Развитие художественно-эстетических способностей учащихся
Оценка 4.8

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся

Оценка 4.8
docx
22.02.2024
Развитие художественно-эстетических способностей учащихся
Развитие художественно-эстетических способностей.docx

Отдел образования, спорта и туризма

администрации Советского района г. Гомеля

Государственное учреждение образования

«Центр творчества детей и молодёжи Советского района г. Гомеля»

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОЖАНРОВОСТИ И СИНТЕЗА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФОРМ И НАПРАВЛЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ «ПИЛИГРИМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель

 

1. Информационный блок

1.1. Название опыта работы

Развитие художественно-эстетических способностей обучающихся путем использования многожанровости и синтеза танцевальных форм и направлений при формировании репертуара в детском хореографическом коллективе «Пилигрим.

1.2. Актуальность опыта

Искусство, а хореографическое в особенности, занимает важное место среди всего многообразия элементов, составляющих сложную систему воспитания, обучения, развития учащихся в учреждениях общего среднего и дополнительного образования. Именно возможность свободного выбора занятий и собственное творчество вызывают в детях и молодежи эмоциональный подъем, будят творческую фантазию, желание создавать и делиться с миром собственными творческими успехами.

Проблема поиска новых выразительных средств, нового пластического языка остается по-прежнему актуальной. Хореографическое искусство отвечает вкусам и запросам современного общества, тем самым выполняя так называемый социальный заказ. Начало XXI века характеризуется стремительным развитием современной хореографии, клубного, уличного танцев, обогащенных современными ритмами, синтезом движений и их изобретательностью. Огромный интерес к этим видам танца объясняется их доступностью, близостью к темпам и ритмам повседневной жизни, возможностью выразить себя в пластике.

Анализируя тенденции развития современной хореографии, можно отметить многожанровость, синтез танцевальных форм и новых направлений. Важную роль в развитии хореографического коллектива играет его репертуар, композиционное построение номеров. Репертуар - это визитная карточка любого хореографического объединения, именно он является основой образовательного процесса и творческой жизни коллектива.

Целенаправленное перспективное планирование и создание репертуара хореографического коллектива способствует творческому росту как всего коллектива в целом, так и каждого его участника в отдельности. Создание полноценного репертуара требует от педагога профессиональной компетентности, художественного вкуса, творческой фантазии и желания экспериментировать.

1.3. Цель опыта

-       реализация компетентностного подхода при формировании репертуара в детском хореографическом коллективе.

1.4. Задачи опыта

-       использовать различные источники для формирования репертуара детского хореографического коллектива;

-       формировать репертуар детского хореографического коллектива на основе многожанровости и синтеза танцевальных форм и направлений;

-       развивать художественно-эстетические способности учащихся на занятиях хореографии в условиях компетентностного подхода.

1.5. Длительность работы над опытом

-       подготовительный этап (2016/2017 учебный год) – изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы;

-       этап практической реализации (2017/2018 учебный год) – отбор и систематизация наиболее эффективных источников и путей в формировании репертуара хореографического коллектива «Пилигрим», анализ результативности и эффективности их использования;

-       этап обобщения опыта (2018/2019 учебный год) – проведение открытых занятий, представление эффективности использования метода проектов в процессе обучения, на заседании методического объединения педагогов художественной самодеятельности (приложение 1), на педагогическом совете.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Репертуар - это основа творческой деятельности любого художественного коллектива, его творческое лицо, показатель возможностей и

дальнейших перспектив деятельности коллектива.

В основе методологии – понимание танца как главного выразительного средства в художественном поведении детей, когда основным элементом представляются даже не сами движения танца, а тот контекст, в котором они совершаются.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Педагогическое мастерство руководителя коллектива, его умение пользоваться арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к учащимся помогут превратить процесс обучения в интересное увлекательное занятие. С современными детьми нельзя быть руководителем «вчерашних знаний», необходимо интересоваться проблемами учащихся, их интересами и увлечениями, исходя из этого, планировать содержание своей педагогической деятельности. «Старые» и «новые» танцы не только должны жить рядом, но и творчески обогащать, развивать друг друга. Важно идти в ногу со временем, но при этом бережно сохранять наследие народной хореографии и народных танцев.

