Развитие читательских умений и навыков
Оценка 4.9

Развитие читательских умений и навыков

Оценка 4.9
docx
26.10.2020
Развитие читательских умений и навыков
Научить детей хорошо читать – одно из важнейших заданий школы. В. А. Сухомлинский отмечал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда, что плохое чтение – как-бы грязное окно, сквозь которое ничего не видно.
Развитие читательских умений и навыков.docx

 

 

 

 

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательнОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «школа № 138 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ 
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Подготовила
 учитель начальных классов
Остапенко Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                

                                                                              2020 – 2021 учебный год

        

Во время неимоверного роста информационного потока одним из способов познания мира становится чтение,  по мнению  учёных  от 90 до 95 процентов информацию человек получает благодаря зрительному восприятию.

Оптимальный темп чтения – это темп разговорной речи, который составляет 120 – 150 слов в минуту, ведь именно в этом темпе учащиеся могут достичь наилучшего понимания текста.

         Если скорость чтения будет поднята к темпу скороговорки, тогда понимание прочитанного вслух ухудшится. Со скоростью чтения меньше, чем 120 слов в минуту понимание текста ухудшается настолько, что иногда возникает необходимость вернуться к началу текста, перечитывая его дважды, трижды.
Диапазон оптимального чтения в пределах 120 – 150 слов в минуту – это тот диапазон, к которому на протяжении столетий приспосабливалось мышление человека, его артикуляционный аппарат.

 Научить детей хорошо читать – одно из важнейших заданий школы. В. А. Сухомлинский отмечал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда, что плохое чтение – как-бы грязное окно, сквозь которое ничего не видно.

         Необходимо иметь  ввиду, что умение быстро читать – это ещё умение энергично, быстро мыслить, выполнять разнообразные задания и упражнения по разным предметам. Таким образом, умение быстро читать говорит о достаточно высоком уровне интеллекта ребёнка.

         Исследования психологов показали, что большинство детей, которые плохо читают, - меланхолики и флегматики. И наоборот, те, кто хорошо владеют этим навыком, в основном холерики и сангвиники. Во время овладения техникой быстрого чтения учащиеся учатся корректировать и собственное психофизическое состояние, что очень важно.

          Формирование навыков чтения – это процесс длительный и сложный, он требует постоянного внимания к знаниям и обеспечивается подбором учебного материала и соответствующими методическими приёмами ведения урока.

            Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является объединение на уроке чтения работы с текстом со специальными упражнениями, которые влияют на основные параметры чтения: развитие речевого аппарата, поле чтения, периферийное зрение, умение предвидеть, развитие внимания, памяти во время восприятия текста; преодоление трудностей при понимании прочитанного.

           Упражнения используются параллельно с работой над текстом, перед чтением или после него.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ

         Упражнения на развитие чёткого произношения

         Работа со скороговорками

         На каждом уроке с целью развития речевого аппарата, отработки выразительной дикции используются скороговорки. Быстрый ритм, интересное содержание воздействуют запоминанию и вызывают желание повторить их. Используются скороговорки для:

·         формирования навыков чёткого произношения звуков;

·         ознакомление со словом и предложением;

·         обучение звуковому анализу слов;

·         определение количества звуков в слове;

·         определение количества слов в предложении.

        Проводятся конкурсы «Кто чётче?», «Кто быстрее?» и конкурсы на лучшего скороговорщика.

       Даются задания:

1) прочитать скороговорку в темпе «скорого поезда»;

2) прочитать сначала внимательно и медленно, а потом быстрее и громче.

         Для содействия формирования познавательной активности целесообразно предложить учащимся деформированные тексты скороговорок.

·         Из рассыпанных слов составьте скороговорку. Зачитайте её.

·         «Распутайте клубок», составьте скороговорку

·         Произнесите скороговорку в трёх темпах: медленно и тихо, громче и быстрее, быстро и громко

·         Игра «Компьютер». Учитель читает скороговорку, а учащиеся слушают и запоминают.

·         Соедините части скороговорки, прочитайте тремя темпами.

 

Чистоговорки.

          Ритмичный языковой материал помогает усовершенствовать навыки чёткого произношения, развивать мышление детей, отрабатывать дикцию. Используются этим упражнения как тренировочные перед чтением, как интересный элемент урока, как пауза для отдыха, как элемент знакомства с рифмой в процессе усвоения лирических стихотворений.

1. – Послушай и скажи.

2. – Послушай и доскажи.

