ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя истории Головиной Татьяны Васильевны
» Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно - ориентированный урок»
Создание востребованной и шагающей в ногу со временем школы, способной обучить, развить и воспитать из ребенка личность 21 века, требует обязательного внедрения в процесс обучения инновационной деятельности педагога. Тем более одной из главных особенностей обновленных ФГОС является акцент на развитие ключевых компетентностей, таких как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и технологическая грамотность.
Настоящее требование также отражено в федеральных государственных образовательных стандартах. Поэтому готовность к инновационной деятельности в современных условиях – одно из важнейших качеств педагога, без наличия которого достичь высокого уровня педагогического мастерства в условиях введения и реализации обновленных ФГОС просто невозможно..
Не сомненно за последние годы существенно изменились приоритеты образования. Являясь современными учителями, мы с вами понимаем, что с позиций нового обновленного федерального государственного образовательного стандарта , результаты освоения программы рассматриваются с 3-х точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.
Поэтому в условиях реализации требований ФГОС ООО и СОО наиболее актуальными становятся современные педагогические технологии.
Я, как учитель истории, в своей работе применяю различные образовательные технологии, среди которых хочу выделить
7 образовательных технологий:
·Игровая;
·Информационно-коммуникативная;
·Проектная и исследовательская деятельность;
·Технология группового обучения;
·Технология деятельностного подхода;
·Технология развития критического мышления (ТРКМ);
·Технология развивающего обучения.
Среди названных технологий, выделяю наиболее эффективные, которые систематически использую в проведении уроков истории, обществознания, права и ОДНКНР.
Для меня, как учителя истории, число семь ассоциируется с семью чудесами света. Число "7" с древности было окружено ореолом тайны.
Удревних греков «семёрка» считалась волшебным, счастливым и совершенным числом. Семь ярких звёзд на небе, семь цветов радуги, семь дней недели, семь муз, семь мудрецов. В сказках можно встретить слова:
« за семью печатями, за семью вратами, за семью холмами…».
В христианстве признаются семь смертных грехов и семь таинств..
И в связи с этим вашему вниманию представляю игровую технологию как элемент технологии развития критического мышления «Исторический сундучок фразеологизмов», которую широко применяю в своей работе по истории, например, в 5 классе.
Всем известно, что в истории Древнего мира, а именно в Древней Греции, зародилась большая часть фразеологизмов. Я показываю своим ученикам этот исторический сундучок, в котором находятся также семь предметов имеющих отношение к древнегреческим фразеологизмам,
затем достаю из него подготовленный мною предмет, либо карточку с изображением предмета и задаю вопрос :"Какой греческий фразеологизм подходит к этому предмету? Кто может озвучить, что он обозначает?
Результатом работы становиться составленный ребятами целый перечень фразеологизмов Древней Греции:
1.Ахиллесова пята – уязвимое место.
2.Дамоклов меч – угрожающая опасность.
3.Троянский конь – коварный замысел.
4.Гордиев узел – запутанное сплетение обстоятельств.( принять быстрое и смелое решение)
5.Яблоко раздора – причина спора, ссоры.
6.Рог изобилия – символ богатства.
7.Нить Ариадны – путь, ведущий к цели в сложных условиях.( путеводная нить).
Пользуются популярностью у учащихся также ролевые игры-суды. Конечно, они требуют большой подготовительной работы, но у ребят появляется интерес к изучению темы, развивается способность осознавать события и определять свое отношение к исторической личности и к изучаемой эпохе, в которой эта личность жила.
Например, в 8 классе провожу урок-игру «Суд над Петром I», где ученики выступают в роли обвинителей и адвокатов царя, а в роли свидетелей использовать мнения ученых-историков и современников императора Петра Первого.
А при подведении итога игры даю творческое задание, где ребятам предлагается самим составить надпись к знаменитому памятнику Петру I в Петербурге. Аналогичный урок провожу и в 7 классе, где учащимся предлагается устроить «Суд над Иваном Грозным», "Суд над Александром Македонским" и др. По мнению самих учащихся, игры и другие познавательные задания позволяют лучше усваивать программный материал и учиться с интересом.
