Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Оценка 5

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Оценка 5
docx
08.01.2020
Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе
Развитие функциональной грамотности в начальной школе. Бажутова С.Г..docx

 «Развитие функциональной грамотности на уроках

 в начальной школе»

       Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным.

      В очередном послании глава нашего государства подчеркнул «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

     Цель среднего образования  заключается в  обеспечении  развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний  в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. Он должен уметь искать и находить информацию и обучаться на протяжении всей своей жизни.

      Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

      Одним их основных направлений образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения

Рассмотрим примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения

Осень в лесу.   И. Соколов-Микитов

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после авгус­товских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголо­вые подосиновики; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых боль­ших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных поля­нах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В по­гожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту.

Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стай­ки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают род­ные болота длинноногие журавли.

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/25/k_58389bc046960/362595_3.png

Приемы критического мышления.

Одним из инновационных методов в формировании функциональной грамотности по чтению является критическое мышление. Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней развития мышления:

«Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме;

Вызов.

·        «Верите ли вы…»

·        «Верные неверные утверждения»

·        «Толстые и тонкие вопросы»

 

 «Осмысление» - ответы на вопросы.

Осмысление

·        «Кластер»

·        «Ромашка вопросов»

 «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал»

Рефлексия

·        «Синквейн»

       Предлагаемая система приемов и заданий будет способствовать эффективному изучению художественного текста на уроках литературного чтения и формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников.

       Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Примеры заданий для развития математической грамотности

Математика - это теоретическая наука, в которой естественный способ изложения является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Математический стиль мышления характеризуется следующими особенностями:

1.     Умение рассуждать

2.     Стремиться находить кратчайший путь решения задачи.

Известный педагог – математик Д.Пойа говорил:

«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».

       В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

     Рассмотрим примеры заданий для развития математической грамотности.

Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин.

       Диаграммы удобны при отображении статистических данных, для изображения связи между двумя и более величинами. Диаграммы могут быть использованы в качестве одного из средств решения некоторых арифметических и алгебраических задач.

      Учащиеся получают представление о том, что диаграмма является не только компактной, но и наглядной формой представления количественной информации. Особенно удобно ее использовать в тех случаях, когда ставится цель сравнить между собой данные характеризующие некоторые явления или процессы. Учащиеся знакомятся со столбчатыми диаграммами, а также их разновидностью линейными диаграммами, круговыми диаграммами.

Давайте рассмотрим задания 4 класса «Применение диаграмм».

В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму:

« Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки».

Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы. Обоснуйте свой ответ.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/25/k_58389bc046960/362595_5.png

Если посмотреть на цифры, то видно, что за год количество посетителей городской библиотеки увеличилось с 507 до 515. Можно ли назвать «резким ростом»? Думаете, что нет. Это и есть правильный ответ.

Умение видеть ложь в манипуляциях цифрами – это важный жизненный навык.

Рост четырех девочек

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/25/k_58389bc046960/362595_6.png

 

Задача на сравнение глубины озер.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/25/k_58389bc046960/362595_7.png

Какие еще задания можно составить?

-назовите глубину каждого озера

-запишите в порядке возрастания глубины озер

-какое самое глубокое

-самое мелкое

-составь задачи на сравнение глубин озер

       Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто. В колонки заносится информация, которую предстоит рассмотреть, сравнить.

 В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.

Команда

Золотые

Серебряные

Бронзовые

«Сириус»

7

8

3

«Орион»

6

4

5

«Заря»

4

6

7

«Весна»

3

2

5

 

1) Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»?

                          

 2) Какая команда заняла 3 место по сумме всех медалей?

 

Для достижения результата на уроках математики необходимо применение различных форм работы:

1.     Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.

2.     Решение задач различными способами.

3.     Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4.     Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5.     Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова на столько больше (меньше), по данному плану решения, по выражению.

1.     Решение задач с недостающими и избыточными данными.

2.     Изменение вопроса задачи.

3.     Объяснение готового решения задачи.

4.     Использование приема сравнения задач.

5.     Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.

6.     Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.

7.     Закончить решение задачи.

8.     Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или восстанови пропущенный вопрос или действие в задаче).

9.     Составление аналогичной задачи с измененными данными.

10. Решение обратных задач.



- Рассмотрим пример формирования математической грамотности

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/25/k_58389bc046960/362595_8.png

В ходе выполнения задания учащиеся должны будут взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них будут формироваться следующие умения допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи.

 

Главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить.  Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.



 

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Развитие функциональной грамотности  на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020