3. – Игра «Чистоговорку выговаривай и слова добавляй».

 

         Упражнения для развития периферийного зрения

         Развивать периферийное зрение – это означает видеть не только то, что в центре круга зрения, а больше и шире. С этой целью, начиная с периода обучения грамоте, используются слоговые таблицы – пирамиды. Перед  учащимися ставится задание: не отводя глаз с точки, пытаться прочитать буквы, слова справа и слева.

          Широко применяется упражнение на чтение слов с увеличенным количеством букв сверху вниз, с фиксированием взгляда на вертикальном ряде точек, на выделенном слове, на выделенной букве. С текста выбирают сложнейшие для чтения или слова, которые редко употребляются, но используются для словарной работы.

          Для отработки навыков чтения прямых и обратных слогов проводится дидактическая игра «Самолёт – парашют».  Указка передвигается от согласных слева к гласным вверху – «самолёт поднимается», учащиеся читают открытые слоги (ба, бо, бу,  …). Указка двигается от гласных к согласным справа – «парашют опускается», идёт чтение закрытых слогов (аб, об, уб, …).

       

         Упражнения на отработку навыков быстрого чтения

         На доске записываются слова и даются задания:

1. Чётко, размеренно, но без ошибок и остановок прочитайте 20 слов.

2. Прочитайте быстро, не останавливаясь, как можно больше слов на одном дыхании.

3. Читайте медленно (Колобок идёт по тропинке), читайте быстро (Колобок убегает от волка)

4. Читайте, не ошибайтесь («Старт – финиш»)

5. Чтение за установленное время (1 мин. 10 сек.)

6. Читайте молча, думайте, о ком читаете. Читайте ещё раз молча, вслух называйте птиц (животных, рыб, …)

7. Читайте быстро, увеличивая темп.

8. Читайте очень быстро с карточек «молний».

           На карточке- «молнии»  выписаны словарные слова для каждого класса.

           С целью достижения наилучших успехов по чтению предлагаются, начиная со 2-го класса, задания на дом:

1. Выписать из текста малоизвестные слова.

2. Трудные для чтения слова выписать в тетрадь и прочитать их скороговоркой.

3. Записать название книги, которую читаешь дополнительно, и указать количество страничек, которые прочитал на сегодняшний день.

4. Записать количество слов, которое читаешь за 1 минуту.

5. Зрительный диктант. Сколько слов записал без ошибок, указать сбоку.

Для отработки навыков быстрого и выразительного чтения на уроках используются загадки. Отгадывание загадок даёт возможность детям уточнять представления о предметах и их свойствах, учит мыслить образами, понимать переносное значение  слов и высказываний.

 

             Перечитывание загадок в разном темпе с разной силой голоса развивает навыки быстрого и выразительного чтения, обогащает речь ребёнка.

             Поэтому широко используются загадки на уроках чтения и обучения грамоте во время:

·         Ознакомления со звуками, буквами, их строением, изображением;

·         Ознакомление с предложением;

·         Ознакомление с ударением;

·         Зрительных диктантов.

             Учитель читает загадки, дети отгадывают и заполняют клетки кроссворда. Отгадать загадки поможет одна из букв, общая для всех отгадок.

              Учащиеся много раз перечитывают загадки, отрабатывая приёмы и усовершенствуя навыки выразительного и быстрого чтения.

 

              Упражнения на развитие скорости восприятия и внимания

1. Прочитать слова . Сказать, какое из прочитанных слов встречалось дважды.

2. Игра «Прочитай быстро слова». Назвать слово, которое отличается от других одной или несколькими буквами.

3. Чтение слов за короткий интервал (5с). Читая за определённый интервал времени группу слов, учащиеся запоминают и восстанавливают 5-6 слов.

4. Чтение  с разной силой голоса, с увеличением скорости. Чем отличаются эти слова.

 

               Упражнения на развитие творческих способностей учащихся

                Используют игровые формы, которые содействуют развитию у учащихся познавательных процессов, памяти, внимания, представления, скорости реакций и вызывают интерес к чтению.

                1. Спрятались слова, найдите их. Правильно прочитайте в разных темпах (медленно, быстро):

АВЗАРТ (азарт, ваза, завтра);

РАГБ (граб), НЯСЕЬ (ясень);

ИСНИЦА (синица), ОВЛК (волк), ЧЕРВА (вчера)

                2. Замените одну букву в словах и образуйте новые:

Дуб – зуб – куб; горка – норка – корка.

