ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Л.П.Каплина, МБОУ Новомеловатская СОШ
им.Ф.П.Зацепилова
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Закладка основных, содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов.
Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этого механизма у человека выступает мышление. Наиболее продуктивным в данном случае оказывается деление мышления на конвергентное и дивергентное. Оба вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон. Исследовательские способности необходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковой активности; дивергентного мышления; конвергентного мышления. Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.
Способности находить и формулировать проблемы, генерировать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявления способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения человека. Их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей.
Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление мало полезны без высокоразвитого конвергентного мышления. Оно не только тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, но и принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений. Конвергентное мышление выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации), оценки найденной информации и рефлексии. Диагностика и развитие исследовательских способностей предполагают выявление и совершенствование этих трех характеристик.
Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним.
Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др.
Собственные исследования детей использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении
Тема урока: «Длина»
Цель урока: повысить мотивацию к теме, показать практическую значимость изучаемой темы.
Задачи урока:
Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами, формировать умение вести микроисследовательскую деятельность.
Воспитательная: воспитание культуры исследования, показ практической значимости изучаемого материала.
Развивающая: развитие мыслительных операций, внимания, произвольной памяти, культуры математической речи.
У учащихся будут сформированы: представления о величине «длина» и различных мерках.
У учащихся могут быть сформированы: практические умения по сравнению длин объектов, измерение с помощью различных мерок.
Тип урока: применение знаний и умений.
№ п/п |
Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Номер слайда |
УУД |
I. |
Оргмомент |
Приветствие учителя. |
Приветствие учеников. |
|
|
II. |
Актуализа-ция изученных знаний |
1) Какое сегодня число? Сколько знаков в записи этого числа? Что обозначает цифра 1, 2 в дате? Март, который по счету весенний месяц, а в году? 2) Какое число лишнее? 12, 8, 20,42, 22, 17,32. |
21 марта. Двузначное число. Число единиц, так как стоит на первом месте справа. Число десятков, так как стоит на втором месте. Первый весенний месяц. В году третий. 8 – однозначное, 12 – по цвету, 42 – по размеру, 17 – у остальных есть цифра 2, 20 – отсутствуют единицы, 22 – одинаковые цифры. |
№1 |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификация и установление причинно-следственных связей |
|
|
3) Как назвать одним словом эту группу? Пингвин, колибри, жираф, страус. |
Животные |
|
|
|
|
На какие группы их можно разбить? На какие группы можно разбить птиц? По какому признаку можно их сравнить? |
Звери (другое название млекопитающие) и птицы. Летающие и нелетающие. По размеру, по росту |
|
Построение логической |
|
|
Приблизительно, каких размеров эти животные? Назовите насекомое, которое имеют такой же размер, как колибри. Расположите в порядке возрастания (от меньшего числа к большему). |
Шмель
Колибри, пингвин, страус, жираф |
|
цепи рассуждений. Доказательство |
|
|
4) Как называются эти линии?
8 |
Кривые и ломаные |
|
Реализуется принцип децентрации |
|
|
Из чего состоит ломаная линия? Чем является звено ломанной? По какому признаку их можно разбить на группы |
Из звеньев и вершин
Отрезком По цвету, форме, материалу, количеству звеньев, длине. |
|
|
|
|
Какая ломаная лишняя? Мы будем рассматривать только те ломаные, у которых звенья не пересекаются. |
8 – так как у неё звенья пересекаются. |
№2 На доске |
|
|
|
Назовите важные и неважные свойства (существенные и несущественные). |
Ученики сравнивают на глаз. Ломаные линии из проволоки и тесьмы растягивают и сравнивают наложением.
|
|
|
|
|
Сравните ломаные линии по длине. |
|
|
|
III. |
Формирование новых понятий, способов действий |
Длина – это величина. Что значит, предметы имеют длину? Чему мы будем учиться на уроке? Давайте проведем эксперимент. Какой отрезок длиннее? Один ученик выходит из класса, а остальные сравнивают отрезки на глаз и проверяют с помощью мерки?
Проверяем с помощью мерки. Измерим длину класса шагами (или ленту локтями). Почему разные ответы? Какой мультфильм знаете? Физминутка для глаз. Сравнение длин отрезков с закрытыми глазами. Откройте глаза, проверим. Из какой бумаги изготовлены эти полоски? С каким видом бумаги вы не работали на уроках технологии? |
Имеют протяженность. Сравнивать по длине.
На глаз, наложением, с помощью мерки.
Затем сравнивает вышедший ученик. Вывод: на глаз не всегда точно. Ищем другие способы. Вызываются два ученика. Измеряют шагами длину классной комнаты. Получается разное количество шагов. Нужна одна мерка.
38 попугаев. Обсуждение. Дети достают из конверта полоски и показывают самую длинную, короткую и среднюю. Дети проверяют разными способами. Гофрированный картон, жатка, бархатная бумага. С бархатной. |
№ 3 № 4 |
Подведение под понятие, выведение следствий |
IV. |
Применение на практике |
Измерьте длину зеленой полоски с помощью синей, желтой. Если измерить этой полоской ширину учебника? Как быть Какой? Приложите желтую модель к нулю. Чему равна ее длина? Существуют стандартные единицы измерения, кто знает какие? А теперь измерьте зеленую с помощью линейки. Зеленая полоска является моделью дециметра. Сколько см в одном дм? Измерьте длину 1 ряд – зеленой гофрированной. 2 ряд – синей. 3 ряд – коричневой. Вывод. Посчитайте сколько маленьких делений в одном см на линейке. Работа в тетрадях с печатной основой. Работа с моделями. С какой величиной мы познакомились на уроке? Какие единицы измерения длины? |
Дети измеряют и получают ответы. З.=2 с. З.=10 ж.
Неудобно. Долго. Неточно. Нужен прибор.
Линейка
1 см
В 1 дм 10 см.
Дети измеряют. 6см, 5см, 8см. 1 см = 10 мм
Дети заполняют таблицу.
Переход от символической модели, к предметной, графической и вербальной.
Ответы детей. |
№5 |
Выдвижение гипотез и их обоснование Работа в парах и группах.
Решение проблемы
Работа в парах и группах
Знаково-символические. Развитие речи. |
V. |
Рефлексия |
|
|
|
|
лЛитература
Блонский П.П. Память и мышление. / П.П. Блонский. – СПб, 2011. - 400 с.
Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. /Р.М.
Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. / Е.В. Пержинская // Начальная школа. - 2008. - № 5. –с. 55-57.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. / А.И. Савенков. – М.: Академия развития, 2015. - 450 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.