Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО
Оценка 4.9

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
10.12.2018
Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО
Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"", предназначена для обучающихся 1 курсов, СПО. В ней отражены цели, задачи урока, результаты освоения, полная разработка хода занятия. Можно применять на уроках литературы и для преподавания в школе, 10 касс.
разрабоботка урока по литературе Роман И.С. тургенева Отцы и дети.docx
Технологическая карта учебного занятия    2____    Идейно­художественное своеобразие. Занятие №11 по дисциплине  Литература Количество часов           Тема занятия: И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».  Тип занятия: беседа с элементами анализа эпизода и творческой работы обучащихся. Вид занятия: комбинированное Цели: образовательная: раскрыть смысл названия произведения; выявить идейно­художественное  своеобразие романа; рассмотреть  какими чертами обладают  главные герои, выяснить, в чем   состоит идейная борьба «отцов» и «детей»;    развивающая: развивать навыки работы с текстом.    воспитательная: воспитывать любовь к литературе. Овладение обучающимися  общими (ОК) компетенциями   Наименование результата обучения   – владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной  речью; – сформированность умений учитывать исторический, историко­культурный контекст и  контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,  определять сферу своих интересов;  − совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства любви  к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,  культурам других народов;  − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении  всей жизни; − владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной  деятельности, навыками разрешения проблем;  − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других  культур, уважительного отношения к ним;  − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,  основной и второстепенной информации;  − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы,  их историко­культурного и нравственно­ценностного влияния на формирование  национальной и мировой культуры; – сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы Оборудование:  1. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русская литература ч. 1,2 10 кл. ­ М. : «Русское слово», 2014. 2. Рабочие тетради. 3. Тексты произведения.                                          Ход занятия: 1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего  места.) (5 мин)  2. Проверка знаний обучающихся. Подведение итогов проверки. (10мин) Беседа с учащимися по вопросам: 1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева? 2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым? 3. Расскажите о русской общественной жизни 60­х годов XIX века. (В 60­е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились  враждующие силы общества: консерваторы, защищающие старые порядки,  либералы,  выступающие за постепенные изменения в общественно­политической  жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований  в стране), и демократы, настроенные  на  немедленное  разрушение  старых  и  установление  новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.) И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров­демократов над  либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в  перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и  крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И.  Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику…  Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного  анализа, поклонниками точных наук, эксперимента». Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь  русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт  кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами­ демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе  старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные  проблемы обрели емкую формулировку в заглавии  романа  «Отцы  и  дети»  –  это  «универсальный  охват действительности»  во  всей  ее  полноте:  от  прошлого  через  настоящее к будущему.) 3. Сообщение темы занятия, постановка  цели и задач занятия (5мин) 4. Изложение нового материала, применяемая методика (50 мин) Рассмотрение романа «Отцы и дети».  1. История написания романа    «Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во  время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но,  судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев  приехал в Россию, в Спасское­Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений  работа пошла успешно.   Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.   В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим  следовали разрывы с людьми, которых он ценил.   После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»  Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его  сотрудником в течение пятнадцати лет.   Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за  этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.   Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.   Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года,  посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса». И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня  личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом  замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой  личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно  прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий  факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»    О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи  других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши  современники».    В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического,  отношение писателя к этому герою сочувственное.    У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин,  офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий  Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.   2. Анализ содержания романа «Отцы и дети». Вопросы и задания: 1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа. 2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда  сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом­разночинцем, героем  новой эпохи.) 3. Анализ пейзажа (описан в 3­й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.   Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…» 4. Каково  положение  крестьян?  Какие  детали  пейзажа  об  этом  говорят? 5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь  природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь  то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность  во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные  кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия  понемногу сжималось».) 6. Анализ второй части пейзажа (3­я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна  брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма.  Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей  настроение!) 