                Добавь букву и прочитай слова:

Ко…(т), лис….(т), с…м (о), с…м(а).

               3. Прочитай слова и подели их на две колонки:

ДЕД    РАК   РИС   БОБ   ПОТОП      СОРТ    ШРАМ    ШАЛАШ

                 4. Отыщи в словах спрятанные слова:

Абрикос (коса, рак, бак. краб, рис), электричка ( три, лак, рак, кит, ….)

                      Проверь, правильно ли составлены слова, составь новые.

                5. Загадки – «метаграммы»:

Без «т» - когда вода кипит,                                            С «п» - на лбу выступает,

Я вверх поднимаюсь.                                                     С «к» - он мышку поймает. (Пот  - кот)

А с «т» - в школе сидят

За мной и обучаются. (Пар – парта)

                 6. Переставь буквы местами и прочитай слова:

54312  45123

СОСНА  НАСОС

                7. Составь предложение из «разбросанных» слов:

Джунглях, В, живут, обезьяны.

                 8. Прочитай шифровку:

- Дети, внимательно рассмотрите шифровку. Какие буквы вы видите? (П, л, и, к, а).

- Подумайте, какое слово тут зашифровано? (пилка, липка).

              Коллективно выясняется значение слова, вводят его в предложение. Далее проводится звуко-буквенный анализ отгаданного слова.

              Жизненная мудрость содержится  в поговорках и пословицах. Возможности использования их в ходе уроков чтения практически не ограничены: при ознакомлении с новым материалом, в звуковых упражнениях, для дополнительного чтения, для закрепления нового материала, для выделения главной мысли текста.

 

Пословицы активизируют мыслительную деятельность во время чтения, готовят учащихся к восприятию текста. Дети составляют пословицы, следуя за линиями-подсказками или за цифрами-подсказками; к первой части пословицы, записанной в столбик слева, подбирают окончание пословицы с правой части.

 

Эти упражнения направлены на развитие прогнозирования и предвидения.

1. Составь присказку, пользуясь цифровыми подсказками.

2. Составь присказку из рассыпанных слов.

3. Следуя за линиями, составь пословицу.

4. Перестроение присказок.

Вариантом работы с деформированным текстом является игра «Мышка». На доске записаны слова без первой буквы:

…исток (листок)

…едведь (медведь)

…орковка (морковка)

…нежинка (снежинка)

Учитель обращается к детям:

Слова спокойно жили в книжке,

В которую удалось пролезть мышке,

Начало слов отгрызала,

У себя в норке их держала.

         Детям предлагается вернуть  словам буквы.

         Интересной для детей так же является игра «Собери слово».  На доске прикреплены рисунки, соответствующие теме урока, под рисунками разбросаны буквы. Игра начинается словами:

Под рисунком – надпись букв,

Котик хвостиком их – бух!

Все рассыпал – ай, ай, ай!,

Ты же быстро пособирай,

Правильно все расставишь-

Слово быстро прочитаешь.

           Игра «Сорви яблоко». На доске макет дерева с яблоками. На  яблонях – буквы. Кто быстрее составит слово, тот «срывает яблоко».

            Разнообразие видов учебной деятельности.

           Это одно из условий формирования и повышения познавательной активности учащихся на уроках чтения.

 

Неотъемлемой частью урока являются упражнения на формирование навыков чтения. Они развивают навыки и умения артикулировать, предупреждать регрессии, формируют умения отгадывать последующие буквы.

 

1. Нахождение по данному началу и концу целого предложения.

2. Чтение предложения, в словах которого пропущены буквы.

3. Чтение деформированных предложений.

4. Чтение незаконченных предложений, поговорок, пословиц, их продолжение.

5. Чтение вполголоса со сменой темпа чтения.

6. Чтение знакомого текста за «Незнайкой» (учитель во время чтения осознанно допускает ошибки, а учащиеся должны заметить их и исправить)

7. Чтение вполголоса в паре.

8. Упражнения на ориентацию в тексте.

 

              Много внимания на уроках уделяется упражнениям на формирование выразительного чтения, которые учат придерживаться пауз между предложениями, правильно интонировать предложения.

              Эти упражнения содержат в себе:

1. Чтение с ориентацией на разделительные знаки препинания.

2. Чтение одного и того же предложения с разной интонацией.

3. Интонационное чтение скороговорок, чистоговорок.

4. Конкурсное чтение стихотворений.

