Н.В. Зубова,
г. Челябинск
Развитие эмоциональной устойчивости у
Заикающихся детей младшего школьного возраста
Проблемы психологии эмоций были и остаются предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории (Л.С. Выготский, 1958; Н.В. Витт, 1964; В.К. Вилюнас, 1979; А.Е. Ольшанникова, 1983; Л.Я. Дорфман, 1997).
Много научных работ (Г.М. Бреслав, А.Л. Венгер, П.М. Якобсон, М.Р. Битянова и др.) посвящено эмоциональной сфере ребенка в младшем школьном возрасте, когда у него возникают проблемы аффективного поведения в результате неадекватной оценки ситуации обучения и воспитания в школе, которая, в свою очередь, ведет к дезадаптации ребенка. Среди таких учащихся чаще всего оказываются дети с заиканием.
Заикающиеся школьники испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и обучение, предполагающих коммуникативную активность. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности, тревога переходит в тревожность, и становится неотъемлемой частью личности заикающегося ребенка.
В логопедии значительный вклад в развитие этой проблемы внесли труды Р.Е. Левиной, С.А.Мироновой, Г.В. Чиркиной, О.Е Громовой, С.В.Леоновой и др. В современной логопедии достаточно разработаны способы коррекции заикания, но, к сожалению, в системе социальных институтов недостаточно организована работа по развитию эмоциональной устойчивости заикающихся детей.
В связи с этим нами было организовано и проведено исследование, основной целью которого стало разработать и апробировать содержание работы учителя-логопеда, направленное на развитие эмоциональной устойчивости заикающихся детей младшего школьного возраста.
Реализовать задачи исследования позволили выбранные нами методы исследования: изучение медико-психолого-педагогической документации, логопедическое обследование (Г.В. Чиркина, Т.А. Фотекова, И.А. Поварова), а для изучения уровня эмоциональной устойчивости детей – методики: тест тревожности (Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Уровень эмоционального стресса» (Автор Г.А. Шалимова), методика «Признаки психического напряжения и невротических тенденций (Автор Дерманова), методика «Изучение эмоциональной напряженности» (Автор Г.Ш. Габреева).
В ходе поискового этапа исследования на базе МОУ СОШ №5 г. Челябинска было обследовано 10 детей с заиканием и 5 детей с нормальным речевым развитием. В констатирующей части эксперимента нами было проведено изучение сформированности компонентов речевой деятельности, уровня тревожности, эмоционального стресса, признаков психического напряжения и невротических тенденций, эмоциональной напряженности.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали что у заикающихся школьников слабо развит уровень эмоциональной устойчивости, наблюдается высокий уровень тревожности, выражены признаки психического напряжения и невротических тенденций, дети эмоционально напряжены, склонны к стрессовому состоянию. Также следует отметить, что у детей плохо сформированы компоненты речевой деятельности, особенно такие как моторика, звукопроизношение, состояние фонационного дыхания, самостоятельная, диалогическая речь.
Изученные особенности эмоционального и речевого развития заикающихся детей младшего школьного возраста позволили определить содержание работы по развитию эмоциональной устойчивости.
Мы выделили основные направления и формы коррекционно-развивающей работы логопеда по развитию эмоциональной устойчивости заикающихся детей младшего школьного возраста. Они отражены в таблице № 1.
