Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
8 кл—9 кл
04.04.2018
Познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка» для учащихся 8, 9 классов. Биология объединяет многие науки. В данном мероприятии затрагивается материал по медицине, химии, географии, физике, математике, истории и биологи На праздник пришли 7 гостей, которых мы назвали «великолепной семёркой». Это представители разных наук. Гости задают вопросы из своих областей науки, которые связаны с биологией. Участники на них отвечают.
Познавательно – развлекательный турнир.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Приполярная средняя общеобразовательная школа
ХМАОЮгра
Познавательно – развлекательный турнир
«Великолепная семёрка»
(для учащихся 8, 9 классов)
Подготовила: Ночевчук Ольга
Николаевна, учитель биологии.
2017 год Тема: «Великолепная семёрка»
Тип занятия: познавательно – развлекательный турнир
Задачи: 1. Расширить знания обучающихся, показать связь биологии с
другими науками и школьными предметами;
2. Развитие познавательного интереса обучающихся их творческих
способностей; умение применять теоретические знания при решении
практических заданий;
3. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.
Оборудование: карточки с заданиями, оформление для сцены, на плакате
слова Антуана де Сент Экзюпери «…Мы все заодно, уносимые одной и той же
планетой, мы – команда одного корабля» музыка для сопровождения,
призывные плакаты для болельщиков.
В турнире принимают участие две команды из учащихся 9 класса.
Ведущий:
Биология – очень сложный предмет. Так как люди сами принадлежим к
биологическому миру, то мы способны подсознательно его понимать изнутри,
и поэтому у нас создается иллюзия лёгкости предмета, которая часто
приводит к заблуждениям.
Биология объединяет все науки. И сегодня к вам на праздник пришли 7
гостей, которых мы назвали «великолепной семёркой». Это представители
разных наук: медик, химик, географ, физик, математик, биолог и историк.
История, конечно, не относится к точным наукам, но она отслеживает все
события, которые происходят, в том числе и в научном мире. Гости будут
задавать вам вопросы из своих областей науки, но эти вопросы будут так или
иначе связаны с биологией. Судить наш турнир будет многоуважаемое жюри.
(Представление членов жюри.)
Давайте предоставим первое слово историку.
1. Историк: Давайте проверим вашу эрудицию. Я задам по два вопроса
каждой команде, а вы попытаетесь на них ответить.
1.Какая птица на Руси с незапамятных
времён стала символом отваги и
удали?
(Сокол)
1. Каких экзотических животных
Пётр I успешно выставил под
Псковом против шведской конницы.
(Верблюдов) 2. Когда войну выиграла всего одна
лошадь?
(Троянский конь один сделал то,
что в течение долгого времени не
смогло сделать целое войско)
2. Химик: Все живые организмы состоят их химических элементов. Эти же
элементы постоянно оказывают влияние на организмы. Первый вопрос у
каждой команды свой, а второй – общий.
2.Какое животное служило верховой
лошадью в шведской армии в XV
веке,
а затем – курьером и
полицейским?
(Лось)
1. Азот необходим для растений. В
почву он попадает только
биогенным путём.
Расскажите,
каким образом? (При помощи
азотфиксирующих организмов,
например клубеньковых бактерий
бобовых)
1.Химический элемент, который
необходим для нормальной
жизнедеятельности организма, из
за цвета своих паров получивший
название от греческого слова
«фиолетовый».
(Йод)
2. Какие химические элементы могут отрицательно влиять на живые
организмы (обеим командам)
(Наиболее важными элементами с точки зрения их воздействия на
организм являются соединения азота, ртути, кадмия, свинца, меди,
цинка, никеля, кобальта, хрома и мышьяка. Возникает раздражение
слизистых оболочек, трахеит, бронхит, пневмония, силикоз, вегетативное
расстройство нервной системы, экземы, нервная утомляемость,
хронические гастриты, отравления.
Наиболее сильное воздействие загрязнители оказывают на такие
органы теплокровных и человека, как полость носа, глотку, трахею,
бронхи, легкие, печень, желудок, почки, нервные клетки, кровеносные
сосуды; у растений на корень и лист.
