«Развитие и поддержка инициативы детей начальной школы через создание условий в образовательной среде»
Ковалева Марина Ивановна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Проблема формирования у младших школьников самостоятельности и инициативности была и остается одной из самых актуальных в образовании. Успешное формирование личности младшего школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, должны понимать, что каждый ребенок, наделен определенными и индивидуальными способностями, которые часто остаются не используемыми в процессе обучения. Первоочередной задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится стимулированию образовательной деятельности обучающихся на основе саморазвития, самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в деятельность, беря на себя руководящую роль в классе, в группе, в коллективе. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности обучающегося. Инициативный школьник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, которое ему придется по душе. Может включиться в разговор или предложит интересное дело другим детям.
Для развития детской инициативности необходимо давать простые задания (снимать «страх» что я не справлюсь). Давать задания интересные, где у школьника есть личный интерес что-то делать, поддерживать инициативу (быть готовым платить за ошибки и неудачи), научить ребенка безболезненно, реагировать на собственные ошибки.
Чтобы обучающиеся верили в себя, развивались и экспериментировали, мы – учителя должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы обучающиеся чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми, не стараться сразу показывать и объяснять всю информацию, не преподносить сразу готовые ответы, а необходимо создавать такие условия, чтобы обучающиеся о многом могли поразмышлять самостоятельно, получая от этого удовольствие и первый опыт.
Обязательным условием взаимодействия учителя с обучающимися является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др.
Обучающиеся развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения и сами активно участвуют в деятельности.
Необходимо научить обучающихся, учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро нашего образования. Именно в действии порождается знание.
Поэтому хороший урок – это время, когда обучающиеся познают себя, делают первые открытия, ищут верные решения, может даже сомневаются или радуются.
При планировании своих уроков большое внимание уделяю развитию продуктивного мышления и навыков его практического применения, а также приобщаю детей к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. Но делаю это так, чтобы обучающиеся сами проявили свой интерес.
Приведу пример: на уроки математики надо было найти долю от отрезка. Вначале мы начертили отрезок, потом выясняли, как определить из скольки долей он состоит. Потом искали долю от этого отрезка. Все, кажется нормально, но мы пошли дальше, записав доли – дробями, сказав: «Что так вы будете писать в пятом, а может и в шестом классе». Но в такой момент кто-нибудь, обязательно проявляет инициативу, спросив: « А как это?». В итоге получается, что дети усваивают материал не только 4 класса, но и узнают что – то новое.
Или предлагаю задание поискового характера, задачи с неполным условием и без вопроса. Например: «К Новому году обучающиеся 4 «Б» класса вырезали 106 снежинок. 12 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Необходимо дополнить условие и поставить вопрос.
1. «А остальные снежинки вырезали девочки».
2. «Сколько снежинок вырезали девочки?»
3. « На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?» 4.«Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным).
5. «Сколько снежинок вырезали мальчики и девочки вместе?»
Таким образом, младшие школьники не только находятся в творческом поиске условия задачи, но сами усложняют эту задачу. Такая работа позволяет быстрее научиться решать любые задачи.
Или, на уроках окружающего мира, после очередной темы пишем тесты. В этих тестах обязательно, кроме вопросов по теме, появляются новые вопросы, которые мы с детьми не разбирали до этого на уроках. У них естественно возникает вопрос: «Мы же этого не знаем?» На что всегда отвечаю: «А вы предположите, и выберите ответ, а дома посмотрев в интернете, проверьте, правильно ли вы предположили». И, большая часть класса обязательно посмотрит в интернете и сравнит свою версию с новой информацией. А на следующем уроке, мы начинаем обсуждения с этого вопроса. В итоге дети узнают опять что - то новое.
Так же широко использую индивидуальные домашние задания – это ориентир в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов. Поэтому опираясь на основную цель домашних заданий – дифференциацию, происходит стимулирование лучшего усвоения материала, личной мотивации учащегося на выполнение заданий, его саморазвитие.
Использую разные виды домашнего задания:
- единое для всех, когда детям дается одинаковое задание;
- групповое, когда дети выбирают кто войдет к ним в группу и какие задания они будут выполнять вместе;
- индивидуальное, когда задания даются конкретно каждому школьнику;
- творческое, когда задание можно сопровождать рисунками или схемами.
Задания могут быть: по выбору; по желанию; обязательные.
Каждый обучающийся, самостоятельно выбирает индивидуальный образовательный маршрут домашнего задания уже при записи задания в дневник. Каждое выполненное задание проверяется и оценивается учителем и учениками. Для этого мы используем шкалу оценивания за правильность и аккуратность. Если оценка совпадает с оценкой ученика, то она обводится в кружочек.
Х
Х
П А
Такой прием стимулирует каждого ученика к планомерной организации собственной деятельности, а так же к аккуратному выполнению задания, а так же к правильной самооценки деятельности.
Прием «Твой вариант»
Например, если ребенок, приходит ко мне с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи, я ему говорю: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи свой вариант решения данной проблемы». Тем самым даю информацию к размышлению. Считаю, что данный прием – это просто находка для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
В любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор:
- разноуровневые задания - из множества заданий ученик выбирает тот уровень сложности, с которым он справится, отслеживая уровень своей компетентности.
Освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности:
-отсроченная реакция - приучаю обучающихся к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допускаю, но не забываю о том, что активные и энергичные учащиеся опередят своими ответами всех остальных. Ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ;
-лови ошибку: объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Сначала предупреждаю учеников об этом, указываю количество допущенных ошибок, иногда подсказываю «ошибочные» места интонацией или на какой строке допущена ошибка. Учу обучающихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется, поощряю внимание и готовность вмешаться.
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения:
- показательный ответ - один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться, а остальные внимательно слушают отвечающего и ничего не пишут в тетрадях. Такой прием использую на своих уроках при объяснении нового материала.
- тренировочная контрольная работа – провожу контрольную работу традиционным способом, но отметки в журнал ставлю только по желанию самих учеников.
- Райтинг (от англ. right — правильно) - завершив работу, обучающийся сам ставит себе отметку. Затем ее оцениваю сама. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка учителя. Прием использую с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще начинает совпадать.
Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно и систематически оценивать свой труд.
- опрос-итог - в конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии.
Дети должны быть «собственниками» своего учения, только тогда обучение будет успешным, а для этого необходимо развивать у детей способность разгадывать, анализировать и принимать решения, что позволит им в дальнейшем успешно решать проблемы, становиться творческими и мыслящими личностями.
Считаю, что учитель должен выделять время, когда дети делятся друг с другом результатами своей работы, это придает значимость работе и процессу принятия самостоятельного решения. Роль учителя сводится к наблюдению и общению с детьми, а не к тому, чтобы исправлять ошибки.
Учителю следует:
-наблюдать за тем, как дети работают и делают выбор, как они преодолевают трудности, каковы их конкретные интересы и каким детям необходимо помочь развить чувство независимости и ответственности;
-лично общаться с каждым учеником;
-дети должны видеть и слышать, что учитель интересуется их работой и ценит их работу;
-облегчать и направлять работу при возникновении проблем.
Создание и совершенствование развивающей образовательной среды начальной школы возможно и необходимо в наших современных условиях. Она способствовует реализации творческих задатков и скрытых способностей детей; обеспечивает высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также - успешную адаптацию к новым условиям жизни, в частности, более, спокойный переход в среднее звено.
Список литературы
1.Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах. «ИДР», 2009. 96 с.
2.Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 122 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.