2.2. Описание сути опыта

Теоретико-методологической основой моего опыта является литература, посвященная истории зарождения, становления и развития самодеятельного хореографического творчества (Н. Каржанский, М. Д. Яницкая, А. А. Жуков, Т. С. Ткаченко, Т. А. Устинова, В. И. Уральская, Т. В. Пуртова, В. М. Захаров, А. Л. Сокольская, Ю. М. Чурко, Б. Н. Соколкин и др.); учебно-методические пособия, статьи, обобщающие опыт работы с детьми по танцу в разные годы, репертуарные сборники, предназначенные непосредственно для детского самодеятельного хореографического творчества (Е. В. Конорова, В. В. Окунева, В. Н. Светинская, В. С. Константиновский, Г. Г. Кореневский, В. П. Ивинг, Е. В. Голикова, Л. Н. Богаткова, Ю. И. Громов, Т. Б. Хазанова-Нарская, М. С. Боголюбская, Т. В. Пуртова и др.); изучение концертных программ, выступлений, видеозаписей конкурсов различного уровня и статуса, материалов научно-практических конференций по разбору конкурсных выступлений; практическая деятельность в течение многих лет как педагога-хореографа и руководителя хореографического коллектива, направленная на поиск наиболее эффективных путей в формировании художественной культуры детей средствами хореографического искусства.

2.2.1. Многожанровость и синтез танцевальных форм и направлений при формировании репертуара.

Многожанровость репертуара, с моей точки зрения, наиболее привлекательная цель, как для педагога, так и для детей, способствующая индивидуализации творчества, обращению к личности ребенка, его внутреннему миру, раскрытию творческих способностей. Многожанровый танцевальный материал, который я использую в учебной работе, позволяет учащимся овладеть особенностями различных танцевальных направлений и течений. Наиболее популярным сегодня является современная и эстрадная хореография, но, в то же время, наметилась положительная динамика в развитии народно-сценического и народно-стилизованного танца. Важное место занимает включение в программу элементов современных танцевальных стилей и направлений: джаз-танца, модерн-танца, элементов хип-хопа, контемп и др.

При создании репертуара я учитываю, прежде всего, содержательность танца, а также возрастные особенности детей. Для каждой возрастной группы учащихся сформирован свой репертуар:

-       для младшего возраста: сюжетные композиции, обращенные к музыкальным образам из современных мультфильмов «Фиксики», «Маша и Медведь» - «Пчелки», «Есть такие девочки», «Маленькая страна», «Музыкальная шкатулка»;

-       для среднего возраста: танцы с элементами хип-хопа - «Маски», «Рэчанька», «Полонез», «Пираты», «Джеймс Бонд», «Сумерки»;

-       для старшего возраста: танцы в стиле джаз-модерн - «Лявониха», «Полонез», «Зависимость», «Танец с тросточками».

Привлекательны для воспитанников не только композиции ансамблевого и массового исполнения (композиция «Notre Dame de Paris», «По военным дорогам», «Сердце Беларуси», «Гуканне вясны» (приложение 2), «Лето взяло в руки краски»), но и соло и дуэт (соло «Зорка Вянера», «Espanyol», дуэт «Белое и черное», «Детство» и др.).

Основными факторами, способствующими созданию разнообразного репертуара нашего коллектива, являются: концертная деятельность (наличие многожанрового репертуара позволяет составлять гибкие концертные программы, принимать участие в сводных концертах, давать сольные концерты); фестивальная и конкурсная деятельность (значительно расширяется география выступлений коллектива, что способствует более близкому знакомству с культурой своей страны, воспитывает в детях ответственность за свое творчество).

Основными источниками в формировании репертуара хореографического коллектива являются: интересы и потребности детей; творческая фантазия хореографа; просмотр и использование видеоматериалов; знакомство с опытом работы и репертуаром профессиональных хореографических коллективов.

В настоящее время, благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий, в репертуаре коллектива актуальным стал стиль «шоу», в котором воспитанников привлекает внешняя красота, импульсивность движений, ритмическая острота и доступность современной музыки, броская эффектность костюмов, оригинальное световое оформление.

Немаловажным в работе над репертуаром является определение названий хореографических композиций. Название призвано привлекать внимание исполнителя и зрителя, пробуждать их фантазию, ассоциативный ряд.

Становится хорошей традицией давать возможность учащимся коллектива исполнять постановки других старших возрастных групп, что имеет большое педагогическое значение: укрепляет взаимоотношения между участниками коллектива и сплачивает их в желании поддержать его авторитет, способствует повышению исполнительского мастерства, формированию собственного «почерка», делает коллектив узнаваемым.