- Следующей технологией я хочу представить технологию развития
критического мышления (ТРКМ), которую я успешно использую уже на протяжении 20 лет, как в 10-11кл., так и в 7-9 кл.
В ТРКМ предпочтение отдаю такому методу как Дебаты формата Карла Поппера, целью, которого является умение работать с информацией и
критически рассматривать события с разных сторон, участвуя при этом в состязательности своих аргументов и фактов.
По применению данной технологии у меня есть печатные статьи в издательстве "Знанио" по теме" Дебаты в патриотическом воспитании" ( Сертификат МП2861276) и по теме" Почему в Европе боятся трогать тему Великой Отечественной войны"? (Сертификат МП-2862140)
Этот метод учит систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации разных типов.
Так, например, при изучении темы Второй мировой войны в 10 классе , и итоговый урок провожу в формате дебатов формата Карла Поппера по темам " Вторую мировую войну избежать было невозможно" и " Вторую мировую войну можно было избежать" . Класс перед изучением этой темы делю на 2 группы спикеров , которые готовят сразу обе темы, т.к. не знают, какая попадется при жеребьевке. Победу одерживает та команда, которая будет убедительна в своих дефинициях, аргументах и фактах.
Этот, уже полюбившийся ребятам метод , успешно использую в 11 кл. при изучении тем «Холодная война», " Распад СССР." и др. Итогом изучения темы или раздела также становятся Дебаты тоже по заранее двум сформулированным темам. Например,"Распад СССР был неизбежен" и "Распад СССР можно было избежать". Бесценным в этом методе является то, чтобы подготовить по 2-3 аргумента, и к каждому из них по 2-3 доказательных факта, используя выбранные дефиниции, учащимся необходимо изучить не мало исторических источников и подготовить свой исторический доказательный кейс. Не менее важным при этом является и то, что это состязание сторон по определенным правилам и не иначе. Каждая из состязательных сторон обязана их соблюдать.
Не менее важной формой работы в моей педагогической деятельности является проектная и исследовательская деятельность уч-ся. Цель которой привлечение уч-ся к исследовательской деятельности. Примером этой технологии являются исследовательские работы учащихся 5-11 классов по истории, обществознанию и праву. Учащимся либо предлагаю список тем на выбор, либо даю одну конкретную тему, по которой они работают в течение изучения тематического раздела или в течение полной четверти с обязательной защитой.
Данную практику применяю с 5 класса по истории Древнего мира. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания.
Считаю, что этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Как пример приведу мой урок в 6 классе по ОДНКНР.
На первом же уроке при изучении Раздела 2 " Семья и духовно-нравственные ценности"(6ч.), я предложила своим 6-ти классникам провести собственную исследовательскую работу по теме" Семья".
С требованиями и правилами работы по исследованию тем, они у меня уже знакомы с 5 класса.
Ну, а 26.10.23 я провела с ними урок-практикум по теме"Семья".
Ребятам было важно показать роль семьи в жизни человека, заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро. В течение всего урока ребята строили прочный дом, выполняя различные практические задания, вспоминали пословицы и поговорки, в волшебном
квадрате находили родственников, активно называли слова ассоциации к слову «хозяин».
Итак! Дом готов, удался на славу! А кто же будет в нем жить? На этом этапе урока ребята совместно с родителями приготовили небольшие проекты «Моя семья». Ребята, защищая их, проявили выдумку, смекалку, творчество. Рассказали о ценностях своей семьи и традициях, о том как жить здорово, когда все вместе.
Также в настоящее время особое внимание уделяю технологии интерактивного обучения, которую использую уже продолжительное время, как и дебатную технологию, при проведении уроков в 10-11 классах по предметам историко- обществоведческого цикла. По обеим технологиям ранее мною были проведены районные семинары и Мастер-классы для учителей истории и заместителей директоров по УВР Куйбышевского района г. Донецка.
Отмечу, что главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. При этом учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Именно такой подход в работе с детьми мне интересен. Однако, результаты такого обучения, на мой взгляд, проявляются не сразу, они зависят от решения основных задач организации групповой формы обучения.
