Развитие финансовой грамотности у младших школьников с ОВЗ на уроках математики в начальной школе
Вальдшмидт Н. В.
Формирование финансовой грамотности на уроках математики является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся в обществе. Эти знания формируются на уроках математики с помощью решения арифметических задач (условия задач приближены к жизненным ситуациям) и работы с настоящими деньгами. При решении таких задач, учащиеся знакомятся со сферами жизни: работа, совершение необходимых для жизни покупок, различными денежными расчётами. Решение этих задач способствует применению полученных знаний при решении практических задач, встречающихся в повседневной жизни.
Перед началом решения задач, детей необходимо познакомить с таким понятием, как деньги. Для учащихся с ОВЗ лучшим вариантом будет работа с реальными деньгами и монетами. Имея для такого случая коробочку с большим количеством монет по 10 коп, 50 коп, 1р., 2 р, 5 р. 10 р. я выдаю детям небольшое количество монет и прошу посчитать сумму. Очень важно выделить этому упражнению достаточное количество времени, так как дети с ЗПР в большинстве случаев будут испытывать трудности в соотношении 1 р -100 коп.
Второй вид упражнений- из большого количества монет в 10 и 50 копеек собрать 1 / 2 /3 рубля.
Задачи для решения на уроке математики:
1)Один блокнот стоит 5 рублей. Сколько потребуется рублей, чтобы купить 3 таких блокнота?
Если ребёнок испытывает сложности при решении подобных задач, целесообразно на начальных этапах использовать иллюстрации условия.
?
2)у Пети 10 рублей. Сколько конфет он может купить, если одна конфета стоит 2 рубля?
Если ребёнок испытывает сложности при решении подобных задач, целесообразно её решать практическим методом (выдать ребёнку 10 рублей монетами по 1 и 2 рубля и отсчитывать) или использовать чертёж.
3) У Маши 12 рублей. Она хочет купить 2 конфеты по 5 р. Сколько останется у Маши после покупки?
При наличии временного ресурса возможна организация игры «Магазин». У педагога на столе лежат различные предметы с обозначенной на них ценой. Дети получают монеты и листочек с заданием. Например «Купи 2 ручки». Ребёнку необходимо выяснить цену за один предмет, отсчитать нужное количество монет без сдачи и отдать её педагогу, взамен получив «покупку». В случае успешного освоения этих действий, можно предложить ребёнку самому побыть продавцом.
Другой вид заданий- цепочка сюжетных текстовых задач. Главные герои таких задач обязательно должны быть известны детям, интерес повысит желание решить проблему героя.
Например:
У Винни-пуха завтра день рождения. Он пригласил на него всех -всех-всех: кролика, пятачка, сову и ослика. Необходимо организовать праздничный стол. Немного почесав в затылке Винни решил, что будет угощать друзей:
- тортом
- пирожными
-соком
- салатом
Но сколько чего брать и сколько за это заплатить? Помоги Винни -Пуху.
1) Одно пирожное стоит 5 рублей. Сколько рублей потратить Винни, если каждому гостю и себе купит по 2 пирожных?
2) Кролик, Винни и поросёнок любят вишнёвый сок, а ослик и сова – яблочный. Каждому нужно по 1 литру сока. Сколько нужно потратить, если Яблочный сок стоит 10 рублей, а вишнёвый 15?
3) Больше всего герои любят салат. Его нужно делать очень много. Посмотри на таблицу и реши, сколько нужно заплатить за каждый продукт и сколько всего нужно потратить на салат?
Продукт |
Цена за 1 кг. |
Нужное количество кг |
морковь |
7 |
1 |
картофель |
6 |
2 |
колбаса |
15 |
2 |
огурец |
10 |
1 |
4) Теперь мы знаем, сколько нужно потратить на каждый пункт из меню. Посчитай, сколько всего необходимо потрать Винни-Пуху на праздник.
5) Ослик заболел. Для того, чтобы продукты не испортились, необходимо вычеркнуть из списка то количество сока и пирожных, которых готовили для Ослика. Вспомни, сколько это. Сколько денег теперь нужно на все продукты.
6) Пятачок отправился за подарком для Винни-пуха в магазин. Посмотри и скажи, что может он купить в подарок, если у него 100 рублей. Какую сдачу он получит?
Рыбка Лошадка зайчик мяч
20 р 120 р 50 р 35 р
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.