для
литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском
учении.   Главный   герой   романа,   князь   Нехлюдов,   когдато   совратил   Катюшу   Маслову,
невольно положив начало ее падению. Позднее придет раскаяние к главному герою, и он
попытается искупить свою вину. Л. Н. Толстой старается доказать, что непосредственное
обращение к Евангелию, без всякой помощи церкви, способно преобразить человека, что и
произошло с Дмитрием Нехлюдовым.
В романе И. А. Гончарова «Обломов» не находят яркого выражения христианские
мотивы, но вместе с тем, роман насыщен религиозными реалиями: названиями церквей,
монастырей,   храмов.   Также   в   романе   есть   лексические   единицы,   имеющие
непосредственное отношение к религиозной тематике, что дает возможность говорить, что
и в этом произведении прослеживается религиозное начало. 
ocuments/
social
concepts/.
2 Концепция  духовнонравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс].Режим 
доступа: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/ koncepciya. duhovno_nravstvennogo.  razvitiya.Русские и советские поэты часто отражают в своих произведениях христианские
мотивы.   Показательны   в   этом   смысле   стихотворения,   имеющие   названия   «Молитва»   у
М.Ю.Лермонтова,   А.С.Пушкина,   М.Цветаевой   и   других.   В   этих   стихотворениях
проявляется   беспредельная   искренность,   искренность   на   уровне   откровения.   Именно
благодаря   этому   качеству   любая   молитва   (и   религиозная,   и   поэтическая)   обладает
огромнейшей силой воздействия. Именно это качество делает молитвы больших поэтов
шедеврами.   Чтение   таких   произведений,   анализ   их,   ученики     способствует   духовному
становлению   личности,   формированию   нравственных   позиций,   эстетического   вкуса   у
школьников.
Программные   произведения   русской   классической   литературы   дают   богатый
материал для духовнонравственного воспитания подростков. Так, например, в 8м классе,
изучая   повесть   А.С.Пушкина   “Капитанская   дочка”,   стоит   обратить   внимание   на   образ
Маши Мироновой. Маша скромна, у неё твердые нравственные устои: несмотря на любовь
к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. Все это
говорит о правильном воспитании героини, о ее сформированной позиции по отношению
ребенка к родителям.
Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками
героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В
его   произведениях   много   сложных   ситуаций,   требующих   нравственного   выбора.   Герой
повести   “Человек   на   часах”,   произведение,   изучаемое   семиклассниками,   за   несколько
минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и
долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и
спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают?
Что   хотел   подчеркнуть   в   поступке   героя   автор   фамилией   Постников?   На   эти   другие
вопросы нравственности пробуют искать ответы школьники.
Тематика   уроков   по   литературе   не   предполагает   изучение   тем,   связанных   с
вопросами   религии,   отдельно   от   тем,   заявленных   в   программе,   но   обращение   к
христианским мотивам того или иного произведения может стать этапом работы на уроке.
Выявление   религиозного   христианского   начала   в   изучаемом   произведении   позволит
приобрести   школьникам   социально   значимые   знания,   которые   нужны   человеку   для
полноценного проживания его в повседневной жизни, для успешной социализации.
 
Осуществление
  духовнонравственного   воспитания   в   условиях
общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания
образования   в   рамках   предметов   гуманитарного   цикла,   в   большей   степени   уроков
литературы.   Именно   такие   уроки   помогут   сформировать   у   учащихся   потребность
размышлять   над   подобными   вопросами.   Привить   вкус   к   чтению   лучших   произведений
классической   литературы   –   это   значит   воспитать   духовно   богатого   и   поистине
нравственного человека.
    Только   в   процессе   взаимодействия,   сотрудничества   и   сотворчества   учителя   и
учащихся   возможно   истинное   погружение   и   постижение   духовнонравственногопотенциала   русской   классики   –   поистине   “неупиваемой   чаши”   нашей   духовности.
Совместный   анализ   художественного   произведения   с   точки   зрения   принципов   морали,
совести,   сострадания,   терпимости   и   других   общечеловеческих   ценностей   произведет
положительное воздействие на формирование личности школьника, окажет положительное
влияние на формирование духовных и нравственных качеств подрастающего поколения.  
Литература
1 Основы   социальной   концепции   Русской   Православной   Церкви   [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://mospat.ru/ru/documents/socialconcepts/.
2 Концепция  
  духовнонравственного   воспитания   российских   школьников
[Электронный ресурс].Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F1162245013/ koncepciya.
duhovno_nravstvennogo.  razvitiya. 
 Сведения об авторе
ФИО (полностью)
Место работы
Должность
Ученая степень,ученое звание 
Контактные телефоны (рабочий, 
мобильный)
Email
Калинина Светлана Владимировна
МБОУ «Атмановская СОШ» Новокузнецкий 
район
учитель русского языка и литературы
89030476931
svetikvl71@gmail.com