Развитие быстроты в младшем школьном возрасте.
Для детей младшего школьного возраста
естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший
школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических
способностей: особенно скоростных и координационных способности, а также
длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой
интенсивности. Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек
улучшаются результаты в возрасте от семи до одиннадцати лет. Несколько в
меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще до
пятнадцати лет. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта
накладывают положительный отпечаток на скоростные способности. Наиболее полезными
и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного
возраста являются упражнения, включенные в программу по физическому воспитанию
общеобразовательных учреждений, среди которых подвижные игры занимают
доминирующее положение. Основными задачами игр являются укрепление здоровья,
содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым
двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.
Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физического
воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детства.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения
подвижных игр в процессе воспитания. По мере развития школьника содержание
подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов,
а усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно
приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр. Для игры характерно
яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы.
Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной
взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном взаимодействии
организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного
педагогического процесса. Цель работы. Выявить роль подвижных игр в развитии
быстроты в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры.
Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс на уроках физической
культуры с детьми младшего школьного возраста Предметом исследования является
методика применения подвижных игр для развития быстроты у младшего школьника.
Гипотеза. Применение подвижных игр на уроках физической культуры будет
способствовать развитию быстроты движений у детей младшего школьного возраста.
Задачи : Рассмотреть психофизические особенности развития младшего
школьника. Исследовать средства и методы развития быстроты у младших
школьников. Выявить и экспериментально обосновать роль подвижных игр для
развития быстроты у младшего школьника Методы исследования : Изучение,
анализ и обобщение научно-методической литературы. Педагогическое
наблюдение. Анкетирование, беседы, интервьюирование. Тестирование.
Методы математической статистики. Базой исследования
является МОУ Таловская СОШ Еланского района
Волгоградской
области. Глава 1. Особенности физического и психического развития детей
младшего школьного возраста 1.1 Общие
закономерности развития младшего школьника Анатомо-физиологические особенности
возраста. В возрасте от шести до двенадцати лет большинство детей
прибавляет в росте по 5-7см. в год. Средний рост шести летних детей составляет
лишь 1,22 м, к подростковому возрасту, он увеличивается до 1,52 м. Обычно
в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к девяти годам и
немного обгоняя к десяти. Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на
2-2,7кг в год. За период от шести до двенадцати лет вес тела удваивается,
увеличивается примерно от 18 до 36 кг. В этом возрасте отмечается наибольшее
увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в пять лет и до 95% в
десять лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые
связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного
мозга. К семи годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более
совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной
системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.
Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также
длинных костей рук и ног. Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше
неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях
взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены
менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых,
поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к
давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным
инфекциям, чем взрослый. До изменения рациона питания в начальных классах
жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит
постепенное нарастание массы и силы мышц. Несмотря на то, что мышцы в среднем
детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они
функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность
движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость
характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере
того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в
движении, физической активности. С приходом ребенка в школу изменяется
социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном
детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра,
рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.
Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности,
соблюдение правил, возможно, на первых порах, когда ребенку ясны
близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом
заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям
затрудняет и утомляет ребенка. Попытки приспособить детей к учебной
деятельности через игру, игровые формы, внося в занятия элементы сюжетных или
дидактических игр, себя не оправдывают. Такое "обучение"
привлекательно для детей, но оно не содействует переходу к собственно учебной
деятельности, не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных
заданий, не развивает произвольных видов управления действиями. В условиях
учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем
иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные
требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически,
"понарошку". Дети должны научиться различать игровые и учебные
задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его
необходимо выполнять независимо от того, хочет ребенок это сделать или не
хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка.
Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься
игрушками "как маленький" теперь уже должно быть стыдно. Игра - не
только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения,
для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает
понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных
отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть. Для детей
младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой
двигательной активности. При свободном режиме в летнее время за сутки дети от
семи- десяти лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная
суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей
мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей
доле организованных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и
осенним периодами года зимой двигательная активности детей падает на 30—45%, а
у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50 - 70%. В период
учебных занятий двигательная активность школьников не увеличивается при
переходе из класса в класс, а наоборот все более уменьшается. Поэтому крайне
важно обеспечить детям их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем
суточной двигательной деятельности. В возрасте семь- десять лет начинают
формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности,
выявляется специфика индивидуальных моторных проявлении, предрасположенность к
тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной
физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению
для каждого из них оптимального пути физического совершенствования. К задачам
физического воспитания, решаемым в этом возрасте относятся: 1) Укрепление
здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды. 2) Овладение основами разнообразных жизненно важных
движений. 3) Развитие физических качеств и способностей. 4) Формирование
элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений
на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей.
5) Выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них
снарядах и инвентаре, о техники безопасности во время занятий. 6) Приобщение к
самостоятельным занятиям физическими упражнениям, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определенные видам двигательной активности и выявления предрасположенности к
иным видам спорта. 7) Воспитание дисциплинированности, доброжелательного
отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения
физических упражнений; содействие развитию психических процессов
(представления, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Наиболее
полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего
школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому
воспитанию образовательных учреждений. Гимнастические и акробатические
упражнения. В программный материал I-IV классов входят: 1) простейшие виды
построений (в шеренгу колонну по одному, круг) и перестроений (по звеньям, по
заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два/из одной
шеренги в две и т.д.); 2) общеразвивающие упражнения без предметов и с
разнообразными предметами с большими и малыми мячами, гимнастической палкой,
набивным мячом/массой 1 кг); 3) упражнения в лазаний стенке и канату, по
наклонной скамейке в присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку
гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня); 4) равновесии (стойка на
одной ноге на полу и гимнастической стенке„ ходьба по гимнастической скамейке и
бревну с выполнением различных заданий); 5) несложные акробатические
упражнения (группировка, перекаты в группе, кувырок вперед, кувырок в сторону,
кувырок назад, стойка на лопатках и др.); 6) танцевальные упражнения; 7)
упражнение на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла высотой 100
см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в седе поворотов на 90 и 180е, виси
на гимнастической стенке; 8) упражнения со скакалкой. Легкоатлетические
упражнения: 1) ходьба (обычная, на носках на пятках, в полуприседе, с различным
положением рук ); 2) бег с максимальной скоростью до 60 м; 3) бег в равномерно
темпе до 10 мин; 4) челночный бег 3х5, 3х10 м; 5) прыжки с разбега с 7-9 шагов;
б) прыжки в высоту с прямого и разбега; 7) прыжки на одной и двух ногах на
месте, с воротом на 90-360', с продвижением вперед на одной и двух ногах; 8)
эстафеты с бегом на скорость и прыжками; 9) преодоление с помощью бега и
прыжков полосы из 3-5 препятствий. Подвижные игры. Их содержание составляют
двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой
предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие
творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности
действий. Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики»,
«Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга». 2. Особенности
методики физического воспитания детей младшего школьного возраста Основной
формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок
физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими,
а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и
содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые
особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей
занимающихся. 1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются
задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег,
прыжки, метания, лазание и т.п.). 2. На одном уроке целесообразно решать не
более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного
материала. 3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц и
формированию правильной осанки. 4. На каждом уроке обязательно проводятся
подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего
времени занятий с детьми в возрасте до 7 –10 лет. 5. При обучении учащихся
основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и
точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс
обучения с воспитанием двигательных качеств. Способность к запоминанию движений
у детей быстро растет от семи до двенадцати лет, а с тринадцати лет
развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения
преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное
значение. При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно
понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в
конкретной форме: например, поймать, попасть в кольцо и т.д. В возрасте семь -
десять лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные
средства и методы, развивающие частоту движений. У детей младшего школьного
возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и
упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания). Одним из направлений
активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение
различных упражнений движений под дидактические рассказы. Учитель рассказывает
какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими
движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии.
Желательно, чтобы эти рассказы имели тематический (сюжетный) характер
,так как сюжетные уроки позволяют приблизить содержание
учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения
должно носить сюжетный характер, позволяющий им самостоятельно имитировать
движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Все игры,
включенные в данный урок, должны быть разнопланового характера, и должны решать
разные педагогические задачи. 1.3. Характеристика скоростных способностей детей
младшего школьного возраста Под скоростными способностями понимают возможности
человека, обеспечивающие выполнение двигательных действий в минимальный
для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные
формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота
реакции движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции,
совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее
известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой,
тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций
являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового
пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или
защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке
арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по латентному (скрытому)
периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала
движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает
0,3 секунды. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта,
характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные
игры, единоборства, горнолыжный старт и т.д.). Большинство сложных
двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора»
(когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно,
адекватное данной ситуации). В различных видах двигательной деятельности
элементарные формы проявления/скоростных способностей выступают в различных
сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими
действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных
способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных
действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и
способность длительно поддерживать ее. Для практики физического воспитания
наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных
действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а
не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно
характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем
развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения
действием, координационными способностями мотивацией, волевыми качествами.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе
стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6
секунд. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную
скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной
скорости. В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление
скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации
необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
- состояния центральной нервной системы и
нервно-мышечного аппарата человека; - морфологических особенностей мышечной
ткани, ее композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон); - силы
мышц; - способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
- энергетических запасов в мышце; - амплитуды движений; - способности к
координации движений при скоростной работе; - биологического ритма
жизнедеятельности организма; - возраста и пола; - скоростных природных
способностей человека. С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит
от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в
рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном), участвующем в восприятии
сигнала; 2) передачи возбуждения в нервную систему; 3) перехода сигнальной
информации по нервным путями ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5)
возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности. Максимальная частота
движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из
состояния возбуждения в состояние торможения обратно, т.е. она зависит от
лабильности нервных процессов. На быстроту, проявляемую в целостных
двигательных действиях, влияют: частота нервно мышечной импульсации; скорость
перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления; темп чередования этих
фаз; степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных
волокон и их синхронная работа. Наиболее благоприятными периодами для развития
скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается
возраст от семи до десяти лет. Несколько в меньшем темпе рост различных
быстроты продолжается с одиннадцати до четырнадцати -пятнадцати лет. К этому
возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты
простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия
или занятия: разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие
скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20%
и более, а рост результатов может продолжиться до 25 лет. Половые различия в
уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста.
Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты
целостных двигательных действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.