Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
09.07.2018
В статье автор подчеркивает необходимость введения регионального компонента в процесс обучения и воспитания.внеурочная деятельность по применению регионального компонента в школе дают прекрасную возможность для всестороннего развития и воспитания личности, создают условия для формирования гражданина-патриота, чтобы не выросли Иваны Непомнящие, чтобы наши дети с самых ранних лет своих знали свою малую родину, имели представление о людях её, её истории и культуре, о прошлом ее и о настоящем. Не с этого ли начинается воспитание любви к земле родной?
Калинина Светлана Владимировна (3).docx
Калинина Светлана Владимировна,
Региональный компонент как способ формирования ценностных
ориентиров у учащихся
В 8090е годы в нашей стране произошла отмена прежних ценностных
ориентиров.
Это повлекло за собой разрушение структуры идейного, нравственного и
духовного воспитания подрастающего поколения. Утратилось понятие об
исторических корнях, исчезла необходимость любви к малой родине;
исказились такие святые и незыблемые понятия, как «патриотизм», «народ»,
«отечество»; уважение к старшим, понятие о культуре, духовности, идеале.
Исходя из этого, проблема заключается, вопервых, в реализации
регионального компонента на уроках литературы, во – вторых, в появлении
интереса к истории родного края, традициям и культуре своего народа.
Уроки литературы по национальнорегиональному компоненту – это
достаточно слабое место,
так как количество часов, отведенное на
применение регионального компонента, недостаточно. В связи с этим я не
только стараюсь проводить отдельные уроки по изучению творчества
кузбасских писателей, но и на уроках при анализе программных
произведений анализировать тексты наших писателей земляков. Мы
соотносим поднимаемые писателями проблемы, анализируем при помощи
каких средств, авторы достигают поставленных целей.
Например, изучая в 7 классе рассказ Л.Андреева «Кусака», параллельно
читаем стихотворение И.Киселева «Молитва лани». В процессе анализа
приходим к выводу о том, насколько жесток человек в своем обращении с
природой, в данных произведениях, к животным. Время между написаниями
этих произведений составляет более полвека, но тема остается актуальной во
все времена. Изучая постмодернистское творчество А. Блока, его размышления о
судьбе Родины, находим очень близким стих Александра Каткова «Ад
кромешный, и все же Россия…» Оба поэта с болью глядят на судьбу своей
страны. Эти стихотворения пронизаны, несмотря ни на что любовью к своей
Родине.
Россия, нищая Россия,
Ад кромешный, и все же Россия.
Мне избы серые твои,
Безнадега уже, беспредел.
Твои мне песни ветровые
Словно целый народ, обессилев,
Как слезы первые любви!(А.Блок) К богу руки в надежде воздел
(А.Катков)
Судьба русской женщины перекликается в творчестве Н.А. Некрасова
и Анатолия Саулова. Читая поэму «Русские женщины», мы находим много
общего со стихотворением «Баллада о гусях» А. Саулова. Также покорна она
своему мужу, также несет свой крест, выйдя замуж не по любви. Но классик
доносит до читателей мысль о том, что русская женщина при любых
обстоятельствах вызывает восторг у людей:
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
У нашего писателя – современника не столь оптимистичен взгляд на
судьбу русской женщины:
Коромысло впилось в белую ладонь.
Сходит женщина по склону за водой.
Белый гребень в ее черных волосах.
Сходит, горбясь и старея на глазах. Изучение творчества кузбасских писателей выходит за рамки уроков
литературы. Во внеурочной деятельности мы готовим с учащимися
реферативные работы. В процессе их подготовки,дети проникаются в
изучаемый материал. Данный вид работы позволяет расширить и обогатить
знания школьников о судьбе и творчестве наших писателей, проблемах и
темах, поднимаемых в их произведениях , помочь полнее ощутить и осознать
связь литературы с жизнью, а главное, способствует нравственному
совершенствованию. Наиболее сильные и мотивированные учащиеся
занимаются исследовательской деятельностью и с продуктами своего труда
выходят на областную научнопрактическую конференцию «Живи, Кузнецкая
Земля!» В этом году ученица 9 класса представила на конференцию работу по
творчеству Игоря Михайловича Киселева «Творческое наследие И.
Киселева». В презентации своего материала она попыталась раскрыть
основные темы и проблемы писателя, прочитала наизусть стихи по каждой из
тем. В итоге работа ученицы была оценена дипломом второй степени. Этой
победе предшествовал огромный труд . На первом этапе она изучала весь
пытаясь
жизненный путь писателя,
проанализировать, каким образом многие жизненные проблемы отражались в
читала его произведения,
его творениях. И, несомненно, девочку удивило то, что И.М. Киселев как бы
предвидел многие проблемы, которые будут актуальны в наше время,
например, проблема экологии. Считать исследовательскую работу нельзя
было бы завершенной, если бы не был проведен социологический опрос, в
ходе которого мы узнали, что творческий путь Игоря Киселева и сам автор
известны не очень большому кругу читателей. Поэтому мы будем и в
дальнейшем с учащимися изучать богатое литературное наследие, подаренное
нам, читателям.
Таким образом, уроки литературы и внеурочная деятельность по
применению регионального компонента в школе дают прекрасную
возможность для всестороннего развития и воспитания личности, создают условия для формирования гражданинапатриота, чтобы не выросли Иваны
Непомнящие, чтобы наши дети с самых ранних лет своих знали свою малую
родину, имели представление о людях её, её истории и культуре, о прошлом
ее и о настоящем. Не с этого ли начинается воспитание любви к земле
родной?
Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.