Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Оценка 4.8

Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
09.07.2018
Региональный	 компонент   как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
В статье автор подчеркивает необходимость введения регионального компонента в процесс обучения и воспитания.внеурочная деятельность по применению регионального компонента в школе дают прекрасную возможность для всестороннего развития и воспитания личности, создают условия для формирования гражданина-патриота, чтобы не выросли Иваны Непомнящие, чтобы наши дети с самых ранних лет своих знали свою малую родину, имели представление о людях её, её истории и культуре, о прошлом ее и о настоящем. Не с этого ли начинается воспитание любви к земле родной?
Калинина Светлана Владимировна (3).docx
Калинина Светлана Владимировна,   Региональный  компонент   как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся   В 80­90­е годы в нашей стране произошла отмена   прежних ценностных ориентиров. Это повлекло за собой разрушение структуры  идейного, нравственного и духовного  воспитания подрастающего  поколения. Утратилось  понятие  об исторических   корнях,   исчезла   необходимость   любви   к     малой     родине; исказились такие  святые  и незыблемые понятия, как «патриотизм», «народ», «отечество»; уважение к старшим, понятие о культуре, духовности, идеале.   Исходя   из   этого,   проблема   заключается,   во­первых,   в   реализации регионального компонента на уроках литературы, во – вторых, в появлении интереса  к истории родного края, традициям и культуре  своего народа. Уроки   литературы   по   национально­региональному   компоненту   –   это достаточно   слабое   место,     так   как   количество   часов,   отведенное   на применение регионального компонента, недостаточно.   В связи с этим я не только   стараюсь   проводить   отдельные   уроки   по   изучению   творчества кузбасских     писателей,   но   и   на       уроках       при   анализе   программных произведений   анализировать   тексты   наших   писателей   ­земляков.   Мы соотносим   поднимаемые   писателями   проблемы,   анализируем   при   помощи каких средств, авторы достигают поставленных целей.   Например, изучая в 7 классе рассказ Л.Андреева «Кусака», параллельно читаем   стихотворение   И.Киселева   «Молитва   лани».   В   процессе   анализа приходим к выводу о том, насколько жесток человек в своем обращении с природой, в данных произведениях, к животным. Время между написаниями этих произведений составляет более полвека, но тема остается актуальной во все времена. Изучая   постмодернистское   творчество   А.   Блока,   его   размышления   о судьбе   Родины,   находим   очень   близким   стих   Александра   Каткова   «Ад кромешный, и все же Россия…» Оба поэта с болью глядят на судьбу своей страны.  Эти стихотворения пронизаны, несмотря ни на что любовью к своей Родине. Россия, нищая Россия, Ад кромешный, и все же Россия. Мне избы серые твои, Безнадега уже, беспредел. Твои мне песни ветровые ­ Словно целый народ, обессилев, Как слезы первые любви!(А.Блок) К богу руки в надежде воздел  (А.Катков) Судьба русской женщины  перекликается в творчестве Н.А. Некрасова и Анатолия Саулова. Читая поэму «Русские женщины», мы находим много общего со стихотворением «Баллада о гусях» А. Саулова. Также покорна она своему мужу, также несет свой крест, выйдя замуж не по любви. Но  классик доносит   до   читателей   мысль   о   том,   что   русская   женщина   при   любых обстоятельствах вызывает восторг у людей:  Идут они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет. Цветет   Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.   У нашего писателя – современника не столь оптимистичен взгляд на судьбу русской женщины: Коромысло впилось в белую ладонь. Сходит женщина по склону за водой. Белый гребень в ее черных волосах. Сходит, горбясь и старея на глазах. Изучение творчества кузбасских писателей выходит за рамки уроков литературы.   Во   внеурочной   деятельности   мы   готовим   с   учащимися реферативные   работы.   В   процессе   их     подготовки,дети   проникаются   в изучаемый материал.   Данный вид работы позволяет расширить и обогатить знания   школьников   о   судьбе   и   творчестве   наших   писателей,   проблемах   и темах, поднимаемых в их произведениях , помочь полнее ощутить и осознать связь   литературы   с   жизнью,   а   главное,   способствует   нравственному совершенствованию.   Наиболее   сильные   и   мотивированные   учащиеся занимаются исследовательской деятельностью и с продуктами своего труда выходят на областную научно­практическую конференцию «Живи, Кузнецкая Земля!» В этом году ученица 9 класса представила на конференцию работу по творчеству   Игоря   Михайловича   Киселева   «Творческое   наследие   И. Киселева».   В   презентации   своего   материала   она   попыталась   раскрыть основные темы и проблемы писателя, прочитала наизусть стихи по каждой из тем. В итоге работа ученицы была оценена дипломом второй степени. Этой победе предшествовал огромный труд . На первом этапе она изучала весь   пытаясь жизненный   путь   писателя, проанализировать, каким образом многие жизненные проблемы   отражались в   читала   его   произведения, его творениях. И, несомненно, девочку удивило то, что И.М. Киселев как бы предвидел   многие   проблемы,   которые   будут   актуальны   в   наше   время, например,   проблема   экологии.   Считать   исследовательскую   работу   нельзя было бы завершенной,   если бы не был проведен социологический опрос, в ходе которого мы узнали, что творческий путь Игоря Киселева и сам автор известны   не   очень   большому   кругу   читателей.     Поэтому   мы   будем   и   в дальнейшем с учащимися изучать богатое литературное наследие, подаренное нам, читателям. Таким   образом,  уроки   литературы   и   внеурочная   деятельность   по применению   регионального   компонента   в   школе   дают   прекрасную возможность   для   всестороннего   развития   и   воспитания   личности,   создают условия для формирования гражданина­патриота, чтобы не выросли Иваны Непомнящие, чтобы наши дети с самых ранних лет своих знали свою малую родину, имели представление о людях её, её истории и культуре, о прошлом ее   и   о   настоящем.   Не   с   этого   ли   начинается   воспитание   любви   к   земле родной?

Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный	 компонент   как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный	 компонент   как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный	 компонент   как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный компонент как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся

Региональный	 компонент   как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018