Тема по самообразованию: «Развитие и коррекция речи у детей с ОВЗ через использование «логосказок» в работе логопеда» («Логосказки как метод коррекции речи»)
Цель профессионального развития:
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня профессионального мастерства, путём внедрения инновационной технологии в процессе обучения и воспитания.
Задачи:
- Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
- Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
- Обогатить предметно-развивающую речевую среду в группе.
Прогнозируемый результат:
• Развитие профессиональной компетенции педагога:
• Общекультурная компетенция: компетенция личностного самосовершенствования : потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию.
• Познавательно-творческая компетенция: развитость творческих способностей; • способность самостоятельно приобретать новые знания через курсовую подготовку, семинарские занятия, выступления на заседаниях МО и другие мероприятия
• Ценностно-смысловая ориентация личности: потребность и способность самореализации через разработку технологических карт образовательной деятельности, проектов, положений и др. построение профессиональной деятельности.
• Коммуникативная компетенция: владение технологиями устного и письменного общения.
• Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, обрабатывать необходимую информацию, работать в разных программах.
• Социально-трудовая компетенция: способность взять на себя ответственность
• Профессиональная компетенция педагога: активная жизненная позиция, профессиональные знания и умения, способность делать материал доступным, профессиональные личностные качества: педагогический такт, эрудиция, общая культура, развитие различных творческих умений.
Форма отчета по проделанной работе:
• Выступление на заседаниях МДОУ, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, публикации в СМИ, сценариев мероприятий с применением современных технологий;
• Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, и др., обобщение опыта по исследуемой теме.
Актуальность и перспективность опыта, его значение для воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Особую сложность представляет развитие связной речи, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Воспитателю нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.
У детей мы видим множество речевых проблем
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи.
- Употребление нелитературных слов и предложений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и. т. д.
- Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование логопедических сказок.
Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Исследователями (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане.
Деятельность в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи).
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно - эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная
Направления самообразования :
Основные направления Действия и мероприятия
Профессиональное Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.
Повышать квалификацию на курсах для педагогов.
Методическое Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.
Информационно-технологические технологии Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).
Охрана здоровья. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.
Этапы и сроки реализации плана повышения
профессионального уровня
План будет реализован в 2018-2023 годы в четыре этапа.
Сроки реализации плана : с 3 сентября 2018 года по 31 августа 2023 года
Этапы Цели Сроки реализации Практическая деятельность
I этап.
Организационно-
подготовительный Цель: создание организующей основы для реализации плана повышения профессионального уровня сентябрь 2018 г. –
август 2019 г. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Изучение периодической печати.
Посещение библиотек.
Знакомство с работами других педагогов.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
II этап.
Практический Цель: разработка методической основы для реализации плана повышения профессионального уровня. сентябрь 2019 г. –
август 2021 г.
III этап.
Презентативный Цель: обеспечение результативной работы по реализации плана повышения профессионального уровня. сентябрь 2021 г. –
апрель 2023 г.
IV этап.
Заключительный
(итоговый) этап Цель: оценка эффективности реализации плана повышения профессионального мастерства. май 2023 г. –
сентябрь 2023 г.
Диагностика детей с нарушениями речи.
Диагностика детей проводилась следующим образом:
1. Заполнение мониторинга в начале учебного года, анализ мониторинга в середине и в конце учебного года.
2. Методика по обследованию речи ребенка
I серия заданий (словарь и грамматика).
Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Скажи, что такое кукла?
1. Ребенок дает определение (кукла-это игрушка, с куклой играют)
2. Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит)
3. Не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2. Какая на кукле одежда?
1. Ребенок называет более четырех слов;
2. Называет более двух вещей;
3. Показывает, не называя.
3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
1. Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
2. Дает только глаголы-побегай, помаши;
3. Дает неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
1. Ребенок называет слово посуда;
2. Перечисляет отдельные предметы посуды;
3. Называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь?
1. Ребенок называет более четырех предметов;
2. Называет два предмета;
3. Называет один предмет.
6. Куда кладут хлеб (в хлебницу, сахар (в сахарницу, масло (в масленку, соль (в солонку?
1. Правильно отвечает на все вопросы;
2. Ответил на три вопроса;
3. Выполнил только одно задание.
7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?»(показать картинку с разной посудой)
1. Называет по цвету (или форме и величине)
2. Перечисляет отдельные признаки (эта чашка-зеленая, эта-красная, эта-высокая);
3. Называет одно отличие.
8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный-это стакан или ваза? Металлическая, блестящая-это вилка или нож? Глиняное, расписное-это блюдо или тарелка?
