Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа имени Евгения Родионова»
Ростовский район, д. Судино
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Функциональная математическая грамотность»
Подготовила: Мялкина Е.О.,
учитель начальных классов
первой категории.
2023 г
Добрый день, Уважаемые коллеги!
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)
В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать - писать и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны и определяется как одна из приоритетных целей образования.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая, компьютерная, в вопросах семейной жизни, в вопросах здоровья, юридическая.
Проверяются три вида функциональной грамотности:
-ЧИТАТЕЛЬСКАЯ Способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ способность определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
-ЕСТЕСТВЕННО
- НАУЧНАЯ Способность использовать естественнонаучные знания для отбора в
реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут, исследованы и решены с
помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых
для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности имеет свою трактовку, которую Вы видите на экране.
Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО).
Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:
• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);
• сравнение двух чисел (в пределах миллиона);
• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);
• соотнесение между единицами измерения однородных величин.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
1-й компонент математической грамотности:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2-й компонент математической грамотности –
- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3-й компонент математической грамотности –
- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
К инструментам формирования функциональной грамотности школьников относятся такие технологии, как:
1. Технология проектов, где учащиеся учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
2. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.
3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.
На каждом уроке мы используем разные приемы формирования функциональной математической грамотности, например:
1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
2. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
3. Работа над задачей.
4. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
5. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью рисунка.
в) с помощью чертежа.
Ниже представлен ряд работ используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников.
НА СЛАЙДАХ – НЕ ЧИТАТЬ
6. Разбивка текста задачи на значимые части.
7. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
8. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Изменение вопроса задачи.
11. Составление разных выражений к данным задачам
12. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
13. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
14. Использование приема сравнения задач и их решений..
15. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
16. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
17. Закончить решение задачи.
18. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
19. Составление и решение обратных задач.
В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач. Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных с реальной жизнью, особенно в 3-4 классе, когда от ребят требуется применение практических действий. Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни. Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Задачи на формирование математической грамотности младших школьников я применяю на этапах – изучение нового материала, закрепление полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваюсь от раздела и темы урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2-й компонент математической грамотности использую при изучении тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».
При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание, умножение и деление)», я применяю 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить следующие задания для каждой группы свое.
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
Ладошка – общее впечатление
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.