2.2.2. Развитие интереса учащихся к занятиям хореографией с помощью экранных искусств.

Одной из моих задач является мотивация детей к занятиям хореографией. Я предлагаю собственные подходы к решению проблем формирования интереса у современных учащихся - использование материала экранных искусств.

Часто слышим об ограниченности детских досуговых предпочтений: просмотр телепередач, походы в кинотеатры и компьютерные игры. На мой взгляд, это далеко не так, так как часть потребляемых медиатекстов из всего аудиовизуального информационного медиапотока близка к увлечениям ребенка. Конечно, не всегда ребенок, находясь в современных информационных условиях, может правильно сориентироваться в этом потоке всевозможной информации. В этом должны ему помочь родители, педагоги.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость проанализировать кино-, теле- и интернет-потоки на наличие материалов, имеющих художественно-творческий, образовательно-развивающий и культурный потенциал. Этот материал должен отвечать предпочтениям современных детей как уже занимающихся хореографией, так и находящихся в поиске досуговых или профессиональных жизненных ориентаций. Я выбрала самые интересные, с моей точки зрения, материалы, которые можно использовать в работе хореографического коллектива.

Телевидение. Опера и балет, эстрадные концерты и театральные постановки, мюзиклы и оперетты, киноматериал, отражающий хореографическую направленность - великолепный учебный и показательный хореографический материал. Такие фильмы как «Анна Павлова», рассказывающий о жизни выдающейся русской балерины, «Война и мир» режиссера С. Бондарчука или «Карнавал» режиссера Т. Лиозновой, кино- и телемюзиклы «Стиляги», «Мама Мия», «Чикаго» и др.

«Короли танцпола». Авторы этого телепроекта демонстрируют не только состязание молодежных танцевальных коллективов, но и часть подготовительного, организационного и репетиционного процесса, Большинство постановочных танцев - хип-хоп, брейк, электробуги, хаус или ритм-н-бейтс. Но бывают и оригинальные миксы с элементами классической хореографии и акробатических этюдов. Каждый танцевальный коллектив оценивается по критериям оригинальности, индивидуальности и сложности исполняемых танцевальных элементов. Важной частью подобных шоу является привлечение зрителей к участию в аналогичных телепроектах.

«Танцы со звездами». Суть данного телепроекта заключается в том, что в прямом эфире человек, не умеющий танцевать, за определенное количество репетиционного времени под руководством профессионального хореографа-партнера готовит концертное выступление. Ценность данного телематериала в том, что (как и в телепроекте «Короли танцпола») эфирное время включает в себя, помимо итогового, концертного исполнения танцевального произведения, важную часть подготовительного, организационного и репетиционного процесса.

Необходимо также сказать о трансляции чемпионатов по спортивным танцам, демонстрирующей спектр как современных, так и классических техник исполнения танго, вальса, румбы, ча-ча-ча, фокстрота и др. Данный телематериал является ценным для педагога-хореографа и способен не только проиллюстрировать, как грамотно исполнять тот или иной танцевальный прием, но и заинтересовать детей заниматься хореографией.

Кинематография располагает огромным количеством интересных киноматериалов, имеющих ценность с точки зрения образовательно-просветительской, художественно-творческой деятельности хореографического коллектива: «Зимний вечер в Гаграх», «Стиляги», «Все могут танцевать», Танцуй со мной», «Шаг вперед» (Ѕtер uр), «Держи ритм» (Таke the lead), «Братство танца» (Ѕtоmр the yard), «Танцор» (Тhе dancег), «Последний танец» (Last dance); «Танец-вспышка» (Flashdance) и др.

Предложенный к рассмотрению киноматериал используется в работе со средними и старшими возрастными группами учащихся.

Интернет открывает неограниченный доступ к медиаматериалам: танцевальные видеоклипы, теле- и видеоуроки, мастер-классы лучших хореографов мира и многое другое - все, что необходимо, чтобы занятие было не только техничным  презентабельным, но и незабываемо-впечатляющим.

Возможно применение этого материала как в качестве яркой, позитивной рекламы хореографического искусства в молодежных аудиториях, так и в виде учебного, образовательного пособия для начинающих танцоров и хореографов.

