Развитие актёрских способностей детей средствами театральных игр на занятиях в школьном театре
Оценка 5

Развитие актёрских способностей детей средствами театральных игр на занятиях в школьном театре

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
11.06.2024
Развитие актёрских способностей детей средствами театральных игр на занятиях в школьном театре
Мастер-класс Развитие актёрских способностей детей.docx

Анисимова Наталья Борисовна

Мастер-класс для педагогов 1 ноября 2022

 

Развитие актёрских способностей детей

средствами театральных игр на занятиях в школьном театре

 

Широко известно изречение китайского мыслителя и философа Конфуция, который жил в VI-Vвеках до н. э.: «Скажи мнеи я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне сделать и я пойму».

Сегодняшний мастер-класс будет практический. Мы вместе поиграем  в игры, которые применяются в театральной педагогике. Эти игры можно использовать на учебных и внеурочных занятиях, на занятиях в детском лагере, на детских праздниках.

 При работе в детском школьном театре можно выделить четыре основные дисциплины: сценическая речь, сценическое движение, актёрское мастерство и практика – выступления перед зрителями. Сценическая речь – умение красиво, ясно, чётко, звучно говорить. Сценическое движение – умение красиво двигаться, танцевать. Актёрское мастерство – умение перевоплощаться и действовать в предлагаемых обстоятельствах. Практика – постановка спектаклей, концертных номеров.

Детям нужно объяснять правила выполнения игр, заданий. упражнений:

·                        все друг к другу относятся уважительно и доброжелательно;

·                        все точно соблюдают условия игр и заданий;

·                        нужно действовать в предлагаемых обстоятельствах и верить в них.

 

Познакомьте детей с основными принципами поведения на сцене: «я виден, я слышен, я никому не мешаю».

 

На первом занятии в школьном театре детей нужно познакомить. Проведите с ними игру «НАЗОВИ СВОЁ ИМЯ».

Игра проводится в кругу: можно стоя, можно сидя на стульях, можно сидя на ковре по-турецки.

Педагог говорит: «Хлопайте вместе со мной». Все вместе хлопают в ладоши в ритме: хлоп-хлоп-пауза.

Потом педагог объясняет: «Молодцы! А теперь во время паузы каждый по очереди, по порядку, по часовой стрелке называет своё имя. Например: Хлоп-хлоп-МАША! Хлоп-хлоп-ДАША! Хлоп-хлоп-АНДРЕЙ! Хлоп-хлоп-ИВАН ИВАНОВИЧ! Хлоп-хлоп-МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ! Понятно? Начали!»

Начинает ребёнок, стоящий по левую руку от педагога, потом все дети по очереди по часовой стрелке называют во время паузы свои имена. Завершает игру педагог, который называет своё имя и отчество.

 

В начале занятия нужно настроить детей на рабочий лад. Целесообразно проводить лёгкие игры на внимание. Эти игры можно проводить также в середине занятия в качестве минутки отдыха.

 

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

 

РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО

Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Педагог хлопает в ладоши в разных ритмах, дети все вместе повторяют  за педагогом ритмические рисунки. Показ педагога – повтор детьми, показ педагога – повтор детьми. Чтобы разнообразить упражнение можно не только хлопать, но и шлепать по ногам, топать.

 

РУКИ – НОГИ

 

Дети сидят на стульях. Условия игры нужно объяснять очень кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть». После чего педагог тут же подаёт сигналы.

Дети стараются безошибочно выполнить простые движения по команде педагога: один хлопок – поднять руки, два хлопка – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить учеников, тренируя их собранность.

 

 

ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ

 

Дети сидят. Педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух говорит: «Раз, два, три – замри!» затем поворачивается к детям. Должно стоять столько детей, сколько было показано пальцев.

Во время выполнения упражнения каждому ученику нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше, непременно сесть.

Упражнение выполняется молча и учит каждого нацеливаться на общий результат – на правильное выполнение задания командой.

 

 

ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ

 

У этой игры много вариантов. Вот один из них.

Все стоят. Педагог произносит названия насекомых, птиц, предметов и при этом всегда поднимает руки вверх. Ученики поднимают руки, только если названное насекомое, птица, предмет могут летать. Кто ошибся, тот выбывает из игры - садится.

 

 

ЗЕМЛЯ – ВОЗДУХ

 

Ученики становятся в круг и начинают перебрасывать друг другу в разных направлениях белый и черный мяч. Поймав белый мячик, ученик называет животное, связанное с небом (журавль, воробей). Ученик, который поймал черный мяч, называет земное животное.

