Формирование у младших школьников умения осуществлять исследовательскую деятельность на уроках математики
Оценка 4.6

Формирование у младших школьников умения осуществлять исследовательскую деятельность на уроках математики

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика +1
1 кл—4 кл
13.12.2022
Формирование у младших школьников умения осуществлять исследовательскую деятельность на уроках математики
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
2. Форм-е у мл.шк.умен.осущ.исслед.деят-ть.docx

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Л.П.Каплина, МБОУ Новомеловатская СОШ

им.Ф.П.Зацепилова

 

         Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

         Закладка основных, содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера.

         В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов.

         Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения.      В роли этого механизма у человека выступает мышление. Наиболее продуктивным в данном случае оказывается деление мышления на конвергентное и дивергентное. Оба вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.

         Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

         Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон. Исследовательские способности необходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковой активности; дивергентного мышления; конвергентного мышления. Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей.          Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.

         Способности находить и формулировать проблемы, генерировать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявления способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения человека. Их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей.

         Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление мало полезны без высокоразвитого конвергентного мышления. Оно не только тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, но и принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений. Конвергентное мышление выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации), оценки найденной информации и рефлексии. Диагностика и развитие исследовательских способностей предполагают выявление и совершенствование этих трех характеристик.

         Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним.

         Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др.

Собственные исследования детей использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении

Тема урока: «Длина»

Цель урока: повысить мотивацию к теме, показать практическую значимость изучаемой темы.

Задачи урока:

Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами, формировать умение вести микроисследовательскую деятельность.

Воспитательная: воспитание культуры исследования, показ практической значимости изучаемого материала.

Развивающая: развитие мыслительных операций, внимания, произвольной памяти, культуры математической речи.

У учащихся будут сформированы: представления о величине «длина» и различных мерках.

У учащихся могут быть сформированы: практические умения по сравнению длин объектов, измерение с помощью различных мерок.

Тип урока: применение знаний и умений.

 

№ п/п

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Номер слайда

УУД

I.

Оргмомент

Приветствие учителя.

Приветствие учеников.

 

 

II.

Актуализа-ция изученных знаний

1) Какое сегодня число? Сколько знаков в записи этого числа?

Что обозначает цифра 1, 2 в дате?

Март, который по счету весенний месяц, а в году?

2) Какое число лишнее? 12, 8, 20,42, 22, 17,32.

21 марта. Двузначное число.

Число единиц, так как стоит на первом месте справа. Число десятков, так как стоит на втором месте.

Первый весенний месяц. В году третий.

8 – однозначное, 12 – по цвету, 42 – по размеру, 17 – у остальных есть цифра 2, 20

– отсутствуют единицы, 22

– одинаковые цифры.

№1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных)

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификация и установление причинно-следственных связей

 

 

3) Как назвать одним словом эту группу? Пингвин, колибри, жираф, страус.

Животные

 

 

 

 

На какие группы их можно разбить? На какие группы можно разбить птиц? По какому признаку можно их сравнить?

Звери (другое название млекопитающие) и птицы. Летающие и нелетающие. По размеру, по росту

 

Построение логической

 

 

Приблизительно, каких размеров эти животные?

Назовите насекомое, которое имеют такой же размер, как колибри.

Расположите в порядке возрастания (от меньшего числа к большему).

 

 

Шмель

 

 

Колибри, пингвин, страус, жираф

 

цепи рассуждений.

Доказательство

 

 

4) Как называются эти линии?

 


8

Кривые и ломаные

 

Реализуется принцип децентрации

 

 

Из чего состоит ломаная линия?

Чем является звено ломанной?

По какому признаку их можно разбить на группы

Из звеньев и вершин

 

 

Отрезком

По цвету, форме, материалу, количеству звеньев, длине.

 

 

 

 

Какая ломаная лишняя?

Мы будем рассматривать только те ломаные, у которых звенья не пересекаются.

8 – так как у неё звенья пересекаются.

