Развитие интеллектуальной одаренности детей
старшего предшкольного возраста
Методическая разработка
г. Мичуринск
2020
Оглавление
1. Аннотация - 3
2. Пояснительная записка – 4 - 5
3. Содержание – 6 - 10
4. Заключение – 11
5. Список литературы - 12
2
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены для учителей групп кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей детского сада, учителей начальных классов, могут быть полезны студентам педагогических учебных заведений.
Данный методический материал раскрывает суть работы по развитию интеллектуальной одаренности детей старшего предшкольного возраста.
3
Пояснительная записка
Человек может прожить всю жизнь, не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. К сожалению, в нашей стране до 80% «неспособных» детей обижены не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали «в тернии».
«У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим»,- сказал французский писатель-классик Ж. Лабрюйер. Детей обычно не тревожат мысли о прошлом и о будущем. То, что происходит сейчас, сегодня, - вот предмет их радости и огорчений. И чтобы радости от познания мира и себя, от ощущения собственных возможностей и успешности познания было больше, нужно помочь ребенку реализовать все то, что дают дошкольные годы для развития детской одаренности. Чтобы ростки дарований не погибли, не ослабли важно вовремя их заметить и поддержать.
«Неодаренных детей не бывает, все воспитанники – одаренные! Но в условиях неправильного воспитания одаренность может вообще не открыться или утратиться», такое мнение высказывает Н.А.Крылова [2]. Я убеждена, что потенциально одарен каждый ребенок, а моя задача, как педагога, - «увлечь», «зажечь», «подарить мечту» и дать «инструменты» талантливого мышления для ее воплощения.
Цель моей работы – развитие интеллектуальной одаренности детей старшего предшкольного возраста.
Педагогический вопрос о развитии одаренности детей не нов. Платон и Аристотель, Дж. Локку, Д. Дидро и Г. Гельвеций, Декарт, Лейбниц, Ф. Гальтон и педагоги, психологи XX – XXI веков: Р. Мейли, Дж. Равен, Г. Мюллер, Д. Хебб, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, В.Н. Дружинин, А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева и др.- все они в разное время по-своему трактовали понятие «одаренность» и предлагали свои пути ее выявления и развития.
В настоящее время одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [4].
В настоящее время на государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создаются различные типы учебных заведений, учитывающие разные потребности ребенка и общества, осуществляется подготовка педагогических и научных кадров для работы с одаренными детьми.
4
В «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].
Авторы концепции выделяют ряд основных видов одаренности: интеллектуальную, творческую, спортивную и другие.
На основе модели, предложенной Дж. Рензулли можно определить интеллектуальную одаренность как результат «симбиоза» интеллекта, мотивации и креативности (рис. 1).
5
Содержание
Старший дошкольный возраст – интенсивный период интеллектуального развития. Основание – созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок начинает логически обрабатывать воспринимаемую информацию: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости отражаемых явлений, прогнозировать свои действия на два-три шага вперед, обобщать. Большую роль в этом играет речь. Ребенок к шести годам осваивает все ее виды. К концу дошкольного возраста у него формируется внутренняя речь, что становится важным фактором развития умственных действий и основой формирования на следующих этапах детства внутренних действий: планирования, выдвижения гипотез, прогнозирования результатов.
Работа по развитию интеллектуальной одаренности начинается уже с группы предшкольной подготовки на основе наблюдения, изучения психологических особенностей воспитанников, их речи, памяти, логического мышления, общения с родителями, опираясь на помощь педагога-психолога.
В связи с переходом на Стандарты нового поколения задача учителя группы предшкольной подготовки, не просто подготовить детей к школе, а уже здесь и сейчас научить учиться. Поэтому в основе организованного образовательного процесса лежит деятельностный подход.
Всю систему работы по развитию детской интеллектуальной одаренности можно представить в виде модели – «дерева» (слайд 3).
База для всей работы – сетевое сотрудничество.
В качестве «питательной основы» для развития одаренности воспитанников целесообразно использовать взаимодействие с родителями, психологом и учителями школы, педагогами учреждений дополнительного образования, в том числе школ искусств, сотрудниками музеев (дома-музея И.В. Мичурина, музея-усадьбы А.М. Герасимова, музея Голицыных), научно-исследовательских институтов (ВНИИС им. И.В. Мичурина, ВНИИСиГ ПР им. И.В. Мичурина), работников детской библиотеки, сотрудников муниципальной лаборатории «Одаренные дети».
Проводящая система нашей модели содержит формы работы: учебные занятия, внеучебная деятельность, в том числе в рамках научного общества учащихся школы «Совенок».
Методы и технологии, используемые с целью развития интеллектуальной одаренности детей, можно представить в виде крупных ветвей. Именно они предоставляют учителю для непосредственного успешного взаимодействия в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик» и т.д.
6
Именно с их помощью развиваются указанные выше качества одаренности, образующие «крону» нашей модели.
Начинать работу с воспитанниками без результатов исследования школьного психолога не имеет смысла. Результаты помогают наметить пути дальнейшей образовательной деятельности старших дошкольников, разбить их условно на творческие группы с учетом уровня развития одаренности и индивидуальных особенностей каждого ребенка (слайд 4).
Состав групп может изменяться в зависимости от роста или снижения уровня сформированности исследуемых качеств воспитанников. Надо заметить, что, как правило, происходит именно рост уровня исследуемых показателей.
Психологические особенности детей 5 - 6 лет требуют максимального использования игровых технологий. Наиболее целесообразно применять различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами; проводить занятия в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов: занятия-викторины, занятия-путешествия. Игротехники направлены на развитие таких качеств как соревновательность, любопытство, готовность к риску.