 

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

 

Важно учить детей бесшумно и быстро строиться в шеренгу, колонну, круг, полукруг, в шахматном порядке. Построения можно проводить в игровой форме. Дети строятся в заданную фигуру самостоятельно или по указанию педагога: «Маша, встань рядом с Вовой. Лена, встань рядом с Олей». Потом звучит музыка, дети бегают врассыпную по залу. Как только музыка остановилась, дети быстро строятся.

 

СКОРОГОВОРКИ

 

Учите детей произносить скороговорки чётко, звучно, эмоционально.

Например, скороговорка: Три сороки тараторки тараторили на горке. Тараторили на горке три сороки тараторки.

·              Первый раз произносим скороговорку спокойным голосом, не быстро и чётко.

·              Затем шепотом, как будто обсуждаем секретный план.

·              Потом обычным голосом: радуемся, что план осуществляется.

·              Потом громко и ликующе, обязательно стоя. Каждое слово «подбрасываем» энергичным движением рук вверх.

 

Полезно сопровождать произнесение скороговорок движениями рук, чтобы научить детей сопровождать свою речь красивыми, естественными жестами.

Вот примеры скороговорок.

·        Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

·        Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.

·        Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перемотоциклит, перевымотоциклит.

 

Наш голова

вашего голову

 

головой

 

переголовит, перевыголовит.

 

 

 

руки прижать к груди

руки вытянуть вперёд, ладони вверх

 

руками взяться за голову

 

крутить вертушку кистями рук от себя, на последнем ударном слоге руки вытянуть вперёд, ладони вверх.

Наш шахматист

вашего шахматиста

 

перешахматит, перевышахматит.

руки прижать к груди

руки вытянуть вперёд, ладони вверх

 

крутить вертушку кистями рук от себя, на последнем ударном слоге руки вытянуть вперёд, ладони вверх.

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧИКАМИ

 

Объясните детям, как важно уметь понимать друг друга не только с помощью слов,  но и общаясь взглядом.

Дети стоят в кругу и перекидывают друг другу небольшие, лёгкие пластмассовые мячики диаметром примерно 8 см. Прежде чем кинуть мяч, нужно встретиться взглядом и убедиться, что тот, кому будет кинут мяч, точно готов его ловить.

Порядок выполнения упражнения:

·  поднять вытянутую руку с мячом вверх – привлечь к себе внимание;

·  встретиться взглядом с тем, кому вы хотите бросить мяч, убедиться, «договориться» взглядом о том, что сейчас вы бросите мяч и другой ребёнок готов его поймать;

·  бросить мяч с такой силой, чтобы его легко поймал тот ребёнок, которому вы кидаете.

Сначала игра проводится с одним мячом, потом можно добавлять до четырёх мячей, в зависимости от количества участников игры.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИНТОНАЦИИ

 

Дети стоят в кругу.

Все выполняют хлопок скользящим движением прямо от себя, при этом правая рука выдвигается горизонтально вперёд, а левая приближается к корпусу. Хлопок энергичный и звонкий.

 

После того, как дети научились хлопать, выполняют упражнение: хлопают по очереди – передают хлопок друг другу. Начать может педагог или кто-либо из детей. Каждый передаёт хлопок кому-либо стоящему  в кругу напротив. При этом нужно посмотреть в глаза, чтобы принимающий хлопок обязательно понял, что хлопок адресован именно ему.

Упражнение тренирует внимательность, так как нужно следить за передачей хлопка. Тренируется координация и энергичность движений.

 

Затем упражнение выполняется с голосом.

Нужно по очереди говорить: «Эй! Ай! Ой!»

Первый отправляет хлопок и говорит: «Эй!»

Второй хлопает и говорит: «Ай!»

Третий передаёт хлопок и говорит: «Ой!»

Следующий опять говорит: «Эй!» и всё повторяется заново.

 

Упражнение тренирует силу голоса, умение сочетать движение с говорением, умение общаться взглядом и внимательно следить за действием.

 

Также хлопки можно сопровождать другими фразами, например фразой для тренировки дикции: «Лимонный лимончик». Фраза не меняется. Хлопают по очереди друг другу и говорят одну фразу громко, чётко, весело.

 

УПРАЖНЕНИЕ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИНТОНАЦИИ

 

Дети стоят в кругу. Педагог задаёт детям предлагаемые обстоятельства. Например, представьте, что вы приехали в Москву, идёте по Красной площади и вдруг увидели хорошего знакомого из своего города. Вы идёте к нему и радостно зовёте по имени.