Таким образом, учебное сотрудничество и взаимодействие, я организую в двух формах кооперации «Учитель - учащийся» и «учащийся – учащийся». Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основываю на ряде педагогических техник: " "Пилотное занятие", «Мозговой штурм», и т.п.
У меня также есть публикации своей разработки и по технологии интерактивного обучения во Всероссийском сетевом издании "Педразвитие и в Методическом Центре проведения и разработки интерактивно образовательных мероприятий " Талант педагога"
г. Москва. Темы этих методических разработок по курсу обществознания были следующими:
--Пилотное занятие " Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики!" "( Рецензия № 5047 от 27.03.2023 и Благодарственное письмо № 44 6109 от Редакции от 27.03.23)
--Пилотное занятие " Как жить? Каким человеком и гражданином ты должен стать в демократическом мире?" (Свидетельство о публикации ДП-О № 244408 от 05.03.2023).
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
sнаполнить уроки новым содержанием;
sразвивать творческий подход, любознательность учащихся;
sформировать элементы информационной культуры;
sсоздавать положительную мотивацию при организации учебной деятельности;
идти в ногу со временем.
Конечно - же , кропотливая работа учителя всегда проявляется в результатах достижений своих учеников. В моем педагогическом кейсе тоже есть такие убедительные результаты. В течении 2022-2023 уч. :
--151 учеников 5-11 кл. стали призерами Международных интернет -олимпиад, получившие Дипломы 1-3 степеней;
-- 5 уч-ся стали Призерами Муниципального этапа олимпиад по истории(Районный уровень, уч-ся награждены Грамотами Куйбышевского РОО )
-- 4 учащихся стали Призерами ВсОШ по истории на платформе"Сириус"( Федеральный уровень, уч-ся награждены Грамотами.), Которая является самой главной и массовой олимпиадой в России, и которую проводит Министерство образования.
-- 8 уч-ся(10-11)кл. имеют свои публикации в Международном сетевом издании" Школа сегодня".( Уровень Международный, Свидетельства о публикации).
И в заключении хочу сказать об актуальном на сегодня онлайн-обучении в современных условиях в рамках" Поддерживаем контакт с учениками".
Учеба в условиях пандемии и вынужденного военного положения становится новой реальностью, и периодическими переходами на онлайн-обучение уже никого не удивить. Да и убрать дистант из практики уже не получится — эту идею не допускают на правительственном уровне.
Остается смотреть в новое будущее и адаптироваться к онлайн-формату.
При этом, общение — это то, что страдает при дистанционном обучении больше всего. Но я считаю, что дистант — не повод отказываться от привычных практик. Я строю свои онлайн-уроки истории и обществознания и на разговорах. Учащиеся читают исторические документы и обсуждают их. При этом вовлекаю учеников в переписку, чтобы они не отходили от компьютера. Например, чаще просить их ставить «+» в чате, если тема понятна и "-" если не совсем понятно.
Вижу плюсы и:
-- в демонстрации тематических презентаций,
--видео уроков,
--демонстрации таблиц, схем, цветных иллюстраций, исторических карт.
--в использовании музыкальных произведений;
--проведении онлайн - тестирования с моментальным результатом итогового оценивания в % и с оценкой. Очень удобно при этом использовать задания из базы «ЯКласс». Они проверяются автоматически, что позволяет учителю провести срез знаний и моментально получить результаты или организовать экспресс-проверочную работу.
. Чтобы школьники не искали ответы
в интернете или подсказывали друг другу (ведь ситуация к этому располагает), на этапе настроек достаточно установить время выполнения,
порядок заданий и количество попыток. Кроме того, все задания с генерациями, поэтому все ученики получат разные варианты.
Таким образом, при всех трудностях и ограничениях у дистанционного обучения есть и преимущества.
Например, застенчивым ученикам легче работать онлайн и отвечать в переписке. Интернет создает ощущение приватности, и некоторые дети в таких условиях раскрываются больше, чем при «живом» общении.
Однако, не стоит забывать, что несмотря на все инновационные технологии, не надо забывать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.