Использование STEАM-технологий в формировании здорового образа жизни младших школьников
Мин Людмила Ивановна
учитель АООП
Костоглодова Марина Олеговна,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Строитель
Яковлевского городского округа»,
e-mail: min-geis@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается связь между физической активностью и развитием креативного мышления обучающихся начальных классов. Именно в этот период ребенок готов и способен всесторонне развиваться. Приведены примеры практических заданий. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах меда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Авторы описывают одну из эффективных технологий, которая вызывает интерес к учебе, повышает учебно-познавательную мотивацию на уроке.
Ключевые слова: STEAM-технология, формирование ЗОЖ, двигательная активность, метапредметная связь.
Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, коммуникативности, двигательной активности, в активизации творческого начала. С появлением гаджетов и удаленной работы, создаются предпосылки для малоактивного образа жизни. Человек, отличающийся двигательной активностью, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу в современной социально-экономической системе в разнообразных формах: предпринимательстве, различных технических изобретениях, создании произведений искусства, а также в отношениях с людьми и государственном управлении.
Во многих выступлениях Президент РФ В.В. Путин подчеркивает: «…здоровый образ жизни должен стать нормой в российском обществе». По словам российского лидера, молодежь сейчас находится в уязвимом положении, под шквалом информационных атак. Поэтому власти должны дать опору молодым людям в виде прочных знаний [3].
Как показывает статистика, патологические изменения органов кровообращения, дыхательных путей и нервной системы в городах в полтора-два раза выше, чем на селе [5].
На сегодняшний день связь между креативностью и физической активностью обнаруживается в том, что физическая активность стимулирует сознание, улучшает работу мышления, творческих способностей и продуктивности человека. В ходе многочисленных исследований было выявлено, что человек, занимающийся регулярной физической активностью, имеет более высокую концентрацию гормона норадреналина, который соответствует бодрствованию и повышенной активности [2].
Проблема развития креативности с начальных классов является очень актуальной. Именно в этот период ребенок готов и способен всесторонне развиваться.
Возраст 7-11 лет характеризуется перестройкой системы взаимоотношений с окружающим миром, сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебную, интенсивным интеллектуальным развитием. Опора на активный, креативный потенциал младшего школьника, активизация творчества, повышают эффективность его деятельности, успешность обучения [1].
Как сделать так, чтобы дети хорошо учились и с удовольствием шли на занятия? Этот вопрос волнует педагогов с древнейших времен. На протяжении всей истории они постоянно подыскивают новые методы, методики, системы преподавания, приближают всех к заветной цели – хорошей успеваемости и качеству знаний. Если мы все еще хотим добиться успешного результата необходимо сохранить огромный потенциал и большой резерв для свежих инноваций в системе образования.
Авторы статьи готовы дать в руки современным младшим школьникам инновационные методы и инструменты получения знаний. Практика показывает, что пока человек сам не захочет научиться чему-либо его ничему нельзя научить. В целях решения определенных образовательных задач необходимо использовать потребность у младших школьников в игре. Это самая свободная, естественная форма двигательной активности. В ней осознается, изучается процесс физического воспитания, развивается креативное мышление, проявляется личное творчество, самопознание, самовыражение ребенка. Двигательная активность младших школьников представляет собой средство развития креативного мышления и формирования личности младшего школьника в целом.
Вызвать интерес к учебе, повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая технология организации учебной деятельности, как STEАM-образование. Оно способствует формированию у младших школьников креативного мышления, коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, и в целом помогает становлению активной личности.
Практическая направленность STEAM создает благоприятные предпосылки и для реализации следующих требований ФГОС НОО: организация активной учебно-познавательной деятельности; участие в социально значимом труде и приобретение практического опыта; формирование способности применять полученные знания на практике, в том числе в социально-проектных ситуациях; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; ориентировка в мире профессий и формирование устойчивых познавательных интересов как основы выбора будущей профессии [4].
