«Развитие функциональной грамотности на уроках географии через организацию работы с картой»
Оценка 4.8

«Развитие функциональной грамотности на уроках географии через организацию работы с картой»

Оценка 4.8
docx
география
5 кл—7 кл
17.02.2022
«Развитие функциональной грамотности на уроках географии  через организацию работы с картой»
В статье приведены примеры как можно использовать работу с картой на уроках географии
Герасимова Т.А..docx

«Развитие функциональной грамотности на уроках географии 

через организацию работы с картой»

 

В современном обществе можно отметить возрастание роли картографической грамотности. Современный человек все чаще обращается к картографическим источникам информации, которые зачастую могут заменить и печатные издания, и компьютер.

Важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной и средней школы Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования определено: «Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения».

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии".   

Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией. Сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта.

 В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:

*      объект изучения,

*      средство наглядности,

*      источник знаний,

*      результат исследования.

Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, проявления  у них интереса к предмету и установления связей географии с жизнью, с практикой применения знаний.

Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:

*      формирование картографических знаний;

*      овладение практическими приемами работы с картой;

*      осмысление содержания карты;

*      пространственное представление.

При работе с картой учитель может ориентироваться на три уровня чтения карты.

Первый уровень – это элементарное чтение плана и школьной общегеографической карты, когда учащиеся работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт. Он уясняет свойства объектов по их внешнему виду. Это река Волга, Кавказские горы, мост на реке, населенный пункт.

Второй уровень – к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещение и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.

Третий уровень – включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний, и на этом уровне широко привлекаются полученные географические знания. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека и д.р.

Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Основные приемы: сравнение, описание, наложение.

Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».

По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:

*      познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;

*      оперативные для решения практических задач;

*      конструктивные: разработка и реализация проектов;

*      прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.

*      коммуникативная: знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.

Приемы работы с картой:

Приемы работы с картой  могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.

Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче. Логические и творческие  задания можно задавать как домашнее задание или тренировочного упражнения в классе.

*      Использование общегеографических карт.

 -  «Стороны горизонта» 

 Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.

Пример 2. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена. 

Пример 3. Приведи примеры географических объектов расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии.

*      Использование политических карт.

 - «Найди лишнее» 

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

*      Использование групповой форм работы с географическими картами.

- «Географическая почта»

Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).

- «Ранжированный ряд»

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример 1 . Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких (от высоких к низким): Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские.

Пример 2. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

*       Использование творческих заданий при работе с географическими картами.

 - «Я – капитан»

Пример 1. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.

*      Использование номенклатурных  заданий при работе с географическими картами.

Пример 1. У карты два ученика. Один называет объект, второй показывает.

Пример 2. Перечислите все географические объекты пересекаемые по меридиану 100о з.д

- «Немая карта»

 Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Ученикам  раздаются контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых требуется работа с картами. Приобретенные умения помогают достаточно легко и цельно запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. В результате формирования картографической  грамотности  учащихся  получают возможность успешно подготовится к экзамену по географии, так как задания направлены на умения работать с картой.

По выражению Н.Н. Баранского: «от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается».


 

Развитие функциональной грамотности на уроках географии через организацию работы с картой»

Развитие функциональной грамотности на уроках географии через организацию работы с картой»

По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности: познавательные , которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества; оперативные для решения практических…

По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности: познавательные , которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества; оперативные для решения практических…

Использование номенклатурных заданий при работе с географическими картами

Использование номенклатурных заданий при работе с географическими картами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022