«Развитие функциональной грамотности на уроках географии
через организацию работы с картой»
В современном обществе можно отметить возрастание роли картографической грамотности. Современный человек все чаще обращается к картографическим источникам информации, которые зачастую могут заменить и печатные издания, и компьютер.
Важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной и средней школы Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования определено: «Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения».
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии".
Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией. Сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта.
В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:
объект изучения,
средство наглядности,
источник знаний,
результат исследования.
Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, проявления у них интереса к предмету и установления связей географии с жизнью, с практикой применения знаний.
Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:
формирование картографических знаний;
овладение практическими приемами работы с картой;
осмысление содержания карты;
пространственное представление.
При работе с картой учитель может ориентироваться на три уровня чтения карты.
Первый уровень – это элементарное чтение плана и школьной общегеографической карты, когда учащиеся работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт. Он уясняет свойства объектов по их внешнему виду. Это река Волга, Кавказские горы, мост на реке, населенный пункт.
Второй уровень – к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещение и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
Третий уровень – включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний, и на этом уровне широко привлекаются полученные географические знания. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека и д.р.
Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Основные приемы: сравнение, описание, наложение.
Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».
По мнению К. А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:
познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;
оперативные для решения практических задач;
конструктивные: разработка и реализация проектов;
прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.
коммуникативная: знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
Приемы работы с картой:
Приемы работы с картой могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.
Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче. Логические и творческие задания можно задавать как домашнее задание или тренировочного упражнения в классе.
Использование общегеографических карт.
- «Стороны горизонта»
Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Пример 1. Укажите материки западного и восточного полушария.
Пример 2. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена.
Пример 3. Приведи примеры географических объектов расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии.
Использование политических карт.
- «Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).
Использование групповой форм работы с географическими картами.
- «Географическая почта»
Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).
- «Ранжированный ряд»
Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.
Пример 1 . Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких (от высоких к низким): Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские.
Пример 2. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.
Использование творческих заданий при работе с географическими картами.
- «Я – капитан»
Пример 1. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.
Использование номенклатурных заданий при работе с географическими картами.
Пример 1. У карты два ученика. Один называет объект, второй показывает.
Пример 2. Перечислите все географические объекты пересекаемые по меридиану 100о з.д
- «Немая карта»
Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Ученикам раздаются контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой.
С большим интересом школьники выполняют задания, в которых требуется работа с картами. Приобретенные умения помогают достаточно легко и цельно запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. В результате формирования картографической грамотности учащихся получают возможность успешно подготовится к экзамену по географии, так как задания направлены на умения работать с картой.
По выражению Н.Н. Баранского: «от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.