Развитие деятельностной компетентности детей через реализацию продуктивной деятельности.
Тема занятия «Путешествие с военным
Командиром в прошлое…»
Цель: Расширить представлений детей среднего дошкольного возраста о государственном празднике – 9 мая, о символе праздника Дня Победы – георгиевской ленте, об истории её возникновения и создать открытки с «Георгиевской ленточкой» через технологию пластилинография (тестопластика).
Образовательные задачи:
Ø Обогащать и активизировать лексический словарь детей по теме «День Победы» (война, ветеран, Вечный огонь, памятник, парад), «Профессии» (солдат, лётчик, моряк) и военной технике (самолёт, военный корабль, танк, грузовик);
Ø Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять знания детей; умение высказывать свое мнение и слушать ответы других детей: подбирать прилагательные к существительному, согласовывая их в роде и числе);
Ø Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом в предложении;
Ø Совершенствовать умение раскатывать колбаски небольших размеров; правильно раскладывать детали на листе, размазывать пластилин в нужные направления;
Развивающие задачи:
Ø Развивать любознательность, расширять кругозор детей;
Ø Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
Ø Развитие памяти, внимания;
Ø Развивать у детей умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, учить ориентироваться в пространстве;
Ø Развивать связную монологическую и диалогическую речь;
Ø Развивать у детей творчество.
Воспитательные задачи:
Ø Воспитание уважения к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине;
Ø Воспитывать в детях чувство патриотизма:
Ø Воспитывать чувство уважения к старшему поколению;
Ø Воспитывать просодические компоненты речи, эмоциональный настрой детей;
Ø Получать. удовлетворение от результата работы
Ход занятия
1.Вводная часть.
№ 1. Звучит песня «Солнечный круг» дети заходят в
музыкальный зал и становятся в круг.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Все вместе встанем в круг, возьмемся за руки, покажите мне ладошки потрите их. Что вы чувствуете? (тепло) Это тепло ваших добрых сердец. Давайте передадим тепло друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем поселке Солнечный.
Присаживайтесь на стульчики.
На мольберте нарисованная картина, воспитатель кисточкой имитирует рисование и рассказывает стихотворение «Мир».
№ 2. Звучит музыка.
Воспитатель: - Я рисую слово МИР.
Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот –
Пароход по ней плывёт.
Вот дома – до неба прямо!
Вот цветы, а это – мама,
Рядом с ней сестра моя.
Слово «мир» рисую я. (Дина Михайлова)
- Ребята, что автор стихотворения видит под словом мир? (ответы детей)
- А как вы понимаете слово мир? (ответы детей)
- Правильно, ребята.
№ 3. Звучит музыка.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята сегодня к нам на занятие я принесла красивых кукол, посмотрите все они красивые, но все такие разные. Как и люди все тоже разные, но посмотрите на этих кукол , что этих кукол всех объединяет.
У всех кукол в руках белый голубь.
Воспитатель: - Правильно ребята, белый голубь это символ мира, чистого голубого неба и солнышка. Мы все разные, но все мы хотим мира и счастья.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а что это за ленточка у всех голубей? Вы хотите узнать, что это за волшебная ленточка?
(ответы детей) Выключить музыку.
Воспитатель: - Поможет нам узнать, что это за ленточка наш гость. Я пригласила к нам на занятие сегодня настоящего военного командира. Вот и наш гость.
Командир: - Здравия желаю, дорогие ребята!
Воспитатель: - Уважаемый военный командир помоги нам с ребятами узнать, что это за ленточка.
Командир: - Хорошо я вам помогу, вы готовы отправиться со мной в путешествие в прошлое, в военное время? И вы не испугаетесь?
Командир: - Ребята, кто из вас знает, что такое война?
- Это борьба, когда враг нападает, а защитники солдаты освобождают свою землю от врагов.
Командир: - Солдаты, которые защищают нашу Родину, они какие?
-сильные, смелые, отважные, честные, ловкие, мужественные, добрые, крепкие, храбрые…
Командир: - Если вы готовы отправиться со мной в военное время, тогда вы по-настоящему все смелые, отважные, добрые.
Вам необходимо надеть этот головной убор – солдатскую пилотку с красной звездой. Вместе с вами войдем переход времени.
№ 4. Звучит музыка перевоплощения.
№ 5. Звучит ТИХО песня «Бьется в тесной печурке огонь.
Командир, дети и воспитатель попадают в военное время.
Подходят к фронтовому костру, командир предлагает сесть вокруг костра на пеньки и бревна. Около костра на пеньке лежит письмо треугольник. Подписано «Ребятам из будущего».