1. Выполняет все задания;
2. Выполняет два задания;
3. Выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери)слово. Одна тарелка глубокая, а другая (мелкая); один стакан высокий, а другой (низкий); эта чашка чистая, а эта (грязная).
1. Правильно подобрал все слова;
2. Выполнил два задания;
3. Выполнил одно задание.
10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
1. Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
2. Называет две ручки (у кастрюли, сковородки);
3. Показывает ручку у чашки.
II серия заданий (звуковая культура речи).
Проверка звукопроизношения. Отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
1. Ребенок произносит все звуки;
2. Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
3. Не произносит ни сонорные, ни шипящие.
2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
1. Ребенок произносит текст отчетливо;
2. Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
3. Имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
1. Ребенок произносит все звуки и осознает это;
2. Не произносит некоторые звуки, но осознает это;
3. Не произносит и не осознает.
III серия заданий (развитие связной речи).
Выявляется умение описывать предмет (картинку, игрушку, составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1. Ребенок самостоятельно описывает игрушку : это кукла; она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2. Рассказывает по вопросам педагога;
3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1. Ребенок описывает: это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
2. Перечисляет признаки (красный, резиновый)
3. Называет отдельные слова
3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1. Ребенок составляет описание (рассказ);
2. Перечисляет качества и действия;
3. Называет 2-3 слова.
4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «как я играю», «Моя семья», «Мои друзья»
1. Составляет рассказ самостоятельно;
2. Рассказывает с помощью взрослого;
3. Отвечает на вопросы односложно.
5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
1)Ребенок пересказывает самостоятельно;
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;
3) говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствует №2- 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла-это высокий уровень. Если 2/3ответов оцениваются в 2 балла-это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу-это средний (или ниже среднего) уровень.
В ходе выше приведенной диагностики мною были выявлены следующие результаты речевого развития детей:
Только у 34% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 9 % детей.
В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «Логосказки- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Раздел
плана Срок Содержание работы Практические выходы
2018 – 2019учебный год
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Выбор и определение темы самообразования.
Планирование работы по теме самообразования.
Ознакомление с передовым опытом. Составление плана работы. Подбор методического оснащения.
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
Декабрь,
Март
Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).
Консультации письменные, устные.
Логопедическая тропинка «Ветерок».
Буклет: «Веселый язычок».
Памятка: «Благоприятная атмосфера дома»
Январь-
Май
Подбор и систематизация тематических занятий в течение всех периодов обучения. Разработка конспектов занятий.
Отчёт по теме самообразования за год.
Логосказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке.
Логосказа «Жила-была Бяка"
Занятия: «Колобок», «Как цыплёнок Цып учился считать».
Отчё т: «Логосказки как метод коррекции речи»
Источники самообразования
- Курсы повышения квалификации.
- Семинары и конференции.
- Газеты, журналы.
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Литература
1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике– Ростов н / Д : Феникс 2006.
4.«Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
5. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
6. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С. 52-54
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
2019 – 2020 учебный год
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме Сентябрь-Май
Изучение литературы по теме, изучение интернет-ресурса, просмотр вебинаров по теме. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. Подбор методического оснащения. Подобрать цикл логосказок на коррекцию речевого развития дошкольников.
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
Сентябрь Мониторинг.
Составление плана работы. Работа с родителями. Диагностика детей. Внесение результатов в мониторинг.
Индивидуальные беседы с родителями по выявленным нарушениям у детей.
Октябрь Знакомство детей с логосказками.
Консультации для педагогов «В гостях у сказки», коллажи из сказок, сказка от считалки, сказки от загадок, сказки по смешным образам и т. д.
Консультация для педагогов : «Логосказки как метод коррекции речи»
Ноябрь Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ: «Логосказки – метод коррекции речи дошкольников»
Работа с родителями.
Ознакомление родителей: «Что такое логосказка?» Мастер класс: «логосказки в коррекционной работе»
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями
Консультация: «Логосказки – это….»
Декабрь - Май Проведение групповой работы с детьми с использованием логосказок. Работа в парах, «Мозговой штурм», «Охота за сокровищами», игра «Продолжи».
Апрель Проведение открытого мероприятия с детьми. Проведение консультации для родителей на тему: «Логосказки как метод коррекции речи».
Май Отчёт по теме самообразования за год. Презентациия о проделанной работе на педагогическом совете.
Источники самообразования
- Курсы повышения квалификации.
- Семинары и конференции.
- Газеты, журналы.
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Литература:
1. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С. 54-59.
2. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
4. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
5. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С. 16-22.
6. Чернякова В. Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.
7. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки – СПб. : КАРО,2001. – 128 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.