2.3. Результативность и эффективность опыта

Многожанровая художественно-творческая деятельность в объединении по интересам «Пилигрим» позволила привлечь детей и взрослых к творчеству и искусству, сделать их активными участниками конкурсов, концертов. Каждый возрастная группа воспитанников коллектива имеет свой репертуар. И в то же время есть много композиций, где участвует разновозрастной состав. Сценические условия диктуют и постановки на небольшое число участников. Это, в свою очередь, повышает требовательность к исполнению, усиливает тенденцию индивидуализации творчества.

Сочетая различные направления хореографического искусства, у коллектива сформирован разнообразный репертуар для зрителей разного возраста. У юных артистов много идей и задумок, которые олицетворяются в каждой новой концертной программе «Лето взяло в руки краски», «Детство», «Танцевальный марафон».

Коллектив принимал участие в конкурсах: районный этап областного конкурса хореографического творчества «Танцевальная карусель», районный этап городского фестиваля искусств «Радуга талантов», конкурс фольклорных коллективов «Шануйце спадчыну сваю». Юные танцоры постоянные участники культурных мероприятий района, города (приложение 3). В настоящее время коллектив работает над проектом «С танцем по жизни».

При формировании репертуара я учитываю принципы (идейно-нравственная значимость, актуальность темы, интерес учащихся к произведению, личные профессиональные возможности, разнообразие видов и жанров) и критерии (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, доступность для понимания и исполнения), руководствуюсь образовательной программой, планом работы в коллективе, который связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива.

Созданная творческая атмосфера в хореографическом коллективе, взаимодействие всех участников (детей, педагога, родителей) способствует объединению детей и взрослых, обеспечивает условия для толерантного общения, диалога и достижения взаимопонимания.

3. Заключение

Анализируя репертуар, тематику танцев, их содержание могу отметить, что музыкальная драматургия часто является основой для хореографической интерпретации, диктуя соответствующую пластику движений. В разное время ставились различные композиции, но со временем многожанровый принцип формирования репертуара проявился со всей очевидностью.

Основой репертуара моего коллектива являются хореографические постановки, которые имеют воспитательное и образовательное направления. Формируя репертуар для каждой возрастной группы детей, необходимо учитывать его воспитательное значение и серьезно подходить к подбору танцев и составлению репертуарного плана.

Многожанровость на современном этапе не только закономерное, но и необходимое качество, позволяющее многогранно раскрыться творческой индивидуальности ребенка, предоставляющее широкие возможности для творческого поиска педагога и создания собственного, оригинального репертуара, который формирует индивидуальный стиль коллектива.

Подбор репертуара требует от руководителя коллектива четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников коллектива и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. При подборе репертуара необходимо учитывать, что каждая группа в коллективе индивидуальна в своем развитии, коллектив разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущими только ему техническими и художественными взаимоотношениями.

Репертуар формируется в основном исходя из уровня подготовленности участников коллектива к восприятию произведений и работе над ними, а также материальных возможностей учреждения. Репертуарный план необходимо выстраивать, учитывая: сроки обучения, возраст и возможности исполнителей; заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале; содержание танца; хореографическую лексику; возможность раскрытия индивидуальностей; актерские и эмоциональные возможности.

 


 

Список литературы

1.     Андреев, В.И. Педагогика творческого коллектива: Инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань: изд-во Казанского университета, 1998. - Книга 2. - 320 с.

2.     Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. - М., 2000.

3.     Батгомер, П. Уроки танца / П. Батгомер. - М., 2004.

4.     Боголюбская, М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания / М. Боголюбская. - М., 1986.

5.     Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание. - І981. - 96с.

6.     Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Л.Н.Буйлова. - М., 2002.

7.     Ваганова, А. Основы классического танца / А. Ваганова. - Л.: Искусство, 1960.

8.     Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. - Л.: Искусство, 1996.

9.     Мосина, Ю.В. Современные подходы к использованию педагогических технологий / Ю.В.Мосина // Педагогический калейдоскоп. – Ярославль. -  1. – 1999.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М, 2000. 

11.  Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие / А.П.Панфилова. - М., 2009. - 192с.

12. Симоненко, Н.Э. Способы активизации творческой деятельности / Самоценность детства и детская культура / Н.Э. Симоненко. – Минск, 2000.

13. Черноярова, Г. Современный эстрадный танец / Г. Черноярова. - Мн., 2001.

14. Современная хореография. Обзор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://obrmos.ru/do_dance_obzor.html. - Дата доступа: 10.10.2018.