Таблица №1
Основные направления и формы коррекционно-развивающей работы
Работа с детьми |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
1) Организация специальных игровых занятий, направленных на развитие эмоциональной устойчивости 2) Организация логоритмических занятий 3) Организация перемен |
1) Сотрудничество во время ПМПК 2) Использование педагогами заданий логопеда в физкультминутках 2) Использование педагогом группы продленного дня заданий логопеда во внеурочное время 3) Совместное планирование педагогом и логопедом воспитательных мероприятий 4) Консультации педагогам в рамках методических объединений 5) Семинары |
1) Родительские собрания 2) Совместные мероприятия 3) Консультативные встречи |
В работе с детьми наиболее важным было проведение специальных занятий на развитие эмоциональной устойчивости. Была создана программа, включающая 25 занятий. При разработке занятий мы опирались на методические работы М.И. Чистяковой, А.И. Захарова, Р.В. Овчаровой, Е.А. Пеллингер, О.С. Никольской. Мы включили в содержание занятий упражнения и игры, направленные на снятие напряжения, стресса, развитие произвольной регуляции поведения, развитие правильного дыхания, развитие положительных эмоций, снижение тревожности, обучение осознанию телесных ощущений, повышение групповой сплоченности.
Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в неделю. Длительность цикла — от 3 до 4 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 5 человек. Занятия проводятся в отдельном просторном помещении.
Во время занятий необходимо соблюдать правила говорения. Речь учителя - логопеда и учащихся должна быть плавной. Каждое предложение делим на смысловые части, первый гласный произносить протяжно, свою речь сопровождаем движением пальцев рук и ритмизованным постукиванием.
На занятиях использовались следующие методы:
1.Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
2.Арттерапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.
3. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.
4.Релаксационный метод.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы: логопедическую гимнастику; чистоговорки; пальчиковую гимнастику; упражнения на развитие общей моторики; фонопедические упражнения; песни и стихи, сопровождаемые движениями рук; музыкальные игры; упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; коммуникативные игры и танцы; упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Организация перемен и физкультурных пауз в образовательном процессе имеет большое значение в развитии ребенка, так как в это время происходит расслабление всех групп мышц. Поэтому важным является грамотная организация перемен и физкультурных пауз. Мы использовали на переменах и физкультурных паузах психогимнастику Чистяковой М.И., игры на преодоления страхов Захарова А.И., игры и упражнения на преодоление школьной тревожности Р.В. Овчаровой, подвижные игры, игры, способствующие расслаблению, упражнения на релаксацию и дыхание.
Важной составляющей в организации содержания коррекционно-развивающей работы являлась тесная связь учителя-логопеда с педагогами. Цель этой работы состояла в создании единого коррекционно-развивающего пространства. Мы использовали следующие формы сотрудничества логопеда с педагогами: сотрудничество во время ПМПК, консультации в рамках работы методического объединения, семинары, организация воспитательной работы.
Третьим направлением в нашей работе явилась организация работы с родителями. Эффективность занятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей. Мы использовали такие формы работы с родителями: родительские собрания, совместные мероприятия консультативные встречи.
Результат апробации предложенного нами содержания работы по развитию эмоциональной устойчивости заикающихся детей показал, что имеется выраженная положительная динамика. У учащихся экспериментальной группы удельный вес детей с высоким уровнем снизился с 40% до 10%. А в контрольной группе удельный вес детей с высоким уровнем тревожности повысился на 10% (с 30% до 40%).
Кроме того у детей экспериментальной группы признаки заикания стали менее выражены. Улучшения произошли в развитии таких компонентов как моторика, просодика, улучшилось состояние фонационного дыхания, звукопроизношения, диалогическая речь и самостоятельное рассказывание.
Таким образом, систематическая работа по развитию эмоциональной устойчивости позволяет улучшить эмоциональное состояние детей, уменьшить эмоциональную напряженность и тревожность, положительно влияет на развитие речи учащихся.
Литература:
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебник для вузов [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Академия Смысл, 2004 – 542 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2003. – 154 с.
3. Захаров А. И Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. — СПб.: СОЮЗ, 2000. — 448 с.
4. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. - 224с
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]. — 2-е изд., дораб. / Р.В. Овчарова — М.: «Просвещение», 1996. —352 с.
6. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция: учеб пособие для вузов [Текст] / И.А. Поварова – М.: Речь, 2005. – 274с.
7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности [Текст]: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. — М.: АРКТИ, 2006. — 232 с. (Биб-ка психолога-практика)
8. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.