Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.
Оценка 4.9

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл
22.06.2022
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.
Представлен опыт работы по теме: "Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения" в 1 классе.
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения.doc

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

 

Цель: ознакомление с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения у младших школьников.

Задачи:

1.     Изучить приёмы работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения у младших школьников.

2.     подобрать тренировочные упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения у младших школьников.

 

 

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и перекладывать на собственный опыт.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

 

Чтобы уроки чтения с первого класса развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки на уроках литературного чтения с периода обучения грамоте в системе использую тренировочные упражнения и задания творческого характера. Данные упражнения и задания творческого характера развивают у каждого ребёнка способность владеть словом, понимать и рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной). Задания способствуют развитию функциональной грамотности, активизируют мышление, внимание, память, интерес к результату обучения, обогащают словарный запас, развивают познавательную активность детей, направлены на развитие орфографической зоркости, развивают самостоятельность и инициативу в обучении, формируют сознательный интерес к чтению и русскому языку.

Чтобы работа с книгой не вызывала умственную перегрузку и нежелание читать на уроках провожу специальные тренировочные упражнения.

Упражнения, связанные со зрительным восприятием, направлены на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания у обучающихся зоркости к буквенной стороне слова я провожу тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этого служат буквы, слоги, слова, например:

1)    Какая буква, слог, слово «лишние» в каждой строке?

А

У

Р

О

Ы

ма

ра

ла

ны

са

река

речка

ручей

ручка

ручеёк

 

2)    Прочитай, расставляя логические ударения:

А О У?  А О У?  А О У?

НА НО НУ?  НА НО НУ?  НА НО НУ?

 

3)    Называй по цепочке буквы, повторяя после каждой все предыдущие буквы:

А, А-Н, А-Н-О, А-Н-О-Т и т.д

 

4)    Найди лишний слог, который отличается от других. Объясни свой выбор.

НА МИ ЗУ РО СЫ

 РЁ ВЯ ТИ ШУ ЛЕ

 

5)    Работа со слогами формирует техническую сторону работы с текстом, слоговая таблица позволяет воспроизводить до автоматизма слоги.

 

А

О

У

И

Ы

Е

Ё

Я

Ю

Э

Н

НА

НО

НУ

НИ

НЫ

НЕ

НЁ

НЯ

НЮ

НЭ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТИ

ТЫ

ТЕ

ТЁ

ТЯ

ТЮ

ТЭ

 

 

А

О

У

И

Ы

Е

КВ

КВА

КВО

КВУ

КВИ

КВЫ

КВЕ

КЛ

КЛА

КЛО

КЛУ

КЛИ

КЛЫ

КЛЕ

 

6)     Что общего в словах и чем они различаются?

Мел - мель,  мал - мял,  угол-уголь, плод-плот.

После приобретения детьми навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов перехожу к прочтению трех и более сложных слов.

 

7)    Найди другие слова в большом слове.

Гроза (роза), рогатка (рог), дорога (рога), машина (шина).

 

8)   Прочитай, назови лишнее слово, объяснить почему.

Чашка, ложка, кошка, тарелка.

Кот, собака, корова, лиса.

 

9)   Раздели слово на слоги, определи последний слог и придумай слово, которое начинается с такого же слога.

Ма-ши-на, на-сос, сос-на, на-лим, ли-мон, …

 

10)               Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

- Что делает ткач?

- Кто ткёт ткани?

- Кому ткач ткёт ткани?

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

 

11)                 Следующий вид упражнений на развитие зрительного восприятия, в котором слова записаны сверху вниз и снизу вверх.

 

Упражнения, направленные на совершенствование произношения. Здесь мною проводится работа над дикцией и постановкой дыхания. Упражнения над дикцией включают в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным; чтение чистоговорок, скороговорок; упражнения на узнавание звука по артикуляции (угадай, какой звук я произношу).

1) Артикуляционная гимнастика.

А-а-а-а-а – дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят отрывно звук [а] столько раз, сколько букв написано.

Подобные упражнения можно проводить с любыми гласными звуками.

 

2) Постановка голоса и дыхания.

- Чтение шепотом:

Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.д.

- Чтение с разной интонацией, с постановкой логического ударения:

От топота копыт пыль по полю летит.

 

3)    Упражнения для быстрого чтения слогов.

 

Группа тренировочных упражнений, направленная на понимание прочитанного.

1) Назови группу слов - одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Молоток, клещи, пила, грабли.

 

2) Раздели слова на группы.

Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.

 

3) К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Деревья – клевер, ель, ромашка, кедр, сосна,  одуванчик, яблоня.

 

4) Расшифруй слова.

Гирт (тигр)
елв (лев)
солн (слон)

пигасо (сапоги)
шафк (шкаф)
нуокь (окунь)

5)      Разгадывание ребусов:

ТРА

 

 

6)      Найди предложение, в конце которого надо поставить знак (?). Напиши его.

Весело ребятам

Они играют в прядки

В какую игру играют дети

 

7)      Составь из слов каждой строки предложение. Запиши их.

У, живёт, кот, Ани, Мурзик.

Туча, серая, небо, закрыла.

Клумбе, на, цветы, растут.

8)      Найди начало и конец предложения. Прочитай и запиши текст.

Птицы ищут корм воробей

клюёт  корку хлеба ворона нашла

кусок мяса дятел сел на ель он долбит кору

 

9)      После работы над сказкой, дети её инсценировали. Ролевые постановки часто использую на своих уроках.

 

10)  Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.   

 

11)  Работа с текстом, использование вопросов на понимание содержания текста.

 

А) Найти в стихотворении К.Чуковского «Путаница» информацию: кто кем хотел стать.