15. Современная хореография. Видео. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://welovedance.ru/site/styles/sovremennaya-khoreografiya. - Дата доступа: 10.10.2018.

16. 10 лучших фильмов про танцы: обзор и описание. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vivareit.ru/filmy-pro-tancy-spisok-i-opisanie-luchshih/ - Дата доступа: 10.10.2018.

 


 

Приложение 1.

Принципы подбора репертуара в детском хореографическом коллективе

(Выступление на заседании методического объединения

педагогов художественной самодеятельности)

Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников коллектива и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики.

При подборе репертуара следует учитывать, что каждый коллектив индивидуален в своем развитии, разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущими только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководитель делает постановки.

У каждого коллектива имеется свой профиль, уровень подготовленности участников к восприятию произведений и работе над ними. Каждый руководитель формирует репертуар по-своему, в основном исходя из уровня подготовленности участников к восприятию произведений и работе над ними и материальных возможностей учреждения.

Есть общие принципы при формировании репертуара: идейно-нравственная значимость, актуальность темы, интерес учащихся к произведению, личные профессиональные возможности, разнообразие видов и жанров. Отметим принципы постановочной деятельности в детском хореографическом коллективе: выбор темы и идеи танца; выбор музыкального материала; сюжетная линия; наработка лексики танца; рисунок танца; расставление акцентов; подбор костюма  и реквизита.

При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, доступность для понимания и исполнения.

Репертуар определяется поставленной целью и задачами, образовательной программой, планом работы в коллективе, который связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива.

При подборе постановок необходимо учитывать: сроки обучения, возраст и возможности исполнителей; заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале; содержание танца; хореографическую лексику; возможность раскрытия индивидуальностей; актерские и эмоциональные возможности. Репертуарный план должен включать в себя различные по форме танцы: массовые танцы (от 10 и больше), сольные танцы (1-3 человека), мелкогрупповые (4-8 чел.), смешанные и раздельные по половому признаку.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов. Решение этой задачи связано во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа коллектива. От их качества, идейно-художественного уровня, социально-педагогического потенциала зависит во многом эффективность выполняемых хореографическим коллективом функций.

Соответствие репертуара детского коллектива учебным задачам должно быть заложено в самом принципе построения учебно-творческой работы

Проблему репертуара приходится решать в основном в первый период работы, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции. Хореографические номера должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и эстетических трудностей.

В работе каждого детского танцевального коллектива складываются свои репертуарные традиции, обусловленные рядом факторов (педагогический состав, контингент учащихся, наличие той или иной площадки для выступления), однако в целом можно выделить ряд направлений в работе над детским репертуаром, которые представляются наиболее плодотворными.

Ка правило, основой концертного детского репертуара является народно-сценический танец, так ка он доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы.

В каждом регионе сохраняются сложившиеся местные танцевальные особенности. Бережное отношение  к ним, пропаганда их – одна из важнейших задач самодеятельного творчества.

Сегодня получила широкое распространение стилизованная хореография, в основе которой – современные эстрадные обработки народных песен. У балетмейстеров проявляется интерес к новым формам и выразительным средствам народного танца.

Стилизация народного танца – это его популяризация, возможность вызвать интерес у молодого поколения к истокам народного танца. Необходимо появление композиций, где народная лексика аккуратно и грамотно обогащается современной пластикой.

Классический танец должен использоваться с осторожностью при формировании детского репертуара. Руководителям и педагогам ансамблей необходимо проявлять здесь особый такт и чувство меры.

Классический танец предъявляет ряд жестких требований к исполнению, без соблюдения которых он теряет свою художественную ценность и перестает быть средство эстетического воспитания. Это относится, в первую очередь, к физическим данным исполнителя, а также к качеству его обучения. При этом важны не только правильность выполнения отдельных па и технических приемов, но, главное, точность манеры и стиля исполнения. Поэтому поручать такой репертуар можно лишь учащимся, имеющим соответствующие данные. Большой интерес для детского хореографического коллектива представляет репертуар, созданный на основе историко-бытового танца. Работа над этим материалом ставит перед исполнителями интересные творческие задачи: необходимость постичь особенности, стиль и манеры танца, добиться точной проработки инсценировки, создать образ определенной эпохи, филигранно отточить технику, а также предполагает углубленное проникновение в музыкальный материал различных эпох и стилей. Все это способствует развитию исполнительских способностей, так и общему культурному развитию исполнителей.

