РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
Главная цель педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться. Ведь ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать информацию в конкретной ситуации.
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность [1].
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину [2].
Как учитель начальных классов, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал по внеурочным занятиям по математике помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума [3].
Мониторинг оценивания качества начального общего образования включает задания, при решении которых учащиеся должны проявить умения мыслить самостоятельно, творчески, нестандартно, критически.
В задания Всероссийской проверочной работы включены различные типы нестандартных задач, в том числе олимпиадные. Анализ результатов ВПР показывает, что с такими заданиями значительная часть учащихся справляется плохо, допускает ошибки.
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет.
Одна из важных задач, которая стоит перед педагогом начальной школы – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие усвоения учебного материала на уроках математики в начальных классах.
В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Свои занятия стараюсь направить на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Включаю разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логические задачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.
В своей работе включаю комбинаторные задачи, которые положительно влияют на развитие младших школьников.
Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).
Учащиеся также знакомятся с новым методом решения задач. На комбинаторных задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.
Для того чтобы добиться активности учащихся на уроке математике, нужно применять приёмы и формы активизации познавательной деятельности. На своих уроках применяю прием смыслового чтения
- пοнимание цели;
- выбοр типа чтения в зависимости от кοммуникативной задачи; - οпределение базовой и вторичной инфοрмации; - фοрмулирοвка прοблемы и οснοвной идеи текста.
Прием «Составление вопросов к задаче»
Прием «Кластер». Учащимся предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или в парах, группах ребята наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Прием «Синквейн» на уроках математики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии.
Прием моделирование. При составлении краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, таблиц.
Прием «Толстые и тонкие вопросы». На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы.
Мною было разработано методическое пособие «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач» для учащихся 1-4 –х классов, рассчитано на 4 года обучения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
Методическое пособие содержит теоретическое обоснование проблемы нестандартных задач как средство развития функциональной грамотности по математике и описание методик обучения младших школьников решению нестандартных математических задач.
Цель методического пособия является оказание практической помощи педагогам в формировании функциональной грамотности по математике через решение нестандартных задач как теоретического, так и практического характера.
Оригинальность и комплексность пособия обеспечена включением теоретических материалов и его практического применения соответствующих методов и приёмов на уроках математики.
Задания в данном пособии расположены по определённой схеме – от простого к сложному. В ответах даются основные математические понятия, необходимые при решении задач по данной теме.
Методическое пособие может быть использовано учителями начальной школы на уроках математики, поможет в организации олимпиад, а также обеспечит подготовку детей на уроках математики к ВПР.
В своей работе активно использую онлайн-платформу UCHI.RU, где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме. Кроме заданий, которые помогают освоить школьную программу, на платформе Учи.ру проходят и олимпиады.
Олимпиадные задания не обычные, они помогают взглянуть на предмет шире и с разных сторон, тренируют внимание, логику, пространственное воображение.
Один из интересных разделов курса — работа с данными. Ребёнок заполняет таблицы, диаграммы, графики, учится использовать их при решении задач, что способствует развитию функциональной грамотности.
Таким образом, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Литература:
1.Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12
2. Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова, О.И.Кравцова; науч.ред.
С.Ф.Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017
3. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.