Развитие читательской грамотности на уроках физической культуры
В условиях реализации обновленных стандартов общего образования перед нами встала очень серьезная задача качественная реализация рабочей программы по учебному предмету. Но обновленные стандарты предъявляют требования к таким результатам, которые ориентированы на формирование у детей функциональной грамотности. Одной из видов, которой является читательская грамотность.
Читательская грамотность – является системообразующим компонентом функциональной грамотности человека. Какую бы мы не демонстрировали грамотность математическую, финансовую, естественнонаучную, все они связаны с читательской грамотностью, потому что приходиться работать с разными форматами текстов, разными формами представления текстов, когда человек демонстрирует или не демонстрирует в целом свою функциональную грамотность. Именно поэтому, в обновленных стандартах читательская грамотность входит органично в перечень планируемых результатов, которые реализуют умения школьников работать с информацией.
Урок физической культуры в корне отличается от других предметов школьной программы. Одна из главных задач урока физической культуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятий, но и формирование системы знаний о физической культуре, жизненной важных двигательных умений и навыков имеют тоже немаловажное значение. Задача учителя – формировать навыки осмысленного чтения. Поэтому при систематическом использовании учебника, а также при получении информации из интернета в учебном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становиться возможным приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники выполнения упражнений.
Читательские умения, которые можно успешно формировать на уроках физкультуры:
- читать и понимать графическую информацию
- выражать свое мнение по поводу представленной информации
- переводит графическую информацию в двигательные действия и наоборот
- связывать несколько частей текста для определения основной мысли
- находить и связывать несколько единиц текста, отвечающим нескольким критериям.
Сейчас вашему вниманию представлю приемы формирования читательской грамотности, а также приведу примеры по формированию умений работать с информацией в разных форматах:
1.«Ассоциация». Детям прочитать тему урока и ответить на вопрос о чем пойдет речь. Например, тема урока «Готов ли ты сдать нормы ГТО». Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слова «готов к труду и обороне»
2.«Ключевые слова». После объявления темы урока детям предлагается составить предложение из предлагаемых слов. Например, тема урока «Осанка» (человек, положение тела, сидит, привычное, осанка, стоит, передвигаться). Ответ: Осанка-это привычное положение тела человека, когда он стоит, сидит или передвигается».
3. «Восстанови текст». Цель: сформировать умения сравнивать и анализировать полученную информацию. Например, дети получают слова, которые нужно расположить в правильном порядке, чтобы составить предложение, а также вспомнить технику кувырка при изучении раздела гимнастики.
Отрывки текста: переворот через голову, принять упор присев, из упора присев, наклоняя голову вперед, сделать перекат на шею и лопатки в группировке. Правильно: из урока присев, наклонив голову вперед, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки в группировке, принять упор присев.
4.«Соотнести рисунки и их названия». Учебное задание: Посмотреть на графическое изображение гимнастического элемента и объяснить технику выполнения; -Используя предложенные схемы, продемонстрируйте варианты тактического взаимодействия двух игроков при нападении на корзину соперника. Цель заданий: оценить уровень сформированности умения преобразовывать графическую информацию в двигательные действия.
5.«Расставить в правильном порядке упражнения». Учебные задания:
-Используя карточки с упражнениями составить свой комплекс упражнений.
Таким образом, читательская грамотность целенаправленно формируется на уроках физической культуры только в процессе выполнения учебных действий, направленных на формирование конкретных читательских умений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.