Наибольшее влияние загрязнителей испытывают на себе такие
животные ткани, как
1) эпителиальная (однослойный реснитчатый эпителий, кубический
призматический эпителий, желудочный эпителий);
2) соединительная ткань (рыхлая волокнистая соединительная
ткань, ретикулярная, кровь), гладкая мышечная ткань, сердечная
мышечная ткань, нервная ткань.
Растительные ткани ассимиляционная паренхима (разрушение
хлорофилла), образовательные (меристема прекращение роста).
Основными причинами возникающих заболеваний и отравлений
являются:
процессы перерождения тканей (в жировую и соединительную);
качественные и количественные изменения, происходящие в клетках тканей.
Например:
происходит перерождение клеток печени, а также белковая и
жировая дистрофия паренхимы;
в почках повышается проницаемость базальной мембраны
для белков (некроз клеток канальцевого эпителия, дистония эпителия
извилистых канальцев);
призматический эпителий, гладкая мышечная ткань);
некротические нарушения тканей желудка (однослойный
3. Физик: Поговорим об изобретениях и физических законах, которые
можно наблюдать в живых организмах.
1. Кто является изобретателем пилы?
(Талос, глядя на скелет рыбы)
2. Нидерландский натуралист, один из
основоположников
научной
микроскопии. Впервые наблюдал и
зарисовал ряд простейших, бактерий,
движение крови в капиллярах.
( Антонии Ван Левенгук)
Этот
физической
английский
1.
естествоиспытатель,
сторонник
волновой теории света, положил
начало
оптике,
усовершенствовал микроскоп и
установил клеточное строение тканей
(Гук Роберт)
2. Какому закону физики подчиняется
такое явление, как осмотическое
давление воды в растениях
(диффузия т.е. перенос молекул в
результате теплового движения
через полупроницаемую мембрану из
области меньшей в область большей
концентрации ионов)
4. Медик: В медицине с древних времён используют биологические знания.
1. Это растение растёт на торфяных
болотах.
Во время Великой
Отечественной войны партизаны
испытывали нужду в перевязочном
материале и использовали его вместо
ваты. Кроме этого, оно может
заменить йод, благодаря тому, что в
нём содержится дезинфицирующее
вещество, как карболовая кислота.
Что это за растение?
1.Какая связь существует между
иммунитетом и аллергическими
реакциями организма?
(Аллергические
заболевания
возникают при нарушении работы
иммунной системы) (Мох сфагнум,
сфагнол)
а вещество
корабельный
2. Изучая кровь заболевшего
матроса,
врач
обратил внимание на необычно
алый цвет венозной крови больного.
Его наблюдения показали, что в
жарких странах венозная кровь
людей светлее, чем в северных.
Как можно объяснить такое
явление?
простуду,
2. Охлаждение ног человека часто
вызывает
тогда как
охлаждение рук обычно не
приводит к этому. Почему так
происходит?
5. Географ: Все живые организмы зависят от неживой природы факторов
среды, состава почвы и т.д., которые изучает география.
1. О каком растении идёт речь и где
оно встречается: это растение имеет
самый большой цветок. Кажется, что
он растёт прямо на земле, без всякого
стебля. Такой цветок иногда бывает
около метра и весит 46 кг. Что это
за растение и где оно встречается?
(Раффлезия, на острове Суматра)
2. К какому семейству относятся
картофель, томат, физалис. Откуда
они родом?
(Семейство паслёновых, родом из
Америки)
1. О каком растении идёт речь и где
оно встречается: это горделивое
могучее дерево имеет плотную,
твёрдую, прочную древесину, которая
используется
в кораблестроении,
вагоностроении. Из неё добывают
древесный спирт и уксусную кислоту.
Из листьев получают эфирные масла.
(Эвкалипт, у нас разводят на
Кавказе и в Крыму).
2. К какому семейству относится
тюльпан. Откуда они родом?
(Семейство лилейных, родом из
Персии, затем попал в Голландию)
6. Математик: Ребята, произведите математические расчёты. Вам
предлагается решить три задачи разного уровня сложности. Итак, кто
быстрее?
