Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности
Оценка 5

Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности

Оценка 5
docx
09.03.2023
Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности
Доклад Рудская В.В..docx

Развитие интеллекта дошкольника

через развитие его двигательной активности

 

Педагог-психолог МДОУ «ЯСЛИ-САД № 355 Г. ДОНЕЦКА»

Рудская Валентина Викторовна

 

         Человеческий мозг — великолепная штука. Он работает до той самой минуты,

пока ты встаешь, чтобы произнести речь". /Марк Твен/

 

Слайд 2

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.  Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из  которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для  преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел ими.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей. А ведь все  способности человека являются продуктом деятельности  коры его головного мозга. Около 60% сигналов поступает в мозг от мышц человека.    Уже в 50-е годы было доказано, что мозг – это мышца и её надо тренировать. 

Слайд 3

Увеличение коэффициента интеллекта происходит на разных этапах жизненного пути человека. Американский ученый  Глен Доманн доказал, что особенно важны ранние воздействия для развития интеллекта.  Ребенок рождается с «голыми» полушариями. Нейронные связи в коре головного мозга (интеллект) начинают формироваться с момента рождения ребенка и наиболее  интенсивно они развиваются от рождения до 2,5 лет.

20% будущего интеллекта ребенка  приобретается  к концу  первого года жизни, 50% - к 3 годам, 80% - к 8 годам,  92% - к 13 годам.

Чем младше ребенок, тем быстрее и больше образуется нейронных связей.

По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается,  прежде всего, в движениях.

Безусловно, прав Г. Доманн, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, Г. Доманн объективно доказал, что при любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг.  Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее  растет и развиваться его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект!

Слайд 4

Врач и педагог Валентин Владиславович Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений  не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Слайд 5

По мнению профессора Ефима Ароновича Аркина - интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. 

Многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается состояние ЦНС, повышается умственная работоспособность.

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, 

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он бегает, работает, действует –

пусть он находится в постоянном движении».
                                                                                                     Ж. -Ж. Руссо

Слайд 6

Академик Николай Михайлович Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка затрудняет его общение с другими людьми, лишает его уверенности.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

В результате чего внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Слайд 7

Исследования Николая Матвеевича Щелованова и Марианны Юльевны Кистяковской показывают, что чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов,  увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности  на другую, фокусировать внимание.

Слайд 8

Необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.

Самый высокий коэффициент интеллекта был выявлен у  детей, занимающихся физическими упражнениями  4-5  часов в неделю.

Нельзя развивать детскую способность двигаться без того, чтобы в той или иной степени не развивать зрительные, мануальные, слуховые, тактильные и языковые навыки.

Слайд 9

Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.

Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других - сенсорных. Шесть человеческих функций отличны одна от другой. Однако, они полностью взаимосвязаны. Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов у детей.

1.                  Двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки).

2.                  Языковых навыков (разговор).

3.                  Мануальных навыков (письмо).

4.                  Визуальных навыков (чтение и наблюдение).

5.                  Слуховых навыков (прослушивание и понимание).

6.                  Тактильных навыков (ощущение и понимание).

Чем более развиты физически дети, тем выше их уровень общего развития, включая и интеллектуальное. Но стоит отметить, что более 60% детей физически малоактивны.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности  и самостоятельности.

Слайд 10

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных  подгруппы: высокая, средняя, низкая  подвижность.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные, осознанные. Они любознательные, рассудительные.

Дети высокой  подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умений заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.

Слайд 11

Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя. 

Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:

1.      Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

2.      Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.

3.      Выносливость и способность работать дольше, быстро переключать и фокусировать свое внимание с одного действия на другое.

4.      Возможность легко перенести стрессовую ситуацию или заболевание.

5.      Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении. 

6.      Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.

Слайд 12

Таким образом, можно вывести такую формулу:

              Движение                  +            Движения                        =           Основа основ

Фундамент настоящего и будущего здоровья детей,

их гармонического физического развития

Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его интеллекта и психики, способностей, жизненной активности

Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания

 

Слайд 13

Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах - ограничении двигательной активности или в постоянных "нельзя", "не лезь туда", "не тронь", - способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и,  следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных процессов!

Слайд 14

Необходимо отметить, что мозг должен не только работать, но и научиться более глубоко отдыхать. Отключиться на 1-5 минут – сбросить ненужную информацию, переключиться также помогут физические упражнения.

Это, конечно, может показаться парадоксальным: чтобы полноценно отдохнуть, нужно заниматься физическими упражнениями! Но для психологов это не новость - давно проверено, что полноценного расслабления мышц можно добиться как раз после сильного их напряжения, на этом основаны многие методы психотерапии. Например,  Метод «Ключ» Хасая Алиева - Синхрогимнастика «Разблокируй свои способности, найди себя!»

«Ключ» — это управляемое идеомоторное действие, автоматически снимающее стресс.  

А подробней об этом методе нам расскажет Закутайло Елена Михайловна, инструктор по ФВ.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


 

Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности

Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности

По мнению профессора Ефима Ароновича

По мнению профессора Ефима Ароновича

Мануальных навыков (письмо). 2

Мануальных навыков (письмо). 2

Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат

Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2023