STEAM – это пять разных предметных областей, объединенных в одном уроке. Первый компонент (science) – это наука или тот материал, которые обучающихся должны усвоить. Второй (technology) – технология, как алгоритм последовательности действий. Третий (engineering) – инжене́рия. Здесь ученики могут побывать в роли ученого и изобретателя. С помощью материалов по проектированию и моделированию обучающихся создают макеты различных предметов и объектов. Четвертый (art) – искусство. Здесь раскрывается творческий подход учащихся к выполнению заданий. И пятый компонент (maths) – это математика. В ходе учебной деятельности затрагиваются различные величины, количественные отношения, рациональность, работает логика.
STEAM развивает креативное мышление, обучающиеся учатся выстраивать последовательность своих действий на уроке. Большую часть времени они находятся в движении, работая в парах, группах, индивидуально.
На примере урока окружающего мира при изучении темы «Виды транспорта» детям предлагается из трубочек сконструировать один из видов транспорта. Это может быть одна общая модель, либо несколько, в зависимости от ситуации, времени и возможности.
Приглашаем вас на экскурсию на судостроительный завод. Разработку проекта корабля или лодки, как правило, проводят в четыре этапа. В настоящее время в судостроении широко применяют секционный способ постройки корпусов, при котором корпус корабля собирают из секций, заранее изготовленных в цехах.
Обучающиеся расходятся по трем цехам. В каждом есть технологическая карта с опорной схемой корпуса. Бригадам необходимо сконструировать свою секцию лодки, а затем соединить между собой.
По сравнению с традиционной системой школьного образования STEAM-технология ориентирована на проведение экспериментов, конструирование моделей, самостоятельное создание творческих проектов, воплощение идей в реальность. В результате обучающиеся получили продукт своей деятельности, что для них очень важно. Увидели результат своего труда. Данный учебный подход облегчил им процесс совмещения теории с практикой, позволил реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.
Урок по математике «Прямые пересекающиеся и непересекающиеся», 3 класс.
На уроках математики в начальных классах начинается формирование таких геометрических понятий, как точка, прямая, луч и отрезок. Для того чтобы успешно применять полученные знания на практике учащимся предлагается нарисовать на меловой доске параллели в городе, это поможет узнать о том, что вокруг окружает множество параллельных прямых. Можно рассмотреть параллели на глобусе.
5. «Урок по математике «Доли и дроби», 4 класс, УМК «Школа России.
С помощью легокирпичиков обучающиеся знакомятся с дробями, долями, учатся читать и записывать дроби. Они предлагают свои ответы и выстраивают с помощью кирпичиков состав дроби. Аналогично ведется работа с долями.
Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности.
Урок изобразительного искусства «Декоративное рисование панно «Снежинки», 1 класс, УМК «Школа России».
Вся работа строится по типу исследования, в процессе которой обсуждаются вопросы: «Что такое снег?», «Как выглядит снежинка?», «Все ли снежинки одинаковые?» и др.
Обучающимся предлагается решить одну практическую задачу (по принципу игры «Море волнуется раз…» придумать модель, заставить двигаться). Рисуя снежинку, обратить внимание, что каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.
Урок русского языка «Словарные слова», 1 класс, УМК «Школа России.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ребенок мыслит образами.
На уроках русского языка в начальной школе можно придумать образ для буквы в словарном слове. Обучающимся необходимо «оживить» букву и создать её «образ» в конкретном слове. Например, буквы О в слове ЯГОДА превратились в малину. Так не имеющее никакого отношения к ребенку словарное слово наполняется его идеями, закрепляется в памяти его личными яркими ассоциациями.
Технология способствует: развитию интереса к техническим дисциплинам; совершенствованию навыков критического мышления. Обучение происходит через игру. Учащиеся решают нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, является инструментом развития исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Особенностью технологии является применение принципа двигательной активности на уроках. Она способствует повышению творческих способностей, развитию креативного мышления, улучшению памяти и внимательности, что в свою очередь влияет на повышение качества образования.
Литература
1. Белова С.С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – 236 с.
2. Лучшева М.Д., Рыкова Н.Ф. связь между физической активностью и развитием творческого мышления // Вестник науки. 2023. №12 (69).
3. Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации 12 февраля 2024 г.).
4.
Приказ Министерства
просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Статистика здоровья населения, статистический анализ основных показателей: http://works.tarefer.ru/75/100004/index.html
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.