Одной из ключевых проблем в современном социуме выступает
отсутствие у многих людей способности к распознаванию эмоций, неумение
распознавать мотивации, желания, намерения как других людей, так и свои
собственные, неспособность к управлению своими эмоциями и
эмоциональным состоянием других людей. Это свидетельствует о неумении
управлять собственным поведением, отсутствии навыков взаимодействия с
окружением, неспособности решать жизненные проблемы и справляться с
трудностями.
Современное общество заинтересовано в личностях гибких и
мобильных в общении, умеющих анализировать как свои переживания и
чувства, так и чужие, способных высказывать и аргументированно
отстаивать свою точку зрения, умеющих обсуждать с людьми взаимные
ожидания друг от друга, ответственных за свои поступки, способных
создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в
коллективе, умеющих сопереживать (обладающих эмпатией), способных к
разрешению конфликтных ситуаций без применения физической силы,
осознанно относящихся к своему психологическому здоровью.
Перечисленные характеристики находятся в неразрывной связи с
уровнем эмоционального интеллекта человека, развитие которого начинается
с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Особо важное значение имеет
развитие эмоционального интеллекта у детей.
Особым периодом развития эмоционального интеллекта выступает
дошкольный возраст, когда у ребенка формируется способность к осознанию
своих эмоций, переживаний, благодаря которой происходит формирование
новых отношений к себе, возникает дифференциация внутреннего и
внешнего. О необходимости развития эмоционального интеллекта на этапе
дошкольного детства свидетельствуют и основополагающие идеи
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО), в пункте 2.6 которого отмечена важность
развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают способностью к
распознаванию собственных эмоций, могут совладать с ними, способны к
пониманию эмоций других людей. Дошкольник с развитым эмоциональным
интеллектом способен управлять собственными чувствами, адекватно
реагировать на различные ситуации, которые возникают в их жизни.
Эмоциональный интеллект позволяет выстраивать позитивные и
эффективные коммуникации со сверстниками, подбирать конструктивные
стратегии разрешение возникающих конфликтных ситуаций.
Одним из эффективных средств развития эмоционального интеллекта
выступает арт-терапия, которая делает акцент на визуальные разновидности
искусства: живопись, графику, скульптуру, дизайн и иные формы творчества,
в которых ведущая роль принадлежит зрительному каналу коммуникации.
Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию; низкая успеваемость и концентрация внимания; отсутствует интерес к учёбе; затруднение в осознании и определении собственных эмоций; повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других; более успешно протекает адаптация; в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью; низкий уровень тревожности; могут управлять эмоциями.
Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень эмоционального интеллекта выражается в четырех признаках.
1. Общение Умеете ли вы и ваш ребенок слушать и ясно выражать свои мысли? .Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона ЭИ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.
2. Понимание или эмпатия.Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Специалисты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким ЭИ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе у них не возникает.
3. Самопознание.Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними.
4. Управление эмоциями.Преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина ЭИ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять.
Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт- терапия.
Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей.
Ценность применения арт- терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..
Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.
РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Основанная на изобразительном искусстве.
Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:
каракули: бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
схемы и полусхемы: стереотипные изображения;
пиктограммы: схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру;
художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью, обеспечивающие переживания без дополнительных разъяснений.
Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости
Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.
БИБЛИОТЕРАПИЯ
Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений
Дает возможность активизировать чувства;
учит преодолевать неблагоприятные установки и отношения;
помогает улучшать эмоциональное состояние;
является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
ДРАМАТЕРАПИЯ
Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Выражение своих эмоции через танец;
способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке;
движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие;
движения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности.
Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся - уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.