7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес…  только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…»,  «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины  на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих,  вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по­своему – отказываются от выполнения  барских повинностей.) 8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди  новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)   3. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем  Петровичем Кирсановым    . Вопросы: 1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная  одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов  аристократическим условностям.) 2.Внешность  Базарова.  На  что  обратил  внимание  Николай  Петрович? («Обнаженная  красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.) 3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так  представлялись крестьяне.) 4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг  рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать  руки.) 4. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино. Вопросы: 1. Какое впечатление производит усадьба Марьино? 2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не  замечать развязные манеры гостя.) 3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает  изысканностью.)Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним? 4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров? 5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал,  Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.) 6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович  всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником,  плебеем».) 7. Как относятся к Базарову простые люди? 8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не  принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит  отрицание общественных норм, правил, принципов.) Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров –  «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы  – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение  неизбежно. 5. Содержание и анализ X главы романа. (В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.) План: 1. Чтение диалогов героев в лицах. 2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово  «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения  спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П.  Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему  строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических  взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?) 3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли  Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он  полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему? Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о  русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об  искусстве  и  природе,  о  дворянстве  и  аристократии.  Каждая  реплика  Базарова  направлена  против какого­либо  общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать  авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм,  либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении  к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной  жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в  двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60­е годы XIX века – годы новых открытий в  области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи  увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и  технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства.  Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его  делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным  явлениям жизни и искусству.) В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора  двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне  справедливы по отношению друг к другу.     И.С. Тургенева «Отцы и дети». 5.Закрепление изученного материала, применяемая методика (10мин.). Итоговая  работа по роману    1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:  а) А.И. Герцену;                 б) Н.А. Некрасову;                в) В.Г. Белинскому;   2. Дать определение:   реализм, нигилизм.   3. Основной конфликт романа «Отцы и дети»:  а) ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым  б) борьба буржуазно­дворянского либерализма и революционных демократов.     в) борьба между либеральными монархистами и народом  4. Давая общую  оценку политического содержания «Отцов и детей», И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…..(выберите правильное):  а) дворянства как передового класса                  б) крестьянства как передового класса  в) пролетариата как передового класса               г) революционных демократов 5. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные  характеристики: 1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в  обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность  демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень. 2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь  которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет. 3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего  барства». 4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.   а) Евгений Базаров;   б) Аркадий Кирсанов;    в) Павел Петрович         г) Николай Петрович 6. Критическую статью «Базаров» написал:   а) И. С. Тургенев.       б)  Г. Белинский.     в)  И. Герцен.                       г) И. Писарев. 7. Найдите соответствия героев романа социальному статусу:  1. русский аристократ            а) Е.Базаров  2. полковой лекарь                 б) П.П. Кирсанов  3. студент­барич                     в) В.И. Базаров  4. студент­демократ               г) А.Н. Кирсанов 8. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им  своей личности:  А) Любовь к Одинцовой.   Б) Разрыв с Аркадием. В) Спор с П. П. Кирсановым.    В) Посещение родителей. 9. Какое утверждение ошибочно? А. Одинцова Анна Сергеевна так не вышла замуж;  Б. Кукшина уехала за границу  В. У  Катерины Сергеевны родился сын Коля;   Г. Состоялись две свадьбы; Аркадия с Катей и  Николая Петровича с Фенечкой 10. Какая реплика НЕ принадлежит Базарову А. «Рафаэль гроша медного не стоит…» Б. «Ей бы только шлейф сзади носить да корону  на голове»; В. «… а из меня лопух расти будет»; Г. «Вы, на мой вкус, здесь лишний; я вас терпеть не могу, я вас презираю…» 6.Подведение итогов (5 мин) 7. Литература, необходимая для подготовки к занятию. 1. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русская литература ч. 1, 10 кл. ­ М. : «Русское слово», 2014. 2. Интернет­ресурсы. 8. Задания для обучающихся на дом (5 мин.). 1. Сообщение о родителях Базарова;  2. Обобщающая характеристика  Базарова.  3. Подготовка к сочинению.    Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети».    Борьба «отцов» и «детей» в романе И.Тургенева.          Любовь и дружба в жизни Е.Базарова.                                                             .

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО

Разработка занятия по литературе "И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"" СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018