Командир: - Посмотрите, здесь лежит что-то? Это карта путешествия, на которой нарисован весь путь, который мы с вами должны пройти. На пути нам будут встречаться подсказки – это военные письма-треугольники. Такие письма писали солдаты на войне. Все запомнили?
Командир: - У меня есть военный рюкзак. А в нем и первое письмо - «Поиграй-ка»
Игровое упражнение «Назови военную профессию»
(Из мешка достает картинки с изображением самолета, танка, поезда, корабля, грузовика.)
Командир: - На войне воевали люди разных военных профессий. Давайте вспомним и назовем их.
Ø Назовите, кто управляет самолетом? (самолетом управляет летчик)
Ø Кто управляет танком? - танкист.
Ø Кто управляет кораблем? – капитан.
Ø Кто управляет поездом? – машинист.
Ø Кто управляет грузовиком? – шофер.
Ø Кто управляет вертолетом? – вертолетчик
Игровое упражнение «Третий лишний»
Командир: - А сейчас посмотрю, кто из вас самый внимательный и быстрый! Посмотрите внимательно и назовите что здесь лишнее?
Ø Самолет, лётчик, танк;
Ø Вертолет, поезд, машинист;
Ø Танкист, танк, корабль;
Ø Машина, матрос, корабль.
Командир: - Давайте поищем следующее письмо? Вот и второе письмо. На конверте написано «Четыре флага».
Командир: - Наши солдаты били врага на земле, в воздухе и на воде.
Игровое упражнение «Четыре флага»
Командир: - Пришло время посмотреть на вашу сообразительность и ловкость. В армии есть сухопутные, морские и воздушные войска. Я их обозначил цветами: зеленый – сухопутные (шагаем); синий — морские (плывем); белый — воздушные (летим); красный флажок (кричим «Ура!»)
Командир: - Давайте присядем у фронтового огня снова.
Воспитатель подкладывает на пень третье письмо
Командир: - Вот и третье военное письмо «Ребятам из будущего». Давайте откроем его.
Командир: - А в письме… очень добрая памятная вещь, такая же, как у меня на груди. Как вы думаете, что это? Это георгиевская ленточка. Мы с вами ведь отправились в путешествие, чтобы узнать, что это за ленточка, верно?
№ 6. ВИДЕОРОЛИК
Командир: - Георгиевская лента - это ещё один символ победы. Она означает память о тех людях, которые защищали нашу Родину от врагов, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы с вами радовались солнышку, ходили в любимый детский сад и ничего не боялись. Повязывают ленточку на одежду в знак уважения, памяти солдат, отстоявших свободу нашей страны, нашей Родины в далёкие годы войны. А вы знаете, что означают цвета на ленте? Нет? Тогда слушайте! Чёрный цвет на ленте означает «дым», а оранжевый цвет – «пламя, огонь» на поле боя. На войне всегда много дыма и огня.
Командир: - Георгиевскую ленточку нам вложили в письмо, чтобы мы, ребята, с вами выполнили следующее задание.
Игровое упражнение «Собери ленту из полосок»
Командир: - Необходимо разделиться на три команды по пять человек. Обратите внимание, в каждой команде есть образец настоящей георгиевской ленточки из пяти полосок. Первая полоса-черная, потом-оранжевая, далее идет снова черная и снова оранжевая и завершает ленту-черная полоса. Кто внимательно и быстро соберет ленточку?
№ 7. Звучит музыка/
Командир: - Молодцы! Вы справились с заданиями.
Воспитатель: - А вы хотите сами своими руками сделать георгиевскую ленточку? Тогда нам нужно по переходу времени вернуться в детский сад «Аист».
Командир: - Я с вами, буду вам помогать.
№ 8. Звучит музыка перевоплощения.
№ 9. Звучит ТИХО детская песня.
Воспитатель: - Ребята, мы уже с вами начали делать открытки ко дню победы, давайте на этих открытках сделаем Георгиевские ленточки. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: - Ребята, что мы уже сделали? (вечный огонь, гвоздики). Сегодня мы будем лепить георгиевскую ленточку цветного соленого теста. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: - Ребята, что мы уже сделали? (вечный огонь, гвоздики). Сегодня мы будем лепить георгиевскую ленточку. Давайте повторим правила безопасного обращения с соленым тестом.
1. Работаем на специальной доске для лепки;
2. Аккуратно от большого кусочка черного теста отщипываем маленький кусочек;
3. Раскатываем колбаску прямым движением рук и прижимаем её к картону.
