Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Оценка 5

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Оценка 5
docx
27.02.2023
Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Выступление.docx

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа имени Евгения Родионова»

Ростовский район, д. Судино

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете на тему:

 

«Функциональная математическая грамотность»

 

 

 

Подготовила: Мялкина Е.О.,

                                                                                     учитель начальных классов    

                                                                                           первой  категории.

 

 

 

 

 

 

2023 г

Добрый день, Уважаемые коллеги!

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать - писать  и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.

Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны и определяется   как   одна   из    приоритетных   целей образования.

Функционально грамотная личность –    это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. 

Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая,  компьютерная, в вопросах  семейной жизни,  в вопросах здоровья, юридическая.

Проверяются три вида функциональной грамотности:

-ЧИТАТЕЛЬСКАЯ Способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ способность определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные  математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

-ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ Способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут, исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего  мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности имеет свою трактовку, которую Вы видите на экране.

 

Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:

 «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  -использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО).

        Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:

• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);

• сравнение двух чисел (в пределах миллиона);

• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);

• соотнесение между единицами измерения однородных величин.

 

Наша задача сегодня  через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

1-й компонент математической грамотности:

-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне  математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

2-й компонент математической грамотности –

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

3-й компонент математической грамотности –

- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

 

К инструментам формирования функциональной грамотности школьников относятся такие технологии,  как:

1.     Технология  проектов,  где учащиеся учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. 

2.     Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать  находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям,  возможность находить применение уже имеющимся  знаниям и умениям.

3.     Работы с символическим текстом, преобразование  информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

 

На каждом уроке мы используем разные приемы  формирования функциональной математической грамотности, например:

1.     Задания  занимательного характера на развитие  логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.             Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

  

2.     Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

 

3.  Работа над задачей.

4. Решение задач разными способами.

Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

5. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью рисунка.

в) с помощью чертежа.

Ниже представлен ряд работ используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников.

НА СЛАЙДАХ – НЕ ЧИТАТЬ

6. Разбивка текста задачи на значимые части.

7. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

8. Самостоятельное составление задач учениками.

1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;

2) по данному плану ее решения,

3) действиям и ответу;

4) по выражению и т. д.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Изменение вопроса задачи.

11. Составление разных выражений к данным задачам

12. Выбор выражений, которые являются решением задачи.

13. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

14. Использование приема сравнения задач и их решений..

15. Выбор решения из двух предложенных  (верного и неверного).

16. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

17. Закончить решение задачи.

18. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

19. Составление и решение обратных задач.

В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач. Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных с реальной жизнью, особенно в  3-4 классе, когда  от ребят требуется применение практических действий. Материал  для задач можно брать и в окружающей нас жизни. Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Задачи на формирование математической грамотности младших школьников я применяю на этапах – изучение нового материала, закрепление полученных знаний.   Подбирая задания, отталкиваюсь от раздела и темы урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

         2-й компонент математической грамотности использую при изучении тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».

При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание, умножение и деление)»,  я применяю 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).

 

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

 

Уважаемые коллеги, предлагаю  выполнить следующие задания для каждой группы свое.

 

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

 

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

                                                                     

РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было  интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил  информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

Ладошка – общее впечатление

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа имени

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа имени

Добрый день, Уважаемые коллеги !

Добрый день, Уважаемые коллеги !

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности имеет свою трактовку, которую

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности имеет свою трактовку, которую

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов: 1-й компонент математической грамотности: -ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать…

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов: 1-й компонент математической грамотности: -ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать…

На каждом уроке мы используем разные приемы формирования функциональной математической грамотности, например: 1

На каждом уроке мы используем разные приемы формирования функциональной математической грамотности, например: 1

Объяснение готового решения задачи

Объяснение готового решения задачи

Решение геометрических задач, связанных с жизнью»

Решение геометрических задач, связанных с жизнью»

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2023