РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.

Оценка 4.7
Особые потребности
pdf
математика
1 кл—4 кл
24.01.2022
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
Главная цель педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться. Ведь ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать информацию в конкретной ситуации. Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.
Бельчанская_О.Н._Статья_Н.pdf

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.

Главная цель педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться. Ведь ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать информацию в конкретной ситуации.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность [1]. 

Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину [2].

Как учитель начальных классов, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.

Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал по внеурочным занятиям по математике помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума [3].

Мониторинг оценивания качества начального общего образования включает задания, при решении которых учащиеся должны проявить умения мыслить самостоятельно, творчески, нестандартно, критически. 

В задания Всероссийской проверочной работы включены различные типы нестандартных задач, в том числе олимпиадные. Анализ результатов ВПР показывает, что с такими заданиями значительная часть учащихся справляется плохо, допускает ошибки.

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет. 

Одна из важных задач, которая стоит перед педагогом начальной школы – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие усвоения учебного материала на уроках математики в начальных классах.

В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. 

Свои  занятия стараюсь направить  на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Включаю разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логические задачи, логические упражнения, задачи с геометрическим содержанием. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Задания предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах. 

В своей работе включаю комбинаторные задачи, которые положительно влияют на развитие младших школьников. 

Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).

Учащиеся также знакомятся с новым методом решения задач. На комбинаторных задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

Для того чтобы добиться активности учащихся на уроке математике, нужно применять приёмы и формы активизации познавательной деятельности. На своих уроках применяю прием смыслового чтения

-  пοнимание цели;

-  выбοр типа чтения в зависимости от кοммуникативной задачи; - οпределение базовой и вторичной инфοрмации; - фοрмулирοвка  прοблемы и οснοвной идеи текста.

Прием «Составление вопросов к задаче» 

Прием «Кластер». Учащимся предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или в парах, группах ребята наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Прием «Синквейн» на уроках математики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии.

Прием моделирование. При составлении краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, таблиц.

Прием «Толстые и тонкие вопросы». На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы.

Мною было разработано методическое пособие «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач» для учащихся 1-4 –х классов, рассчитано на 4 года обучения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин.

Методическое пособие содержит теоретическое обоснование проблемы нестандартных задач как средство развития функциональной грамотности по математике и описание методик обучения младших школьников решению нестандартных математических задач.

Цель методического пособия является оказание практической помощи педагогам в формировании функциональной грамотности по математике через решение нестандартных задач как теоретического, так и практического характера.

Оригинальность и комплексность пособия обеспечена включением теоретических материалов и его практического применения соответствующих методов и приёмов на уроках математики.

Задания в данном пособии расположены по определённой схеме – от простого к сложному. В ответах даются основные математические понятия, необходимые при решении задач по данной теме.

Методическое пособие может быть использовано учителями начальной школы на уроках математики, поможет в организации олимпиад, а также обеспечит подготовку детей на уроках математики к ВПР.  

В своей работе активно использую онлайн-платформу UCHI.RU, где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме.  Кроме заданий, которые помогают освоить школьную программу, на платформе Учи.ру проходят и олимпиады.

Олимпиадные задания не обычные, они помогают взглянуть на предмет шире и с разных сторон, тренируют внимание, логику, пространственное воображение.

Один из интересных разделов курса — работа с данными. Ребёнок заполняет таблицы, диаграммы, графики, учится использовать их при решении задач, что способствует развитию функциональной грамотности.

Таким образом, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.             Литература:  

    1.Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12

2.                  Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]:учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова, О.И.Кравцова; науч.ред.

С.Ф.Хлебунова.-Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,2017

3.                  Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Одна из важных задач, которая стоит перед педагогом начальной школы – развитие у детей логического мышления

Одна из важных задач, которая стоит перед педагогом начальной школы – развитие у детей логического мышления

Прием «Кластер». Учащимся предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы

Прием «Кластер». Учащимся предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей

Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022