№2

На доске

 

 

 

Назовите важные и неважные свойства (существенные и несущественные).

Ученики сравнивают на глаз. Ломаные линии из проволоки и тесьмы растягивают и сравнивают наложением.

 

 

 

 

 

Сравните ломаные линии по длине.

 

 

 

III.

Формирование новых понятий, способов действий

Длина – это величина. Что значит, предметы имеют длину? Чему мы будем учиться на уроке?

Давайте проведем эксперимент. Какой отрезок длиннее?

Один ученик выходит из класса, а остальные сравнивают отрезки на глаз и проверяют с помощью мерки?

Проверяем с помощью мерки.

Измерим длину класса шагами (или ленту локтями).

Почему разные ответы?

Какой мультфильм знаете?

Физминутка для глаз.

Сравнение длин отрезков с закрытыми глазами.

Откройте глаза, проверим.

Из какой бумаги изготовлены эти полоски?

С каким видом бумаги вы не работали на уроках технологии?

Имеют протяженность.

Сравнивать по длине.

 

 

На глаз, наложением, с помощью мерки.

 

Затем сравнивает вышедший ученик.

Вывод: на глаз не всегда точно.

Ищем другие способы.

Вызываются два ученика. Измеряют шагами длину классной комнаты. Получается разное количество шагов.

Нужна одна мерка.

 

 

 

 

38 попугаев. Обсуждение.

Дети достают из конверта полоски и показывают самую длинную, короткую и среднюю.

Дети проверяют разными способами.

Гофрированный картон, жатка, бархатная бумага.

С бархатной.

№ 3

№ 4

Подведение под понятие, выведение следствий

IV.

Применение

на практике

Измерьте длину зеленой полоски с помощью синей, желтой.

Если измерить этой полоской ширину учебника? Как быть

Какой?

Приложите желтую модель к нулю. Чему равна ее длина?

Существуют стандартные единицы измерения, кто знает какие?

А теперь измерьте зеленую с помощью линейки.

Зеленая полоска является моделью дециметра. Сколько см в одном дм?

Измерьте длину

1 ряд – зеленой гофрированной.

2 ряд – синей.

3 ряд – коричневой.

Вывод. Посчитайте сколько маленьких делений в одном см на линейке.

Работа в тетрадях с печатной основой.

Работа с моделями.

С какой величиной мы познакомились на уроке? Какие единицы измерения длины?

Дети измеряют и получают ответы.

З.=2 с. З.=10 ж.

 

Неудобно. Долго. Неточно.

Нужен прибор.

 

Линейка

 

 

1 см

 

 

В 1 дм 10 см.

 

Дети измеряют. 6см, 5см, 8см.

1 см = 10 мм

 

Дети заполняют таблицу.

 

 

 

 

Переход от символической модели, к предметной, графической и вербальной.

 

Ответы детей.

№5

Выдвижение гипотез и их обоснование

Работа в парах и группах.

 

 

 

 

Решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах и группах

 

 

Знаково-символические.

Развитие речи.

V.

Рефлексия

 

 

 

 

 

лЛитература

Блонский П.П. Память и мышление. / П.П. Блонский. – СПб, 2011. - 400 с.

Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. /Р.М.

Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. / Е.В. Пержинская // Начальная школа. - 2008. - № 5. –с. 55-57.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. / А.И. Савенков. – М.: Академия развития, 2015. - 450 с.


 

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения

Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения

Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами, формировать умение вести микроисследовательскую деятельность

Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами, формировать умение вести микроисследовательскую деятельность

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных)

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных)

Из звеньев и вершин Отрезком

Из звеньев и вершин Отрезком

Проверяем с помощью мерки. Измерим длину класса шагами (или ленту локтями)

Проверяем с помощью мерки. Измерим длину класса шагами (или ленту локтями)

Как быть Какой? Приложите желтую модель к нулю

Как быть Какой? Приложите желтую модель к нулю

IV. Применение на практике

IV. Применение на практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.