Развитие и коррекция речи у детей с ОВЗ через использование «логосказок» в работе логопеда
Оценка 4.6

Развитие и коррекция речи у детей с ОВЗ через использование «логосказок» в работе логопеда

Оценка 4.6
docx
13.06.2024
Развитие и коррекция речи у детей с ОВЗ через использование «логосказок» в работе логопеда
Логосказки.docx

Тема по самообразованию: «Развитие и коррекция речи у детей с ОВЗ через использование «логосказок» в работе логопеда» («Логосказки как метод коррекции речи»)

 

Цель профессионального развития:

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня профессионального мастерства, путём внедрения инновационной технологии в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

- Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.

- Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

- Обогатить предметно-развивающую речевую среду в группе.

Прогнозируемый результат:

• Развитие профессиональной компетенции педагога:

• Общекультурная компетенция: компетенция личностного самосовершенствования : потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию.

• Познавательно-творческая компетенция: развитость творческих способностей; • способность самостоятельно приобретать новые знания через курсовую подготовку, семинарские занятия, выступления на заседаниях МО и другие мероприятия

• Ценностно-смысловая ориентация личности: потребность и способность самореализации через разработку технологических карт образовательной деятельности, проектов, положений и др. построение профессиональной деятельности.

• Коммуникативная компетенция: владение технологиями устного и письменного общения.

• Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, обрабатывать необходимую информацию, работать в разных программах.

• Социально-трудовая компетенция: способность взять на себя ответственность

• Профессиональная компетенция педагога: активная жизненная позиция, профессиональные знания и умения, способность делать материал доступным, профессиональные личностные качества: педагогический такт, эрудиция, общая культура, развитие различных творческих умений.

Форма отчета по проделанной работе:

• Выступление на заседаниях МДОУ, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, публикации в СМИ, сценариев мероприятий с применением современных технологий;

• Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, и др., обобщение опыта по исследуемой теме.

Актуальность и перспективность опыта, его значение для воспитательно-образовательного процесса.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Воспитателю нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей мы видим множество речевых проблем

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

- Бедность речи.

- Употребление нелитературных слов и предложений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и. т. д.

- Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование логопедических сказок.

Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Исследователями (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане.

Деятельность в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи).

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.

Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.

Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:

- систематичности и последовательности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- учета структуры дефекта.

А также учитываются:

- заинтересованность;

- положительно - эмоциональный настрой;

- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.

Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная

Направления самообразования :

Основные направления Действия и мероприятия

Профессиональное Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы и сроки реализации плана повышения

профессионального уровня

План будет реализован в 2018-2023 годы в четыре этапа.

Сроки реализации плана : с 3 сентября 2018 года по 31 августа 2023 года

Этапы Цели Сроки реализации Практическая деятельность

I этап.

Организационно-

подготовительный Цель: создание организующей основы для реализации плана повышения профессионального уровня сентябрь 2018 г. –

август 2019 г. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

II этап.

Практический Цель: разработка методической основы для реализации плана повышения профессионального уровня. сентябрь 2019 г. –

август 2021 г.

III этап.

Презентативный Цель: обеспечение результативной работы по реализации плана повышения профессионального уровня. сентябрь 2021 г. –

апрель 2023 г.

IV этап.

Заключительный

(итоговый) этап Цель: оценка эффективности реализации плана повышения профессионального мастерства. май 2023 г. –

сентябрь 2023 г.

Диагностика детей с нарушениями речи.

Диагностика детей проводилась следующим образом:

1. Заполнение мониторинга в начале учебного года, анализ мониторинга в середине и в конце учебного года.

2. Методика по обследованию речи ребенка

I серия заданий (словарь и грамматика).

Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Скажи, что такое кукла?

1. Ребенок дает определение (кукла-это игрушка, с куклой играют)

2. Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит)

3. Не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

1. Ребенок называет более четырех слов;

2. Называет более двух вещей;

3. Показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

1. Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2. Дает только глаголы-побегай, помаши;

3. Дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1. Ребенок называет слово посуда;

2. Перечисляет отдельные предметы посуды;

3. Называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

1. Ребенок называет более четырех предметов;

2. Называет два предмета;

3. Называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу, сахар (в сахарницу, масло (в масленку, соль (в солонку?

1. Правильно отвечает на все вопросы;

2. Ответил на три вопроса;

3. Выполнил только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды«Чем отличаются эти предметы?»(показать картинку с разной посудой)

1. Называет по цвету (или форме и величине)

2. Перечисляет отдельные признаки (эта чашка-зеленая, эта-красная, эта-высокая);

3. Называет одно отличие.

8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный-это стакан или ваза? Металлическая, блестящая-это вилка или нож? Глиняное, расписное-это блюдо или тарелка?

1. Выполняет все задания;

2. Выполняет два задания;

3. Выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери)слово. Одна тарелка глубокая, а другая (мелкая); один стакан высокий, а другой (низкий); эта чашка чистая, а эта (грязная).