Главное условие, которое должно соблюдаться при подборе и формировании материала для детской возрастной группы, - это соответствие уровня художественного и психологического развития учащихся тем творческим задачам, которые ставит перед ними конкретная постановка.

Структура занятия

1. Вступительная часть.

-       Построение в шеренгу. Поклон.

2. Основная часть.

-       Разминка.

-       Классический экзерсис (у станка).

-       Народно-сценический танец (середина).

-       Эстрадный танец (ансамблевая работа).

-       Партерный экзерсис.

3. Заключительная часть.

-       Игры и упражнения на восстановление дыхания.

-       Построение. Поклон.

Классический экзерсис обеспечивает гармоничное формирование тела и осанки, активно исправляет физические недостатки учащихся. Классический танец способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

На занятиях народно-сценического танца дети знакомятся с хореографической культурой разных народов. Здесь мы отрабатываем навыки правильности и чистоты исполнения, устойчивости, развития координации, выразительности поз, музыкальности.

Эстрадный танец позволяет развивать творческую индивидуальность детей, обогащает их внутренний мир, наполняя его новыми красками. Является подготовкой к концертной деятельности.

Занятия партерной гимнастикой воспитывают у учащихся самостоятельность, выносливость, ответственное отношение к занятиям, чувство товарищества и взаимопомощи.

 


 

Приложение 2.

Сцэнар абраду Гуканне вясны

        Дзеючыя асобы:

-       Вядучая 1.

-       Вядучая 2.

-       Вясноўка.

-       Калектыў спевакоў.

-       Калектыў танцораў.

         Дэкарацыі:

         На сцэне веснавое дрэўца з кветачкамі і жаваронкамі. На заднем плане, на фоне кампазіцыі з рушнікоў і саломкі плакат “Гэй, вясна-вясняначка”.

         Рэквізіт:

-       вяночкі;

-       кветачкі;

-       жавароначкі;

-       веснавое дрэўца;

-       рушнікі;

-       вырабы з саломкі;

-       плакат “Гэй, вясна-вясняначка”.

Вядучая 1. Добры дзень, паважаныя глядачы!

Вядучая 2. Добры дзень! Сення мы Вам раскажам i пакажам абрад Гуканне вясны.

Вядучая 1. У старажытнасці гуканне вясны было пачаткам Новага году. Гэтае свята звязана з абуджэннем прыроды, надзеяй чалавека на лепшае жыццё. Святкаванне прыходу вясны выклікала да жыцця розныя магічныя дзеянні, якія суправаджаліся заклікамі, песнямi, гульнямі.

Вядучая 2. Гуканне вясны калісьці было на Беларусі адным з любімых народных свят. Нашы далекія продкі звярталіся ў песнях да чароўнай багіні Лады, а пазней - да Бога.

Вядучая 1. Пачыналі клікаць вясну 1 сакавіка на Аўдакею. Звычайна выходзілі на высокае месца, спявалі гукальныя песні, ды палілі агонь.

Гучыць песня.

Дзве салісткі выходзяць i спяваюць, быццам клікаюць вясну.

Салісткі. Гэй! Вясна!

Гэй! Красна!

Чужыя жонкі дай ткуць кросны,

А я маладзенька спаці радзенька.

Ой, што напрала, той таварышка ўкрала.

Гэй! Вясна!

Гэй! Красна!

Як толькі яны змаўкаюць, пад музыку выходзіць пеўчы калектыў. Спяваюць песню “Жавароначкі, прыляціце” i танцуюць.

1 чалавек (пасля заканчэння песні).

                   Ідзе вясна, ідзе

На залатым кані,

У зялёным саяне,

На баране седзячы,

Сыру зямлю аручы,

А смыкам скародзячы.

2 чалавек. Вязе вясна, вязе

Ясныя дзянёчкі,

Чыстыя дажджочкі,

Зялёныя травы,

Красныя цвяточкі

Нам на вяночкі.

Першая палова ўдзельнікаў.

                   Гэй! Вясна!

Гэй! Красна!

Што ты нам прынесла?

Вясноўка. Я прынесла на зямельку травіцу.

На травіцу - расіцу.

На лясочак - лісточак,

А на дзевачак - вяночак.

Другая палова ўдзельнікаў. Гэй! Вясна! Красна!

А што ты нам прынесла?