Животные

Кем хотели стать?

Котята

 

Утята

 

Свинки

 

Курочки

 

Воробышек

 

Медведь

 

 

Б) Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

Расположить предложения в том порядке, как в тексте происходили события, проверить по тексту.

· Лежит он на крыше и тихонько плачет.

· Вот так обрадовался!

· И вдруг так хорошо получилось:

- Крррррррааааа!

· Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит.

12)   Приём «Синквейн».

Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

В дальнейшем подобную работу продолжу на небольших текстах во 2 классе.

Выполняя тренировочные упражнения, направленные на понимание прочитанного, где первоклассник должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу (определить родовое понятие, систематизировать, обобщить), при этом важнейшим итогом данной работы становится развитие функциональной грамотности первоклассников, устойчивая потребность и способность читать по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Для уроков литературного чтения были подобраны карточки с творческими заданиями, которые призваны развивать интерес к чтению.

Работа по карточкам с заданиями творческого характера сначала проводилась в классе. Детям раздавались карточки, на парту для работы в паре и шло совместное выполнение каждого задания, при этом текст карточки был на экране, на котором пошагово отражалась коллективная работа класса. Особенно это было важно для слабо читающих детей, которые могли визуально и на слух проверить правильность выполнения заданий, при этом ощущали поддержку со стороны хорошо читающих детей, так как в такой работе хорошо читающие ребята могли показать свою эрудицию, смекалку, кругозор и развитость своего словарного запаса.

Затем, когда уже дети освоили алгоритм и характер заданий на последующих занятиях карточки давались, как самостоятельная работа на дом. Например:

 

1.     Найди 10 слов на «Б» и закрась их разными цветами.

 

б

р

о

д

я

г

а

и

б

ь

у

й

ц

б

у

к

е

б

у

н

з

г

б

р

у

с

н

и

к

а

и

з

а

о

я

ч

с

н

в

и

н

х

м

ш

т

ь

б

о

а

й

а

ъ

б

ь

е

ц

у

к

р

к

ц

б

у

м

а

г

а

л

ь

ы

ы

л

к

н

г

з

х

ь

ъ

ф

с

о

в

а

п

р

о

л

д

ж

ч

к

б

о

к

о

в

и

н

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Прочитай, обозначь гласные, раздели слова на слоги, поставь ударение.

 

Болезнь, беспорядок, брод, бородач, батыр,

богатырь, бухгалтер, блузка, безоблачное (небо)

 

3.     «Анаграммы». Переставь буквы, чтобы получить нужное слово. Запиши полученное слово. Поставь ударение, раздели на слоги.

 

СПАНИЕЛЬ   ____________ (Цитрусовый плод)

МОШКАРА ____________ (Жёлто-белый цветок) 

МЕТРИКА __ __ __ __ __ __ __ (Континент)

ОТПОР __ __ __ __ __ (Инструмент)

 

 

4.     Восстанови слова. Впиши пропущенные буквы, чтобы получить нужное слово.

ВО __ (волчья песня)

ВО __ __ (её много в океане)

ВО __ __ __ (чёрная птица)

ВО __ __ __ (искусство пения)

ВО __ __ __ (цунами)

 

 

5.     Впиши пропущенные буквы, чтобы получить нужное слово.

 

__ __ __ __ __ ЕЛЬ  (Вид конфет)

__ __ __ __ ЕЛЬ  (Кровать, готовая для сна)

__ __ ЕЛЬ __ __  (Вкладывается в обувь)

__ __ __ __ __ __ ЕЛЬ  (Огородное растение)

 

 

6.     Разгадай ребусы, напечатай их, поставь ударение, раздели слова на слоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7.     Найди слова, названия овощей, напечатай их и поставь ударение.

 

К

А

П

У

С

Т

А

А

А

М

П

П

Р

У

У

Ы

Ы

С

С

О

Е

А

С

В

Ё

К

Л

А

О

Р

Р

Е

П

А

А

В

У

У

Г

К

Е

Е

П

О

Ы

А

К

О

О

О

Ц

З

О

Г

У

А

Р

Р

Р

В

А

О

Г

У

Р

Е

Ц

Ь

О

Ь

П

О

М

И

Д

О

Р

В

Х

В

Предложенная система заданий творческого характера нацелена на повышение интереса к чтению, на формирование читательских умений, навыков самостоятельной работы, на обогащение словарного запаса, на развитие творческого мышления и воображения.

Таким образом, в процессе формирования функциональной грамотности детей 7 - 8 лет, самое важное – это научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали бы от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Ведь для формирования функциональной грамотности полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.

 

 


Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Чтобы работа с книгой не вызывала умственную перегрузку и нежелание читать на уроках провожу специальные тренировочные упражнения

Чтобы работа с книгой не вызывала умственную перегрузку и нежелание читать на уроках провожу специальные тренировочные упражнения

Прочитай, назови лишнее слово, объяснить почему

Прочитай, назови лишнее слово, объяснить почему

От топота копыт пыль по полю летит

От топота копыт пыль по полю летит

Найди начало и конец предложения

Найди начало и конец предложения

Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах

Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах

Анаграммы». Переставь буквы, чтобы получить нужное слово

Анаграммы». Переставь буквы, чтобы получить нужное слово

Предложенная система заданий творческого характера нацелена на повышение интереса к чтению, на формирование читательских умений, навыков самостоятельной работы, на обогащение словарного запаса, на развитие творческого…

Предложенная система заданий творческого характера нацелена на повышение интереса к чтению, на формирование читательских умений, навыков самостоятельной работы, на обогащение словарного запаса, на развитие творческого…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2022