1. Правильно подобрал все слова;

2. Выполнил два задания;

3. Выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

1. Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2. Называет две ручки (у кастрюли, сковородки);

3. Показывает ручку у чашки.

II серия заданий (звуковая культура речи).

Проверка звукопроизношения. Отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.

1. Ребенок произносит все звуки;

2. Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;

3. Не произносит ни сонорные, ни шипящие.

2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:

1. Ребенок произносит текст отчетливо;

2. Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

3. Имеет серьезные недостатки в произнесении текста.

3. Воспитатель спрашивает«Все ли звуки ты произносишь правильно?»

1. Ребенок произносит все звуки и осознает это;

2. Не произносит некоторые звуки, но осознает это;

3. Не произносит и не осознает.

III серия заданий (развитие связной речи).

Выявляется умение описывать предмет (картинку, игрушку, составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1. Ребенок самостоятельно описывает игрушку : это кукла; она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2. Рассказывает по вопросам педагога;

3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1. Ребенок описывает: это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2. Перечисляет признаки (красный, резиновый)

3. Называет отдельные слова

3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1. Ребенок составляет описание (рассказ);

2. Перечисляет качества и действия;

3. Называет 2-3 слова.

4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем«как я играю»«Моя семья»«Мои друзья»

1. Составляет рассказ самостоятельно;

2. Рассказывает с помощью взрослого;

3. Отвечает на вопросы односложно.

5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствует №2- 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла-это высокий уровень. Если 2/3ответов оцениваются в 2 балла-это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу-это средний (или ниже среднего) уровень.

В ходе выше приведенной диагностики мною были выявлены следующие результаты речевого развития детей:

Только у 34% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 9 % детей.

В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «Логосказки- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Раздел

плана Срок Содержание работы Практические выходы

2018 – 2019учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Выбор и определение темы самообразования.

Планирование работы по теме самообразования.

Ознакомление с передовым опытом. Составление плана работы. Подбор методического оснащения.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Декабрь,

Март

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

Консультации письменные, устные.

Логопедическая тропинка «Ветерок».

Буклет«Веселый язычок».

Памятка«Благоприятная атмосфера дома»

Январь-

Май

Подбор и систематизация тематических занятий в течение всех периодов обучения. Разработка конспектов занятий.

Отчёт по теме самообразования за год.

Логосказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке.

Логосказа «Жила-была Бяка"

Занятия«Колобок»«Как цыплёнок Цып учился считать».

Отчё т«Логосказки как метод коррекции речи»

Источники самообразования

- Курсы повышения квалификации.

- Семинары и конференции.

- Газеты, журналы.

- Видео, аудио информация на различных носителях.

- Мероприятия по обмену опытом.

- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

Литература

1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике– Ростов н / Д : Феникс 2006.

4.«Логопед»научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

6. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С. 52-54

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

2019 – 2020 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме Сентябрь-Май

Изучение литературы по теме, изучение интернет-ресурса, просмотр вебинаров по теме. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. Подбор методического оснащения. Подобрать цикл логосказок на коррекцию речевого развития дошкольников.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Сентябрь Мониторинг.

Составление плана работы. Работа с родителями. Диагностика детей. Внесение результатов в мониторинг.

Индивидуальные беседы с родителями по выявленным нарушениям у детей.

Октябрь Знакомство детей с логосказками.

Консультации для педагогов «В гостях у сказки», коллажи из сказок, сказка от считалки, сказки от загадок, сказки по смешным образам и т. д.

Консультация для педагогов «Логосказки как метод коррекции речи»

Ноябрь Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ«Логосказки – метод коррекции речи дошкольников»

Работа с родителями.

Ознакомление родителей«Что такое логосказка Мастер класс«логосказки в коррекционной работе»

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями

Консультация«Логосказки – это…

Декабрь - Май Проведение групповой работы с детьми с использованием логосказок. Работа в парах, «Мозговой штурм»«Охота за сокровищами», игра «Продолжи».

Апрель Проведение открытого мероприятия с детьми. Проведение консультации для родителей на тему«Логосказки как метод коррекции речи».

Май Отчёт по теме самообразования за год. Презентациия о проделанной работе на педагогическом совете.

Источники самообразования

- Курсы повышения квалификации.

- Семинары и конференции.

- Газеты, журналы.

- Видео, аудио информация на различных носителях.

- Мероприятия по обмену опытом.

- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

Литература:

1. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С. 54-59.

2. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

4. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

5. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С. 16-22.

6. Чернякова В. Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.

7. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки – СПб. : КАРО,2001. – 128 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема по самообразованию: «Развитие и коррекция речи у детей с

Тема по самообразованию: «Развитие и коррекция речи у детей с

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим

Перечисляет отдельные предметы посуды; 3

Перечисляет отдельные предметы посуды; 3

В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «

В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «

Курсы повышения квалификации. -

Курсы повышения квалификации. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024