4. Чтобы лучше приклеилось пальчики намочите в воде;
5. Потом отщипываем кусочек оранжевого теста раскатываем колбаску и прижимаем её рядом с черной.
Воспитатель: - Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Не забыть нам этой даты».
Не забыть нам этой даты (большим пальцем касаться поочередно к каждому пальчику)
Что покончила с войной.
Победителю – солдату
Сотни раз Поклон земной! (правую ладонь на грудь, наклон головой)
Дети садятся за столы и приступают к работе. Воспитатель и командир помогают у кого возникают затруднения в работе.
№ 10. Видеоролик ТИХО
№ 11. Видеоролик
3. Заключительная часть.
Дети берут открытки встают в полукруг, читают стихотворения.
1-й ребенок:
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою!
2-й ребенок:
Мы будем храбрые, как деды.
Родную землю защитим.
И солнце яркое Победы
Мы никому не отдадим!
Командир: - Сегодня вы показали себя, как настоящие стойкие, смелые и отважные бойцы Красной Армии. Я приготовил вам памятный, ценный подарок - георгиевскую ленту в знак памяти о героическом прошлом, благодарности и уважении к ветеранам войны. А мне пора снова служить нашей Родине. До свидания, ребята!
Воспитатель: - Ребята скоро наша страна будет отмечать великий праздник 9 мая День Победы. В нашем поселке тоже будет большой праздник и мы свами подарим наши открытки нашим ветеранам, чтобы они знали, что мы помним и гордимся ими!
Рефлексия: № 12. Звучит музыка
Воспитатель: - Давайте встанем в круг,
Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу.
- Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
- Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
№ 13. Звучит (ТИХО КУПЛЕТ) музыка
Воспитатель: - В благодарность за ваше доброе сердце я хочу вам подарить на память голубя мира, чтобы и у вас было счастливое детство и мир во всем мире.
Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие? До свидания, ребята!
Воспитатель: - Ребята, ваши воспитатели тоже готовятся к празднованию 75-летию Великой Победы. Они приготовили для вас красивый танец про георгиевскую ленту. Посмотрите.
№ 14. Танец «Георгиевская лента»
Самоанализ занятия: «Путешествие с военным
Командиром в прошлое…»
Форма организации занятия игра – путешествие с использованием ИКТ.
Занятие
проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан
в начале занятия, в процессе которого дети вместе с воспитателем эмоционально настроились,
используя стихотворный прием приветствия под музыкальное сопровождение, что
создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг
с другом, принять на занятии незнакомых людей.
Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных
моментов: появление кукол в национальных костюмах с голубями, проведение игр
«Назови военную профессию», «Третий лишний». Это создало у детей внутреннюю
мотивацию на деятельность.
На этапе актуализации проходила тренировка мыслительных операций в
игровом упражнении «Собери ленту из полосок» на развитие восприятия,
обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики.
На этапе получения новых знаний дети закрепляли известный им и знакомились с новым лексическим словарем по теме «День Победы» (война, ветеран, георгиевская лента), «Профессии» (солдат, летчик, машинист, моряк, капитан, танкист) и военной техникой (самолет, военный корабль, грузовая машина, танк, поезд). Учились сравнивать, находить похожие, общие признаки. В игровом упражнении «Третий лишний» воспитанники классифицировали, сравнивали, обобщали, устанавливали причинно-следственные связи.
Во время динамической паузы в игровом упражнении «Четыре флага», продолжали работу в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия.
На этапе практического применения полученных знаний и умений дети составляли георгиевскую ленту из пяти полосок разных цветов (3 полос черного цвета и двух полос оранжевого цвета). Дети старались выполнить инструкции педагога, пользовались схемой, формировали навыки самоконтроля при оценке своих ответов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривались, дополняли ответы.
На
этапе продуктивной творческой деятельности детей закрепили способы лепки:
раскатывать колбаски небольших размеров; правильно раскладывать детали на
листе, размазывать пластилин в нужные направления.
На заключительном этапе занятия военный Командир подарил всем детям
ценный и значимый подарок-георгиевскую ленточку, как знак памяти о героическом
прошлом.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия был самоанализа и самооценка деятельности детей на занятии для достижения поставленной цели, или решения проблемной ситуации.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.
Считаем, что выбранная нами форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной.
Активизация речевой деятельности и развития лексико-грамматических средств языка детей среднего дошкольного возраста посредством путешествия с военным Командиром в прошлое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.