Развитие функциональной грамотности обучающихся
Великая цель образования – это не знания, а действия
Герберт Спенсер
Термин «грамотность» - это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т. е. способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами). Одновременно было введено понятие «функциональной грамотности» - способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т.д.), т.е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. В международном исследовании PISA (Programme for International Student) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
- решать их, используя математические знания и методы,
- обосновывать принятые решения путем математических суждений,
- анализировать использованные методы решения,
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи. Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность.
Под «читательской грамотностью» понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и осмысление ее.
При измерении читательской грамотности используются все виды текстов:
— «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты;
— «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы);
— «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы;
— «составные тексты», они соединяют несколько текстов, различных не только по содержанию, но и по формату. Безусловно, во всех учебниках, пособиях по подготовке к ВПР и ГИА, независимо от изучаемого предмета, имеются все эти виды учебных текстов.
Читательская грамотность.
1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
— развитие орфоэпических навыков;
— работа по обогащению словарного запаса;
— развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
— развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
— развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
· определять главное и второстепенное в тексте задачи;
· сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;
· уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);
· составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;
· вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;
· развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;
· формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.
. Я работу над чтением текста в 5-6 классах организую с помощью различных дидактических игр, например:
1. В начале урока показываю предметы, рисунки, маленькие тексты , стишки и предлагаю игру «Банк идей », куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и помогает формированию навыков в исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
2. «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?»
В начале урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, опорный конспект) мы возвращаемся к данным утверждениям, и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
3.Практикую приемы технологии смыслового чтения
Статистика проведения ОГЭ и ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают глупые ошибки, неправильно читая условия и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче. Рассмотрим некоторые из них.
№1. Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты. Для станций, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.
Станции |
Весёлая |
Ветреная |
Звёздная |
Птичья |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Цифры |
|
|
|
На рисунке изображена схема метро города N. Станция Ветреная расположена между станциями Центральная и Дальняя. Если ехать по кольцевой линии (она имеет форму окружности), то можно последовательно попасть на станции Центральная, Быстрая, Утренняя, Птичья и Весёлая. Радужная ветка включает в себя станции Быстрая, Смородиновая, Хоккейная и Звёздная. Всего в метрополитене города N есть три станции, от которых тоннель ведёт только в одну сторону — это станции Дальняя, Верхняя и Звёздная. Антон живёт недалеко от станции Надежда.
№ 2 Полина летом отдыхает у дедушки в деревне Ясная. В четверг они собираются съездить на велосипедах в село Майское в магазин. Из деревни Ясная в село Майское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Камышёвка до деревни Хомяково, где нужно повернуть под прямым углом налево на другое шоссе, ведущее в село Майское. Есть и третий маршрут: в деревне Камышёвка можно свернуть на прямую тропинку в село Майское, которая идёт мимо пруда.
Лесная дорожка и тропинка образуют с шоссе прямоугольные треугольники.
Математическая грамотность.
Школьники на этом уровне способны к продвинутому математическому мышлению и рассуждению. Они демонстрируют мастерство символических и формальных математических операций, также могут разработать новые подходы и стратегии в новых нестандартных ситуациях. Школьники на этом уровне могут размышлять о своих действиях, обосновывать свои выводы.
Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. Например: В сарае хозяйка держит куриц, они свободно гуляют по территории участка, на котором построен дом. Она решила огородить огород, чтобы куры не портили посевы. Нужно купить сетку-рябица. 1м сетки стоит 45 рублей. Во сколько обойдется покупка сетки.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
· развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;
· развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;
· формировать умение пространственного воображения;
· формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
· формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;
· формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания
· В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:
· демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;
· уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;
· демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:
· демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;
· уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий.
Типы учебных задач:
· задания, в которых имеются лишние данные;
На практике замечаю, что учащиеся при решении стараются использовать все величины и поэтому часто получают неверный ответ
· задания с противоречивыми данными;
Например:
1. Найти площадь прямоугольного треугольника с катетами 9 см, 40 см и гипотенузой 42 см. (8 класс, тема «Площадь треугольника», автор Л.С. Атанасян Геометрия)
2. В прямоугольнике стороны равны 8,4 см и 3,9 см, а периметр 24,6 см. Найти площадь прямоугольника.
· задания, в которых данных недостаточно для решения;
Например:
1 Маша отдала несколько открыток подруге, после чего у нее осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала Маша подруге?
· многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Очень часто ученики решают очень сложным путем, а всё потому что не могут логически мыслить или видеть несколько ситуаций в условии задачи.
Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.
Типы задач:
· Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.
· Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
· Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
· Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
В своей работе учитель использует много различных приемов и методов подготовки к уроку. Наиболее широкое применение в современной школе получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах
Естественно-научная грамотность
Учащиеся могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественнонаучных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии и использовать знания содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов. Можно рассматривать интеграционные связи, которые могут быть реализованы на уроках математики. Связь с предметами естественнонаучного направления раскрывают практическое применение математических умений. Поэтому естественнонаучную грамотность успешно можно формировать на уроках математики. Считаю, что все это приведет к повышению мотивации к урокам математики и качественному усвоению материала. В основном это задачи с жизненно практическим содержанием расчётного вычисления: стоимости покупок, стоимости проезда, расчёта количества краски, составление меню, вычисление оплаты коммунальных услуг и сохранения природных богатств.
Упражнения и задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности:
1. Учиться находить объем жидкости в разных сосудах (при изучении темы «Объем»)
2. Нахождение периметра и площади класса, коридора, столовой, своей комнаты (при изучении темы «Периметр и площадь прямоугольника»)
3. Проведение исследования «Как влияет масса портфеля на здоровье ученика», выяснив, сколько весит школьный портфель, сколько весит мое тело? (при изучении темы «Единицы массы. Килограмм»)
4. Построение маршрута по заданным направлениям(при изучении темы «Масштаб»)
5. Выяснение, сколько лет историческим местам и памятникам своего края (при изучении темы «Сложение и вычитание многозначных чисел»)
6. Построение диаграмм и графиков, представляя изменения в численности населения, в сокращении или увеличении посевных площадей.
Причём в каждом задании необходимо выдвигать подходящую проблемную ситуацию из реальной жизни, требующей обязательного погружения в реальные ситуации, формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, формировать и функциональную грамотность.
Заключение
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Несмотря на заданную установку на развитие функциональной грамотной личности, педагоги продолжают обучать по традиционной системе, не добавляют новаторство в учебный процесс, потому что ученики начальной школы не владеют в совершенстве навыками смыслового чтения, критического мышления. А с возрастом интерес к чтению пропадает, теряется логическая грамотность. Ребята используют готовые знания и не могут без проблем находить решение в нестандартных ситуациях. Для умственного развития ребенка недостаточно только усилий учителей, необходима помощь родителей. Поэтому главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни. Развитие функциональной грамотности требует достаточно времени, но это даст положительный результат
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.