Ведущим в практике является проблемный метод. Использование данного метода обучения придает деятельности ребенка поисково-исследовательский характер. Здесь предполагается сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности. Применение данного метода способствует воспитанию самостоятельности, творческого мышления, перфекционизма, оценивания ситуация. Созданные проблемные ситуации, ставят ребенка перед необходимостью применять умения, отбирать способы действия и объяснять их. Дети учатся анализировать и сравнивать данные, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
С целью развития навыков нестандартного мышления обучающихся используются задачи дивергентного типа. Специфика их заключается в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько верных ответов. В ходе выполнения задач у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования и т.д. Например, детям предлагается найти как можно больше разных применений хорошо знакомому предмету (кирпич, ручка, карандаш и др.) или выбрать из нескольких фигур, например, треугольников, один лишний (по нескольким признакам).
Дивергентные задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора разных фигур. Здесь можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения.
7
Отходя от стереотипов, детали конструктора пригодны, например, для изготовления технических моделей теплохода, электровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей, и даже объемные сюжетные композиции.
Полезно проводить занятия с применением элементов технологии ТРИЗ. Эта технология реализована в игре, что очень важно при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребенок выбирает сам. В процессе дошкольник учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия.
С целью развития познавательной активности, смелости, рефлексии и других качеств, характерных для одаренных детей, целесообразно использовать активные методы обучения на всех этапах занятий и внеучебной деятельности. Для формирования творческих групп – «Светофор», «Позови меня» и др., для рефлексии - «Разноцветное дерево», «Волшебные капли» и т.д., для решения проблемных вопросов – «Дерево решений», «Мозговой штурм» и другие.
Модельный метод удобно использовать в системе комбинированных уроков при изучении нового материала. Он позволяет сформировать такие качества одаренности как воображение, анализ полученных результатов, легкость ассоциирования.
Модели монет, конструкций зданий, автотранспорта, плодов и т.д. могут использоваться как для устного счета, так и для анализа и сравнения тех или иных параметров. Для визуализации изучаемого материала удобно использовать анимационные модели процесса дыхания человека, взаимодействия животных и др.
Безусловно, существует прочная связь между речью и мышлением, сознанием в целом. Мышление отражает определенные связи и отношения между признаками предметов и явлений. Считается, что речь является средством выражения этих отношений и связей в опосредованной языковой форме, одним из ярких показателей развития человека. Как человек говорит, так он и мыслит, думает, придумывает.
Поэтому все методы и педагогические технологии в образовательной практике нужно направить на формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Речевое общение в группе предшкольной подготовки организуется постоянно: на занятиях и в свободной деятельности детей.
8
Основные задачи такой работы связаны с развитием интересов и способностей каждого ребенка, стимулированием его активности, самостоятельности, что позволит дошкольнику проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения. На занятиях организуется поисковая деятельность, дети учатся замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные виды проверки предположений, опыты, а также формулировать выводы, делать маленькие открытия.
Средство развития детской одаренности – двигательная активность. Многими исследователями установлено, что двигательная активность влияет на интеллект ребенка. В результате двигательной деятельности активизируются психические процессы, повышается умственная работоспособность детей. Это развитие моторики в ходе лепки из пластилина, изобразительного искусства, изготовления изделий из природного материала. Это реализация здоровьесберегающих технологий во время занятий в группе предшкольной подготовки, где дети не только слушают сидя, работают за столиками, но и перемещаются по классной комнате, изменяя состав творческих групп, в ходе игр-драматизаций, участвуют в настольных и подвижных развивающих играх. Оптимальное использование двигательной активности воспитанников содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году.
Особая роль в развитии детской одаренности отводится проектной и исследовательской деятельности. В ходе выполнения небольшого проекта дети приобретают опыт собственной исследовательской деятельности, у них развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируется навык сотрудничества. Уже в дошкольном возрасте дети приобретают навык публичного выражения своих мыслей, представленных в конкретном продукте.
Особую роль в развитии детской одаренности играет тесное взаимодействие с родителями. Кто лучше родителей сможет поддержать мои начинания? Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делают сотрудничество более успешным. Родители постепенно становятся единомышленниками учителя и профессиональными помощниками.
В этом направлении решаются следующие задачи:
- объединить усилия педагога и родителей для развития способностей детей;
- создать атмосферу общности интересов в организации образовательного процесса;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
9
Для решения поставленных задач используются активные формы работы с семьей: заседание дискуссионного клуба, творческие гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, день открытых дверей, выпуск газеты «Диалог с семьей» и др.
10
Заключение
Каков же итог, точнее, промежуточный результат?
Во-первых, результаты исследования уровня развития детской одаренности, регулярно проводимого психологом школы, свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности всех ее составляющих качеств в течение учебного года.
Во-вторых, воспитанники демонстрируют высокий уровень подготовленности к школе.
В-третьих, воспитанники проявляют творческую активность, участвуя не только в работе секций, кружков эстетической и экологической направленности, выставок, проводимых в муниципальных учреждениях науки и искусства, внутриклассных и внутришкольных творческих проектах, но и в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП» и др., обучаясь в младшем и среднем звене школы.
Изменилось и отношение родителей к образовательному процессу. Теперь учитель и родители – единомышленники, работающие над общей проблемой – развитие интеллектуальной одаренности и индивидуальности каждого ребенка.
Слова Б.П. Никитина стали ключевыми в деятельности: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь».
11
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Цели и задачи «Рабочей концепции одаренности» Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник РПО. Т.8, Самара, 2000.
2. Крылова Н. Возраст совершенства /Детский сад со всех сторон.- №28, июль 2004
3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Библиотека журнала «Директор школы».- М.: Сентябрь, 2001.- 208 с.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
12
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.