Вясноўка. Я вам прынесла

Тры карысці ў радасці.

Шаўковую траву на вясну,

Буйнае жыта на лета,

Ядрыцу-грэчку на восень.

Гучыць музыка Крывы танок”.

Дзяўчаты водзяць танок i спяваюць.

1.     А з крывога танца
Не выведу вянца
.

Ле-люшкі ле-лі, не выведу вянца.

Ле-люшкі ле-лі, не выведу вя… Гу!

2.     А ў Кіяве звоняць,
На рынку гавораць.

Ле-люшкі ле-лі, на рынку гавораць

Ле-люшкі ле-лі, на рынку га Гу!

3.  Гавораць, гавораць

Пра дзявочу красу.

Ле-люшкі ле-лі, пра дзявочу красу .

Ле-люшкі ле-лі, пра дзявочу кра Гу!

4.     А дзявоча краса

Па сто рублеў каса.

Ле-люшкі ле-лі, па сто рублеў каса.

Ле-люшкі ле-лі, па сто рублеў ка Гу!

5.     Па сто рублеў каса

Па тысячы сама.

Ле-люшкі ле-лі, па тысячы сама

Ле-люшкі ле-лі, па тысячы са Гу!

6.     Гавораць, гавораць

Пра хлапечу красу.

Ле-люшкі ле-лі, пра хлапечу красу .

Ле-люшкі ле-лі, пра хлапечу кра Гу!

7.     А хлапеча краса

Па рэшату аўса.

Ле-люшкі ле-лі, па рэшату аўса.

Ле-люшкі ле-лі, па рэшату аўса … Гу!

8.     Па шапцы-магерцы

Па красівай дзеўцы.

Ле-люшкі ле-лі, па красівай дзеўцы

Ле-люшкі ле-лі, па красівай дзе Гу!

         Вядучая 1. А давайце ў Грушку гуляць!

         Усе. Давайце!

Удзельнікі становяцца вакол Вясноўкі, якая выконвае роль Грушкі, спяваюць гульнёвую песню.

1.    А мы грушку пасадзілі.

А я маладзенька топ-топ-топ,

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

2.    А ўжо грушка прымаецца.

А я маладзенька топ-топ-топ,

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

3.    А ўжо грушка расце, расце.

А я маладзенька топ-топ-топ,

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

4.    А ўжо грушка цвіцець, цвіцець.

А я маладзенька топ-топ-топ,

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

5.    А ўжо грушку пара есці.

А я маладзенька топ-топ-топ,

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

Па заканчэнні гульні Вясноўка выбягае з кола.

         Вядучая 2. Хопіць дзеўкі вам гуляць,

Лепей будзем песні пець ды танцаваць!

Вакальны ансамбль спявае беларускую песню А на гары мельніца”.

1.     А на гары мельніца.

Ой, вер-вер-вер,

Герцам, перцам,лупцам,дубцам меніцца

2.     А у мельніка дзве дачкі.

Ой, вер-вер-вер,

Герцам, перцам,лупцам,дубцам меніцца

3.     Адна выйшла за Івана,

А другая за Сцяпана.

Ой, вер-вер-вер,

Герцам, перцам,лупцам,дубцам меніцца

4.  За Іванам гаруе,

За Сцяпанам гуляе.

Ой, вер-вер-вер,

Герцам, перцам, лупцам, дубцам меніцца.

Усе спяваюць, танцуюць, весяляцца.

         Вядучая 1.

Шуміць, гудзе, вясна ідзе!

Шчасце i радасць людзям нясе!

Гучыць песня “Ружа кветка".

Ансамбль спявае, а другая палова калектыва танцуе.

1.     Як сарву я ружы кветку,

Дай пушчу на воду.

Плыві, плыві ружы кветка

Да самага роду.

2.   Плыла, плыла ружы кветка,

Ды стала круціцца.
Выйшла ма
ці ваду браці,

Ды стала дзівіцца.

3.   Што ж ты тая ружы кветка

На вадзе завяла.

Ды надоўга ружы кветка

На вадзе ляжала.

4.   Ой, пій, маці, ту вадзіцу

Што я нанасіла!

Любі, маці, таго хлопца,

Што я палюбіла.

         Вядучая 2. Вось закончылася наша свята. Дзякуй за ўвагу.

Усе кланяюцца i разыходзяцца.

 

 

 

 


 

Приложение 3.

