Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью арт-терапии
Оценка 5

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью арт-терапии

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитание +1
Детсад
19.05.2024
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью арт-терапии
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с помощью арт-терапии.docx

Одной из ключевых проблем в современном социуме выступает

отсутствие у многих людей способности к распознаванию эмоций, неумение

распознавать мотивации, желания, намерения как других людей, так и свои

собственные, неспособность к управлению своими эмоциями и

эмоциональным состоянием других людей. Это свидетельствует о неумении

управлять собственным поведением, отсутствии навыков взаимодействия с

окружением, неспособности решать жизненные проблемы и справляться с

трудностями.

Современное общество заинтересовано в личностях гибких и

мобильных в общении, умеющих анализировать как свои переживания и

чувства, так и чужие, способных высказывать и аргументированно

отстаивать свою точку зрения, умеющих обсуждать с людьми взаимные

ожидания друг от друга, ответственных за свои поступки, способных

создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в

коллективе, умеющих сопереживать (обладающих эмпатией), способных к

разрешению конфликтных ситуаций без применения физической силы,

осознанно относящихся к своему психологическому здоровью.

Перечисленные характеристики находятся в неразрывной связи с

уровнем эмоционального интеллекта человека, развитие которого начинается

с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Особо важное значение имеет

развитие эмоционального интеллекта у детей.

Особым периодом развития эмоционального интеллекта выступает

дошкольный возраст, когда у ребенка формируется способность к осознанию

своих эмоций, переживаний, благодаря которой происходит формирование

новых отношений к себе, возникает дифференциация внутреннего и

внешнего. О необходимости развития эмоционального интеллекта на этапе

дошкольного детства свидетельствуют и основополагающие идеи

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования (далее - ФГОС ДО), в пункте 2.6 которого отмечена важность

развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками.

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают способностью к

распознаванию собственных эмоций, могут совладать с ними, способны к

пониманию эмоций других людей. Дошкольник с развитым эмоциональным

интеллектом способен управлять собственными чувствами, адекватно

реагировать на различные ситуации, которые возникают в их жизни.

Эмоциональный интеллект позволяет выстраивать позитивные и

эффективные коммуникации со сверстниками, подбирать конструктивные

стратегии разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

Одним из эффективных средств развития эмоционального интеллекта

выступает арт-терапия, которая делает акцент на визуальные разновидности

искусства: живопись, графику, скульптуру, дизайн и иные формы творчества,

в которых ведущая роль принадлежит зрительному каналу коммуникации.

Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию; низкая успеваемость и концентрация внимания; отсутствует интерес к учёбе; затруднение в осознании и определении собственных эмоций; повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других; более успешно протекает адаптация; в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью; низкий уровень тревожности; могут управлять эмоциями.

Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень эмоционального интеллекта выражается в четырех признаках.

1. Общение Умеете ли вы и ваш ребенок слушать и ясно выражать свои мысли? .Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона ЭИ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.

2. Понимание или эмпатия.Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Специалисты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким ЭИ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе у них не возникает.

3. Самопознание.Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними.

4. Управление эмоциями.Преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина ЭИ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять.

 

Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт- терапия.

Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей.

Ценность применения арт- терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..

Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Основанная на изобразительном искусстве.

Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:

каракули: бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;

схемы и полусхемы: стереотипные изображения;

пиктограммы: схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру;

художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью, обеспечивающие переживания без дополнительных разъяснений.

Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости

Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений

Дает возможность активизировать чувства;

учит преодолевать неблагоприятные установки и отношения;

помогает улучшать эмоциональное состояние;

является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

ДРАМАТЕРАПИЯ

Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Выражение своих эмоции через танец;

способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке;

движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие;

движения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности.

Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся - уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми.


 

Одной из ключевых проблем в современном социуме выступает отсутствие у многих людей способности к распознаванию эмоций, неумение распознавать мотивации, желания, намерения как других людей, так…

Одной из ключевых проблем в современном социуме выступает отсутствие у многих людей способности к распознаванию эмоций, неумение распознавать мотивации, желания, намерения как других людей, так…

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают способностью к распознаванию собственных эмоций, могут совладать с ними, способны к пониманию эмоций других людей

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают способностью к распознаванию собственных эмоций, могут совладать с ними, способны к пониманию эмоций других людей

Самопознание.Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними

Самопознание.Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними

БИБЛИОТЕРАПИЯ Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений

БИБЛИОТЕРАПИЯ Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024