Н.Л. Кондрашина
В настоящее время несмотря на применение в детских образовательных организациях различного рода профилактических программ, направленных на минимизацию конфликтов в образовательной среде, проблема конфликтного поведения подростков не нашла своего полного разрешения. Это обусловлено тем, что при разработке и внедрении профилактических программ не учитываются многие достаточно значимые моменты. Так, например, при построении профилактической работы не учитывается фрустрационная направленность подростков. Однако, оказывая дезорганизующее влияние на поведение и деятельность человека, фрустрация в своих деструктивных проявлениях негативно влияет на качество жизни и успешность деятельности, в том числе и учебной, и в ряде случаев может приводить к нарушениям социализации подростка и формированию у него девиантных форм поведения. Сейчас учёные педагоги и психологи в качестве основных профилактических мер по предотвращению конфликтов в младшем подростковом возрасте рассматривают: развитие эмоционального интеллекта; поддержку со стороны взрослых; создание благоприятной социально-культурной среды в образовательной организации и обучение навыкам решения конфликтов.
Обучение подростков навыкам эмоционального интеллекта, таким как саморегуляция, эмпатия и умение выражать свои чувства, может помочь в преодолении конфликтов.
Д.М. Рыжов в работе «Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста» определяет эмоциональный интеллект как способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать и влиять на эмоции других людей. Он утверждает, что эмоциональный интеллект включает в себя несколько ключевых компонентов:
- самоосознание как способность распознавать и понимать свои собственные эмоции;
- саморегуляция как умение контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях;
- мотивация, направленная на достижение целей и преодоление трудностей;
- эмпатия как способность понимать и чувствовать эмоции других людей;
- социальные навыки как умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и строить здоровые отношения.
Важность развития эмоционального интеллекта у младших подростков обусловлена тем, что в младшем подростковом возрасте дети сталкиваются с множеством эмоциональных и социальных вызовов. Его развитие помогает им лучше справляться с этими вызовами и предотвращать конфликты. Можно отметить несколько причин важности развития эмоционального интеллекта:
- управление эмоциями. Подростки, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, лучше понимают свои эмоции и умеют их контролировать, что снижает вероятность импульсивных и агрессивных реакций;
- понимание других. Эмпатия позволяет подросткам лучше понимать чувства и потребности других людей, что способствует более гармоничным отношениям и снижению конфликтов;
- эффективное общение. Развитые социальные навыки помогают подросткам лучше выражать свои мысли и чувства, а также понимать и уважать точки зрения других, что уменьшает вероятность недопонимания и споров.
Развитие эмоционального интеллекта помогает в профилактике конфликтов посредством:
- формирования самоосознания и саморегуляции. Подростки, которые осознают свои эмоции и умеют их контролировать, менее склонны к вспышкам гнева и агрессии. Они могут вовремя распознать, когда начинают злиться, и предпринять меры для успокоения, такие как глубокое дыхание или временное отстранение от ситуации;
- развития эмпатии и понимания других людей. Эмпатия помогает подросткам ставить себя на место других людей и понимать их чувства. Это снижает вероятность конфликтов, так как подростки начинают больше уважать и учитывать потребности и эмоции окружающих;
- развития социальных навыков и навыков эффективного общения. Подростки с развитыми социальными навыками умеют конструктивно решать конфликты, выражать свои эмоции и потребности без агрессии, а также слушать и понимать других. Это способствует созданию более гармоничных и уважительных отношений;
- развитие мотивации и целеустремленности. Подростки, обладающие внутренней мотивацией, лучше справляются с трудностями и стрессом, что снижает вероятность конфликтов. Они более терпимы и готовы искать компромиссы для достижения своих целей.
К основным методам развития эмоционального интеллекта у младших подростков относят следующие:
- образовательные программы и тренинги: специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, могут включать занятия по самоосознанию, управлению эмоциями, эмпатии и социальным навыкам.
- Практика осознанности (майндфулнесс): упражнения по осознанности помогают подросткам лучше понимать свои эмоции и учиться их контролировать. Это может включать медитацию, дыхательные упражнения и техники релаксации.
- Ролевые игры и моделирование ситуаций: ролевые игры помогают подросткам практиковать навыки общения и управления конфликтами в безопасной среде.
- Обратная связь и поддержка взрослых: родители, педагоги, учителя и наставники могут предоставлять подросткам обратную связь и поддержку, помогая им развивать эмоциональный интеллект. Важно создавать атмосферу доверия и открытости, где подростки могут свободно выражать свои эмоции и получать поддержку.
- Чтение и обсуждение литературы: книги и рассказы, которые затрагивают темы эмоций и межличностных отношений, могут быть полезным инструментом для развития эмоционального интеллекта. Обсуждение прочитанного помогает подросткам лучше понимать эмоции и поведение персонажей, а также применять эти знания в своей жизни.
Эффективные упражнениями для развития эмоционального интеллекта:
- дневник эмоций. Подростки могут вести дневник, в котором записывают свои эмоции и причины их возникновения. Это помогает лучше понимать свои чувства и учиться их контролировать.
- Активное слушание: Упражнения по активному слушанию помогают подросткам развивать навыки эмпатии и понимания других людей. Они учатся внимательно слушать, не перебивая, и задавать уточняющие вопросы.
- Практика благодарности: Подростки могут ежедневно записывать вещи, за которые они благодарны. Это помогает развивать позитивное мышление и улучшать эмоциональное состояние.
- Ролевые игры: Подростки могут разыгрывать различные социальные ситуации, учась выражать свои эмоции и решать конфликты конструктивно.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у младших подростков является действенным методом профилактики конфликтов. Эмоциональный интеллект помогает подросткам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также строить более гармоничные и уважительные отношения с окружающими. С помощью образовательных программ, практики осознанности, ролевых игр и поддержки взрослых подростки могут развивать свои эмоциональные и социальные навыки, что способствует снижению конфликтного поведения и улучшению общего эмоционального благополучия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.