5. Чтение предложений и отрывков из произведений, которые бы передавали определённое настроение с использованием игрушечного гномика.

     

              Глубину понимания прочитанного дают возможность понять упражнения на формирование обобщения и выводов по прочитанному тексту.

1. Высказывания собственных рассуждений:

- На что надеялась Лисичка (Журавель), когда шла в гости? («Лисичка и Журавель»)

2. Чтение пословиц, поговорок.

3. Найдите слова, которые чаще всего повторяются.

4. Пересказ отдельных предложений из текста.

5. Задание: найти и прочитать вопросительное предложение.

            

Очень важно. Что в процессе каждого занятия дети выступают не пассивными слушателями, а работают творчески, с вдохновением, выполняя задания Мудрой Совы, помогая Белочке, отгадывая загадки Знайки, исправляя ошибки Незнайки.

 

Такие уроки остаются в памяти детей, содействуют развитию личности.

 

             Упражнения для развития быстрого чтения, памяти, для расширения поля чтения.

1. Чтение слов, словосочетаний, предложений за определённое время.

             Для расширения поля чтения учитель использует слова в определённой последовательности, сначала предлагает прочитать двусложное слово на счёт «один». Так же учитель предлагает читать по три слова на счёт «один», «два», «три», потом такой же сложности, но на счёт «один», «два», далее слова на счёт «один».

               Проверка запоминания детьми  прочитанных слов проводится так:

       1) с прочитанными словами составляются предложения;

       2) определяют, какое слово не употреблялось;

       3) после чтения необходимо записать слова;

       4) шёпотом назвать слово учителю.

2. Чтение слов за 30 сек.

             Учитель предлагает детям таблицы с группой слов, которые учащиеся используют, запоминают и воссоздают без ошибок.

            Для развития скорости восприятия и внимания используются таблицы, на которых слова встречаются дважды.

   

            Упражнения на формирование внимательности к слову

Учитель предлагает такие упражнения:

1) Прочитать быстро слова. Назвать слово, которое отличается от других одной или двумя буквами.

2) Прочитать слова  и определить их общую буквенную часть или буквы, которыми отличаются слова: принёс, прибежал, приехал.

3) Чтение сложных слов заранее выбранных из текста: столбиком, каждое слово по несколько раз.

4) Самоподготовка детей к правильному чтению и проверка путём работы детей в парах. Во время чтения нового текста учитель предлагает детям такое задание: «Даю минутку, научиться читать правильно, а потом проверьте  друг друга». Воспитательный момент – научить детей радоваться успехам товарища.

5) Игра «Рыбалочка» или  «Как читает Незнайка». Учитель указывает отрывок, дети следят, а учитель специально допускает ошибки (переставляет слоги)

6) Учитель вместе с детьми учит стихотворения «снеговым шаром». Читают 1-ую строчку; потом 1, 2; потом 1, 2, 3 и т.д.

 

             Упражнения на активизацию умственной деятельности.

1.  Разделите слова на тематические группы, например: названия месяцев, времён года.

2. Учитель предлагает подобрать заголовок к тексту, для этого из предложенных дети выбирают наиболее удачный.

3. Упражнения на обобщение:

     Запиши содержание рассказа одним или несколькими предложениями.

4. Загадочная азбука. Кроссворды, которые становятся активным средством лёгкой формы запоминания структуры буквы.

 

 

 

 

 


 

Донецкая Народная Республика управление образования администрации города

Донецкая Народная Республика управление образования администрации города

Во время неимоверного роста информационного потока одним из способов познания мира становится чтение, по мнению учёных от 90 до 95 процентов информацию человек получает благодаря…

Во время неимоверного роста информационного потока одним из способов познания мира становится чтение, по мнению учёных от 90 до 95 процентов информацию человек получает благодаря…

Для содействия формирования познавательной активности целесообразно предложить учащимся деформированные тексты скороговорок

Для содействия формирования познавательной активности целесообразно предложить учащимся деформированные тексты скороговорок

Для отработки навыков быстрого и выразительного чтения на уроках используются загадки

Для отработки навыков быстрого и выразительного чтения на уроках используются загадки

Дети, внимательно рассмотрите шифровку

Дети, внимательно рассмотрите шифровку

Чтение вполголоса со сменой темпа чтения

Чтение вполголоса со сменой темпа чтения

Чтение сложных слов заранее выбранных из текста: столбиком, каждое слово по несколько раз

Чтение сложных слов заранее выбранных из текста: столбиком, каждое слово по несколько раз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020