«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики - это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.
Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу. Что же такое графомоторные навыки?
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. В дошкольном возрасте важно не упустить работу по предварительной подготовке пишущей руки к школе.
Подготовка к письму включает в себя развитие ряда изменений и навыков, развитие ориентировки на листе бумаги, развитие зрительного восприятия и умение координировать движение рук. В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память. Воспитатель учит детей одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.
Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснение воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Только при целенаправленном выполнении упражнений возможно добиться желаемых результатов.
В первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаши, тетрадь. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети сидели прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. Приучая детей правильно держать карандаш, воспитатель показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш (детям предлагается проделывать эти упражнения перед началом работы), а два других пальца только прижимаются к ладони, но не прижимаются.
Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги - уметь определить части листа бумаги и расположение на нем рисунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под).
Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линий ограниченном пространстве например, между линейками; точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Дети учатся писать карандашом простейшие элементы - палочки вертикальные (стоячие), горизонтальные (лежачие) и наклонные, палочки с закруглением вверху и низу, палочки с петлей, овалы и круги; составлять палочки из усвоенных элементов.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами. Воспитатель заранее готовит таблицы для зрительных диктантов (они могут быть выложены на фланелеграфе).
Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем. Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, в более сложном их расположении, а так же в увеличении элементов различно окрашенных.
Система графических упражнений.
С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным вся система графических упражнений делится на этапы.
На первом этапе (5-6 занятий, в зависимости от возникающих затруднений) дети осваивают зарисовку по точкам, а затем зарисовку фигур самостоятельно состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными.
В течение второго этапа обучения (5-6 занятий) осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий , обводка и штриховка фигур косыми линиями.
На третьем этапе закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в заштриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками.
Планирование занятий.
Подбирая материал для занятий воспитатель руководствуется следующим: в каждое занятие включается, во-первых, письмо тех или иных элементов, во-вторых, зрительный или слуховой диктант и, в-третьих, зарисовки, каемочки, чередующиеся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или в зрительный диктант. На более поздних этапах обучения, в занятия могут одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.
Письмо элементов.
На протяжении занятий дети усваивают шесть основных видов элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением, внизу, вверху с двумя закруглениями) и овал. Первые занятия (1-3) при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку.
Зрительный диктант.
На таблице ( или фланелеграфе) изображены три флажка, два из них окрашены в одинаковый цвет и обращены в одну сторону, третий - другого цвета и по-другому расположен Перед показом детей предупреждают, что они должны очень внимательно рассмотреть и запомнить то, что сейчас будет показано. Затем вывешивается таблица. Дети рассматривают ее. В зависимости от навыков воспитатель может направить их внимание на расположение и цвет флажков, но лучше, если дети выполняют задание самостоятельно. Через некоторое время таблицу закрывают по памяти выкладывают флажки из цветных палочек (или полосок), точно воспроизводя их цвет и расположение. По окончании этой работы таблицу вновь открывают и дети проверяю правильность выполнения задания. (Если отдельные дети не справляются с подобными заданиями, с ними надо проводить дополнительную индивидуальную работу). В зависимости от правильности выполнения задания воспитатель может предложить детям закончить строчку или же еще раз дает ограниченное задание.
Слуховой диктант.
Детям предлагается очень внимательно выслушать воспитателя и точно выполнить его задание. Взять восемь зеленых палочек и четыре красные. Из зеленых надо сложить большой квадрат, а из , красных - маленький квадратик. После выполнения задания дети зарисовывают по заранее поставленным в их тетрадях точкам большой и маленький квадраты ( стороны большого квадрата = четырем клеточкам, стороны маленького квадрата = двум клеточкам).
Штриховка: Оба квадрата заштриховывают цветными карандашами. Фигуры заштриховывают движением сверху вниз, слева направо, круг, или овал заштриховывают, не отрывая руки.
Зарисовка каемочки: (1 строчка). В тетрадях у детей написана строчка ( или
палочек сгруппированных по четыре. Воспитатель предлагает детям соединить линиями первую палочку со второй, третью - с четвертой (показ на доске). Получается каемочка из флажков. Дети заштриховывают или раскрашивают флажки.
Письмо наклонных палочек.
Письмо наклонных палочек требует достаточно развитых навыков проведения прямых линий, которые дети получили на первом этапе обучения.
Приступая к письму наклеенных палочек в две клеточки, воспитатель показывает детям, как тщательно и аккуратно надо их проводить из уголка в уголок, (на предыдущем занятии дети выполняли более простые задания - писали короткие наклонные палочки). Для облегчения этого задания в тетрадях детей заранее ставят точки в месте пересечения наклонной палочки со средней линией. Вначале воспитатель предлагает детям писать лишь несколько палочек (5-6). После выполнения этого задания дети внимательно рассматривают свои палочки, оценивают их ставят точки над самыми лучшими палочками, и только после этого детям разрешают продолжать работу.
Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Благодаря такой работе можно решить важные задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук;
1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
2. Подготовить к овладению навыком письма.
Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.