«Развитие функциональной грамотности на уроках
в начальной школе»
Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным.
В очередном послании глава нашего государства подчеркнул «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. Он должен уметь искать и находить информацию и обучаться на протяжении всей своей жизни.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Одним их основных направлений образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения
Рассмотрим примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения
Осень в лесу. И. Соколов-Микитов
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту.
Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
Приемы критического мышления.
Одним из инновационных методов в формировании функциональной грамотности по чтению является критическое мышление. Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней развития мышления:
«Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме;
Вызов.
· «Верите ли вы…»
· «Верные неверные утверждения»
· «Толстые и тонкие вопросы»
«Осмысление» - ответы на вопросы.
Осмысление
· «Кластер»
· «Ромашка вопросов»
«Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал»
Рефлексия
· «Синквейн»
Предлагаемая система приемов и заданий будет способствовать эффективному изучению художественного текста на уроках литературного чтения и формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников.
Современное общество меняет взгляд на содержание математического
образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся
применять полученные в школе знания и умения в жизненных
ситуациях.
Примеры заданий для развития математической грамотности
Математика - это теоретическая наука, в которой естественный способ изложения является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Математический стиль мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Умение рассуждать
2. Стремиться находить кратчайший путь решения задачи.
Известный педагог – математик Д.Пойа говорил:
«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Рассмотрим примеры заданий для развития математической грамотности.
Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин.
Диаграммы удобны при отображении статистических данных, для изображения связи между двумя и более величинами. Диаграммы могут быть использованы в качестве одного из средств решения некоторых арифметических и алгебраических задач.
Учащиеся получают представление о том, что диаграмма является не только компактной, но и наглядной формой представления количественной информации. Особенно удобно ее использовать в тех случаях, когда ставится цель сравнить между собой данные характеризующие некоторые явления или процессы. Учащиеся знакомятся со столбчатыми диаграммами, а также их разновидностью линейными диаграммами, круговыми диаграммами.
Давайте рассмотрим задания 4 класса «Применение диаграмм».
В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму:
« Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки».
Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы. Обоснуйте свой ответ.
Если посмотреть на цифры, то видно, что за год количество посетителей городской библиотеки увеличилось с 507 до 515. Можно ли назвать «резким ростом»? Думаете, что нет. Это и есть правильный ответ.
Умение видеть ложь в манипуляциях цифрами – это важный жизненный навык.
Рост четырех девочек
Задача на сравнение глубины озер.
Какие еще задания можно составить?
-назовите глубину каждого озера
-запишите в порядке возрастания глубины озер
-какое самое глубокое
-самое мелкое
-составь задачи на сравнение глубин озер
Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто. В колонки заносится информация, которую предстоит рассмотреть, сравнить.
В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Команда |
Золотые |
Серебряные |
Бронзовые |
«Сириус» |
7 |
8 |
3 |
«Орион» |
6 |
4 |
5 |
«Заря» |
4 |
6 |
7 |
«Весна» |
3 |
2 |
5 |
1) Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»?
2) Какая команда заняла 3 место по сумме всех медалей?
Для достижения результата на уроках математики необходимо применение различных форм работы:
1. Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова на столько больше (меньше), по данному плану решения, по выражению.
1. Решение задач с недостающими и избыточными данными.
2. Изменение вопроса задачи.
3. Объяснение готового решения задачи.
4. Использование приема сравнения задач.
5. Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.
6. Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
7. Закончить решение задачи.
8. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или восстанови пропущенный вопрос или действие в задаче).
9. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
10. Решение обратных задач.
- Рассмотрим пример формирования математической грамотности
В ходе выполнения задания учащиеся должны будут взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них будут формироваться следующие умения допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи.
Главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.