1.Какое потомство могла бы воспроизвести одна особь самки аскариды за 6
дней, если она дает 700 тыс. яиц в сутки? (6 х 700000 = )
2.В одном плоде пастушьей сумки созревает не менее 186300 семян. Сколько
семян могли бы дать 5 особей пастушьей сумки, если 1 растение имеет в
среднем 30 плодов?
(5 х 30 х 186300 = )
3.Одна особь самки серой крысы дает в год 5 пометов, в среднем по 8 крысят,
достигающих половозрелости с 3 месяцев. Какое потомство могло бы быть у
этой особи за 9 месяцев жизни?
(Составляем график)
7. Биолог: Итак, ребята, биология не только точная наука, но и очень
увлекательная. Я вам хочу предложить задания не только на знания, но и
сообразительность.
1. Из семян каких растений получают
эти крупы:
1. Из семян каких растений
манная (пшеница)
ячневая (ячмень)
толокно (овёс)
Почемучка.
1. Любка двулистная редкое
растение из семейства
орхидных.
Подлежит охране. Белые
цветки любки начинают
издавать сильный запах только
с наступлением вечера.
Почему?
(Опылители любки бабочки,
летающие в ночное время.)
2. Почему в еловом лесу
преобладают растения с белыми
цветками:
майник, ландыш и т. д.?
(Под пологом елового леса всегда
темно. Белые цветки здесь
лучше других заметны для
насекомых опылителей.)
получают эти крупы:
перловая (ячмень)
«Геркулес» (овёс)
пшено (просо)
Почемучка.
1. Почему вкус плодов тыквы
улучшается при хранении?
(Мякоть плодов тыквы богата
крахмалом. При хранении крахмал
в тыкве
под действием ферментов
превращается в сахар, и вкусовые
качества плодов улучшаются.)
2. Почему семя кувшинки плавает, а
гороха тонет?
(Семя кувшинки имеет губчатое
мешковидное покрывало,
наполненное воздухом, которое,
как поплавок, удерживает семя
на поверхности воды. Семя
гороха такого покрывала не
имеет)
2. Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
Плод боб — «Принцессе на горошине» X. К. Андерсена, «Боб, соломина и
уголек» братьев Гримм, русская народная сказка «Петушок и бобовое
зернышко»;
плод зерновка русская народная сказка «Мужик и медведь» (рожь),
«Конекгорбунок» П. Ершова (пшеница), русская народная сказка «Иван
крестьянский сын и Чудоюдо» (пшеница);
плод стручок «Мужик и медведь» (репа);
плод тыквина «Золушка» Ш. Перро (тыква), «Приключения Чиполлино»
Дж. Родари (тыква);
плод ягода «Приключения Чиполлино» Дж. Родари (вишенка) и др.)
Ведущий: Итак, наш конкурс завершён. Мы сегодня убедились, что
знания, которые вы получаете на уроках, могут пригодиться совершенно в
другой области. Всё в мире взаимосвязано и подчиняется одним законам.
Награждение команд.
Используемая литература:
1. Биология в школе: журн. 2018. № 1.
2. Биология в школе: приложение к газете «Первое сентября».
3. Биология: газ. 2017. №21.С. 1823; №22.С. 2023.
4. Брейтигам, Т. В. Зоология: учебник для 67 классов / Т. В. Брейтигам,
А. М. Касымов. Ташкент, 1968.
5.Гребенкина, Л. К. Технология управленческой деятельности
заместителей директора школы / Л. К. Гребенкина, Н. С. Анциперова. М:
Педагогический поиск, 2002.
6.Зверева, В. И. Организационнопедагогическая деятельность
руководителя школы / В. И. Зверева. М., 1997.
7.Из опыта работы Самарского дворца детского и юношеского
творчества. Научнометодическое обеспечение образовательного процесса.
9 Методика сбора и обработки зообентоса водоемов и оценка
их экологического состояния
Вып. 1.Пермь, 2010.
14.
Педсовет: журнал
по
биологическим показателям. 15.
16.
Последний звонок: журнал
Поташник, М. М. Как развивать педагогическое творчество /М.
М. Поташник.М.: Просвещение, \2012.
18.Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков,М. Н. Римский
Корсаков. М.: Топикал, 2004.
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Разратотка познавательно – развлекательный турнир «Великолепная семёрка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.