 

      

 

 

 

  

  

   

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Информационный блок 1.1. Название опыта работы

Информационный блок 1.1. Название опыта работы

Создание полноценного репертуара требует от педагога профессиональной компетентности, художественного вкуса, творческой фантазии и желания экспериментировать

Создание полноценного репертуара требует от педагога профессиональной компетентности, художественного вкуса, творческой фантазии и желания экспериментировать

В основе методологии – понимание танца как главного выразительного средства в художественном поведении детей, когда основным элементом представляются даже не сами движения танца, а тот…

В основе методологии – понимание танца как главного выразительного средства в художественном поведении детей, когда основным элементом представляются даже не сами движения танца, а тот…

Многожанровость и синтез танцевальных форм и направлений при формировании репертуара

Многожанровость и синтез танцевальных форм и направлений при формировании репертуара

Привлекательны для воспитанников не только композиции ансамблевого и массового исполнения (композиция «Notre

Привлекательны для воспитанников не только композиции ансамблевого и массового исполнения (композиция «Notre

Развитие интереса учащихся к занятиям хореографией с помощью экранных искусств

Развитие интереса учащихся к занятиям хореографией с помощью экранных искусств

Большинство постановочных танцев - хип-хоп, брейк, электробуги, хаус или ритм-н-бейтс

Большинство постановочных танцев - хип-хоп, брейк, электробуги, хаус или ритм-н-бейтс

Интернет открывает неограниченный доступ к медиаматериалам: танцевальные видеоклипы, теле- и видеоуроки, мастер-классы лучших хореографов мира и многое другое - все, что необходимо, чтобы занятие было…

Интернет открывает неограниченный доступ к медиаматериалам: танцевальные видеоклипы, теле- и видеоуроки, мастер-классы лучших хореографов мира и многое другое - все, что необходимо, чтобы занятие было…

Созданная творческая атмосфера в хореографическом коллективе, взаимодействие всех участников (детей, педагога, родителей) способствует объединению детей и взрослых, обеспечивает условия для толерантного общения, диалога и достижения…

Созданная творческая атмосфера в хореографическом коллективе, взаимодействие всех участников (детей, педагога, родителей) способствует объединению детей и взрослых, обеспечивает условия для толерантного общения, диалога и достижения…

При подборе репертуара необходимо учитывать, что каждая группа в коллективе индивидуальна в своем развитии, коллектив разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущими только ему…

При подборе репертуара необходимо учитывать, что каждая группа в коллективе индивидуальна в своем развитии, коллектив разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущими только ему…

Список литературы 1. Андреев,

Список литературы 1. Андреев,

Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vivareit

Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vivareit

Приложение 1. Принципы подбора репертуара в детском хореографическом коллективе (Выступление на заседании методического объединения педагогов художественной самодеятельности)

Приложение 1. Принципы подбора репертуара в детском хореографическом коллективе (Выступление на заседании методического объединения педагогов художественной самодеятельности)

При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, доступность для понимания и исполнения

При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, доступность для понимания и исполнения

Ка правило, основой концертного детского репертуара является народно-сценический танец, так ка он доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности…

Ка правило, основой концертного детского репертуара является народно-сценический танец, так ка он доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности…

Все это способствует развитию исполнительских способностей, так и общему культурному развитию исполнителей

Все это способствует развитию исполнительских способностей, так и общему культурному развитию исполнителей

Эстрадный танец позволяет развивать творческую индивидуальность детей, обогащает их внутренний мир, наполняя его новыми красками

Эстрадный танец позволяет развивать творческую индивидуальность детей, обогащает их внутренний мир, наполняя его новыми красками

Приложение 2. Сцэнар абраду “

Приложение 2. Сцэнар абраду “

Вядучая 1. Пачына лі кл ікаць вясну 1 с акав іка на

Вядучая 1. Пачына лі кл ікаць вясну 1 с акав іка на

На трав іц у - рас іц у. На лясочак - л і сточак,

На трав іц у - рас іц у. На лясочак - л і сточак,

Ле-люшкі ле-лі, п а тысячы са …

Ле-люшкі ле-лі, п а тысячы са …

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

А я маладзенька хлоп-хлоп-хлоп!

Ды стала круц іц ца . Выйшла ма ці ваду бра ці,

Ды стала круц іц ца . Выйшла ма ці ваду бра ці,

Приложение 3.

Приложение 3.

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2024