Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадия осмысления и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Методические приемы:
v Кластер.
v Корзина идей.
Это прием групповой и индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний и опыта, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме.
Архивариус.
Данный приём применяется для того, чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся. Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ.
v Письмо другу.
Дети могут написать письмо любому сказочному персонажу, инопланетянину, маме, и т.д. Перед этим раздаются памятки:
1. Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня …
Этот прием используется на стадии рефлексии, таким образом можно проверить, как дети усвоили содержание текста и какие сделали выводы.
v Пометки на полях (инсерт).
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«v» -известная информация;
«+» - новая информация;
«?» - непонятная информация;
« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.
После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.
v Таблица ЗХУ.
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.
v «Тонкие» и «толстые» вопросы.
«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…
v Синквейн.
v Письмо по кругу.
Суть приема в том, что каждый ребенок пишет по предложению, чтобы получился связный рассказ необходимо прочитать то, что написал предыдущий, а затем написать свое предложение. Получаются интересные мини- рассказы
На стадии вызова интересны приёмы «Ассоциация», «Верные, неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки»
Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения.
Составитель:
Ценева Елена Петровна,
учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Пыть-Яха
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.