Правило выполнения упражнения: идти с заданной репликой к кому-либо из детей, стоящему в кругу напротив. Нельзя обниматься, соприкасаться. Нужно идти и говорить заданную реплику. Движение сопровождать говорением сразу с первого шага. Делаете первый шаг и сразу начинаете говорить. Говорить громко, эмоционально, с выразительной интонацией. Каждый может говорить со своей интонацией. Говорение сопровождать подходящими выразительными жестами. 

 

Примеры фраз:

·        звать по имени;

·        Ты идёшь?

·        Я иду!

·        Я бегу!

·        А-я-я-я-яй!

 

 

 

 

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПИАНИНО»

 

Все сидят на стульях в кругу. Стулья стоят близко. Все кладут руки на колени соседей: правую руку на колено соседа справа, левую руку на колено соседа слева.

Нужно хлопать по очереди так, чтобы хлопок «перемещался» по порядку по коленям участников. Сначала хлопок перемещается в одном направлении, например, по часовой стрелке. Затем выполняется более сложный вариант игры. Любой из участников может хлопнуть два раза, и тем самым сменить направление движения хлопка.

Упражнение тренирует координацию движений и быстроту реакции.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

 

Сказать слова «В лесу родилась ёлочка» в разных образах с соответствующей интонацией, мимикой, позой и жестами. Примеры образов: организатор, нахал, егоза, лентяй, сплетник, старушка-сказочница. Детям младшего возраста можно предлагать образы героев сказок.

 

ДЕЙСТВИЕ В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

 

Выходят три человека-актёра. Педагог задаёт предлагаемые обстоятельства. Например, магазин «Пятерочка».

Актёры, не договариваясь, кто какую роль играет, начинают действовать в предлагаемых обстоятельствах. Например, первый говорит: «Подскажите, пожалуйста, сколько стоит это масло?» Из фразы понятно, что он покупатель. Значит, второй может ответить как продавец: «Сто рублей». Третий может сыграть роль ребёнка: «Мама, купи шоколадку!» или роль покупателя: «Позовите, пожалуйста, кассира».

Все актёры играют-импровизируют в предлагаемых обстоятельствах. После непродолжительной импровизации педагог хлопает и говорит: «Смена актёра». Один из актёров уходит, его сменяет следующий, и педагог задаёт новые предлагаемые обстоятельства.

 

Примеры предлагаемых обстоятельств:

Детский сад

Прыжок с парашютом

Кинотеатр

Кабинет стоматолога

Магазин

Осенний лес

Школьный класс

Арктика

Двор, песочница

Пляж, песок

Поликлиника

Ремонт в квартире

Проходная в общежитии

Цирк

Коровник в совхозе

Картинная галерея

Купе в поезде

Карусель в лунапарке

 

УПРАЖНЕНИЕ «ВНИМАНИЕ НА МЕНЯ»

 

Для упражнения необходимо свободное пространство – это воображаемая сцена.

Участники упражнения выходят по очереди на воображаемую сцену и встают в красивую позу. Нужно придумать такую позу, чтобы максимально привлечь к себе внимание зрителей.

В упражнении важно соблюдать основной принцип поведения на сцене: «я виден, я никому не мешаю». То есть нужно занять такое место в пространстве, чтобы не загораживать других участников, которые вышли ранее.

Упражнение тренирует фантазию, смелость, способствует свободе движений.

 

 

Литература

 

1.            Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Кн. для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: Первое сент., 2000. - 220 с.: ил., нот.

2.            Основы актерского мастерства. Учебно-методическое пособие, практикум. Часть 1. / Театральный институт имени Бориса Щукина. – Москва, 2022.

 

 


 

Анисимова Наталья Борисовна

Анисимова Наталья Борисовна

В начале занятия нужно настроить детей на рабочий лад

В начале занятия нужно настроить детей на рабочий лад

Кто ошибся, тот выбывает из игры - садится

Кто ошибся, тот выбывает из игры - садится

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит

При этом нужно посмотреть в глаза, чтобы принимающий хлопок обязательно понял, что хлопок адресован именно ему

При этом нужно посмотреть в глаза, чтобы принимающий хлопок обязательно понял, что хлопок адресован именно ему

УПРАЖНЕНИЕ «ПИАНИНО» Все сидят на стульях в кругу

УПРАЖНЕНИЕ «ПИАНИНО» Все сидят на стульях в кругу

Поликлиника Ремонт в квартире

Поликлиника Ремонт в квартире
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024