Урок окружающего мира "Размножение и развитие животных" 3 класс
Дикун Л.А
"Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления и элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. УМК "Школа России"
Цели:
-познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и зверей;
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
-умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
-умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
-формировать навыки, умение действовать самостоятельно и работать сообща в команде;
-совершенствовать познавательные способности, развивая умение оценивать свою работу.
Планируемые результаты:
Предметные: - знать способы размножения и стадии развития
животных;
Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных
действий;
Метапредметные:
а) регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;
б) коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе.
В) познавательные УУД:
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы: -
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, автор А.А. Плешаков; рабочие тетради к
учебнику.
- смайлики;
- таблицы;
- толковый словарь Ожегова С.И.
- картинки животных
Основные понятия: размножение, развитие.
Межпредметные
связи: русский язык.
Организация
пространства: фронтальная,
групповая, индивидуальная работа.
1.Говорят, что человек часть природы. Что самое главное есть у человека? (жизнь) Жизнь - самое удивительное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.
- А вы знаете какие?
Да! Это насекомые, рыбы, животные, птицы и др.
2. Стадия вызова. Приём «Верите ли вы, что…»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Верите ли вы,
что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы
ставьте во втором столбике плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не
согласны. Третий столбик у вас пока останется пустым.
Вопросы ( на доске):
Вопросы «Верите ли вы? |
|||
|
Верите ли вы? |
В начале урока |
В конце урока |
1. |
… насекомые, пресмыкающиеся и птицы размножаются яйцами? |
|
|
2. |
… рыбы и земноводные размножаются икрой? |
|
|
3. |
… звери и млекопитающие рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком? |
|
|
4. |
… бабочки развиваются по пути личинки – гусеницы – куколки – взрослая бабочка? |
|
|
5. |
… у всех насекомых бывают куколки? |
|
|
6. |
… земноводные развиваются по пути икра – головастики – взрослое земноводное? |
|
|
7. |
… у большинства зверей и млекопитающих детёныши рождаются весной? |
|
|
1 +
2 +
3 +
4 +
5 -
6 -
7 +
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к
таблице и видеть, насколько были правы.
Приём
«Корзинка идей»
- Ребята, какие слова часто повторяются в вопросах?
(размножение и развитие)
- Как понимаете, что такое размножение и
развитие?
Работая в группе,
выскажите свои предположения.
групповая
работа
- Подведём итог. Как вы понимаете значение слов
размножение и развитие? (На доске фиксируются все предположения.)
-Проверим ваши предположения по толковому
словарю С. И. Ожегова.
Цель
урока: - Ребята,
посмотрите и скажите, о размножении и развитии кого мы сегодня узнаем?
- Сформулируйте цель урока?
- Сегодня мы с вами будем обсуждать вопрос о
размножении и развитии животных.
- Какие вопросы у вас возникли? Что вы хотели бы
узнать? (ответы детей)
- На этом уроке мы постараемся найти ответ на
вопросы таблицы и на те вопросы, которые возникли у вас.
Стадия осмысления. Приём «Инсерт»
Выберите группу животных
и проследите по рисункам, как размножаются и развиваются эти животные ( 4
группы)
- Сейчас самостоятельно прочитайте текст в учебнике на странице 100 – 104. Во
время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для
меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Самостоятельное
чтение.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту?
- Что осталось непонятным?
- Вернёмся к таблице, которую вы заполняли в
начале урока. Самостоятельно заполните третий столбик таблицы.
- Проверим. Заполним третий столбик таблицы на
доске.
Группа жив-х |
Размножение |
Развитие |
Насекомые |
Откладывают яйца |
Яйцо-личинка-куколка- взрослое насекомое (бабочка). Яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик) |
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся |
Мечут икру, откладывают яйца |
Икра-малёк-рыба Икра-головастик-лягушка Яйцо-детёныш-взрослое животное |
Птицы |
Откладывают яйца |
Яйцо-птенец-взрослая птица |
Млекопитающие |
Рождают детёнышей |
Детёныш-взрослое животное |
-Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц.
- Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных?
- Все ли животные заботятся о своем потомстве? (Нет, не все. Бабочки и лягушки не заботятся).
-Расскажите, как заботятся о птенцах птицы.
-Расскажите, как заботятся о своих детенышах звери.
Физминутка
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть
глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот
ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в
стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине
вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в
локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на
ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в
стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны
на уровне пояса ладонями вверх)
Первичное закрепление: - Сейчас я буду показывать вам иллюстрации
животных, а вы должны мне ответить, кто как из них размножается.
– Заполните таблицу “Разнообразие животных”. Заполните 2-й столбик таблицы.
Группы животных |
Отличительные черты |
Черви: дождевой червь, пиявки |
|
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы |
|
Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы |
|
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы |
|
Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи |
|
Насекомые жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи |
|
|
|
Рыбы |
|
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны |
|
Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы |
|
Птицы |
|
Звери, или млекопитающие |
4.А теперь давайте загадаю вам загадки о животных:
Мчится, воды рассекая,
Злая хищница морская.
Улыбнулась, подмигнула
Нам зубастая…..(акула)
Он на веточке сидит,
И без дела не жужжит.
У него усища есть,
Крылья. Ножек – ровно шесть.
Ж-ж-вокрук разлился звук –
В синем небе кружит….(жук).
Та зеленая певица
Красивей поет, чем птица.
Попоет в родном болоте –
И отводит час охоте.
Берегись комар и мушка! –
Открывает рот…….(лягушка).
Под водой усач живет,
Носик ножницы в руках,
Ходит задом наперед
На восьми кривых ногах.
Там, где тишь да полумрак,
Не спеша, гуляет….(рак).
По земле старушка бродит,
А из дома не выходит.
Надо ль ей переживать,
Где придется ночевать?
Нет, она не знает страха:
Всегда дома ….(черепаха).
Ходит барыня пешком,
Землю роет пятачком.
До чего ж толста она
Шея просто не видна!
У ней песенка своя:
Хрю-хрю-хрю! –
Поет…..(свинья)
- Ребята отгадывают загадки и говорят, к каким группам животных относятся
IV. Стадия рефлексии.
Метод “Кластер”.
Перед вами структура кластера, в основу которого положено понятия “Животные”.
Вспомните все, что сегодня изучали и заполните пустые блоки кластера.
V.
Домашнее задание.
V1. Итог урока.
Знали Хотели узнать Узнали
- Кто хочет прокомментировать свою таблицу?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя
карточки- смайлики.
- С помощью этих же карточек покажите какое у
вас сейчас настроение.
- Оценивание учителем.
– Что нового вы узнали на уроке? Что такое зоология?
– С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
– Что бы вы хотели узнать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.