Развитие исследовательских способностей учащихся
Оценка 4.9

Развитие исследовательских способностей учащихся

Оценка 4.9
docx
28.06.2022
Развитие исследовательских способностей учащихся
Статья(2).docx

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

БАЙЖАНОВА У.И

учитель начальных классов, Республика Казахстан, город Костанай, Общеобразовательная школа №11.

 

У каждого ребенка есть способность исследовать и искать. Важнейшая задача современного образования - научить ребенка поиску, приобрести исследовательские навыки и умения.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучениюокружающего. Главная цель исследовательского обучения- формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Немаловажен и вопрос о том, почему происходит смешение понятий «исследовательское» и «проектное обучение» и насколько все это безобидно. Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — путь воспитания истинных творцов» [2, с. 14].

Исследования являются основой для обучения одаренных детей. Без этого невозможно раскрыть потенциал ребенка, его дальнейшее развитие. "Чем больше ребенку будет позволено исследовать самостоятельно, тем лучше он будет учиться", - сказал Питер Клайн. Разве это не то, что нужно учителям и родителям? Ученик, учитель, родитель - Тройственный союз. Работая вместе, родитель понимает, что эта исследовательская работа приносит пользу их ребенку, и чувствует необходимость тесно сотрудничать со школой, помогая им. Благодаря исследовательской работе у школьника развиваются когнитивные способности, желание постигать тонкости жизни и желание учиться. На основе исследовательской работы устанавливается позитивный настрой, тесное общение, самоотверженный труд и попытки увидеть результаты этой работы. Во время урока также возможно организовать исследовательскую и поисковую деятельность учащихся с использованием эффективных методов и приемов, а также проводить различные виды работ.

По мнению П.В. Середенко, исследовательские умения представляют собой сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность Автор полагает, что ведущими условиями формирования умений исследовательской деятельности в начальной школе являются поддержка педагогом исследовательской инициативы детей, делегирование им действий контроля и оценки поисковой деятельности, реализация учителем личностноориентированного подхода в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся [3, с 218].

Начиная с начальной школы, ребенок учится поиску, с раннего возраста учится самостоятельно мыслить и принимать обоснованные решения, что прослеживается в активности учащихся на уроках основ исследования, логики.

«Каждый ребенок перед учителем обладает разной способностью мыслить, например, одни быстро соображают и быстро работают, а другие медленно воспринимают тему и пересматривают задание. В связи с этим мы описываем эффективность каждого урока с помощью интерактивных досок, презентационных материалов, а затем наносим этот материал на флеш карты. Использование видео уроков и демонстраций в качестве учебника способствует развитию воображения, абстрактного мышления, интереса к изучаемому материалу и предмету. Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности: – высокий уровень мотивации к выполнению работы; – активное стремление к новым знаниям и навыкам; – умение анализировать, собирать, обобщать полученную информацию и делать выводы, используя ее в своей работе; – пытаться доказать свою точку зрения, даже если она не согласуется с мнением других; Известный российский психолог Н. С. Лейтес указывает, что основными качествами одаренного ребенка являются: – аккуратность, сосредоточенность, устойчивость внимания, высокая работоспособность; – мышление, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать любую ситуацию; – работать не покладая рук изо всех сил; Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности: – высокий уровень мотивации к выполнению работы; – активное стремление к новым знаниям и навыкам; – умение анализировать, собирать, обобщать полученную информацию и делать выводы, используя ее в своей работе; – доказывать свою точку зрения, даже если она не согласуется с мнением других стремление; – Желание соревноваться с другими детьми в той или иной деятельности. Как определить эти качества у каждого школьника? Возникает вопрос. Учитель указывает на новые источники информации и просто указывает им правильное направление и направляет к самостоятельной работе. После этого ученики будут выступать как самостоятельно, так и вместе. В этом случае он собирает необходимую информацию в различных областях. Появляются реальные результаты. Таким образом, в результате небольших исследований нетрудно выявить аккуратного, опрятного, трудолюбивого, требовательного ребенка, способного работать. Благодаря таким небольшим исследованиям и наблюдениям можно организовать исследовательские проекты со учениками, чтобы раскрыть их таланты». [1, с 359-361].

Чтобы работать с творческим, талантливым учеником, я постоянно изучаю и изучаю лучшие педагогические практики, опубликованные в прессе, и использую их на повседневных занятиях. Изучая особенности учащихся начальной школы, нетрудно понять, какие у них преобладают интересы, каковы "причины" того, что они увлечены учебой. Но оказалось, что у них не было опыта, они не могли освоить сложные темы и не привыкли работать с информационными материалами. Принимая во внимание возрастные особенности учащихся, необходимо правильно направлять их. В ходе работы я стараюсь научить школьников  самостоятельному поиску, повысить их творческие способности и исследовательскую деятельность.

Ребенок - исследователь по натуре. Стремление получать новые впечатления, многому учиться, желание постоянно наблюдать и экспериментировать, а также самостоятельно искать новую информацию о мире считаются важнейшими чертами характера ребенка. Исследовательская, поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка; он хочет познавать мир, он хочет познать его. Эта естественная активность ребенка составляет суть исследовательского поведения.

Необходимость использования исследовательского метода в обучении детей объясняется тем, что дети хотят больше узнавать от природы, проявляют любопытство к пониманию окружающей среды. Самостоятельное исследование школьников способствует удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, самообучение позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности, мышление и исследовательские навыки. С помощью самостоятельного исследования школьники, узнав об окружающем их мире, осознают необходимость приобретения новых знаний путем работы, а не получения их готовыми.

Список литературы

 

1.     Акишева, А. К. Развитие исследовательских навыков у младших школьников / А. К. Акишева, А. А. Солтанбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 359-361.

2.     Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября»- 2007.-14с.

3.     Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников: монография / П. В. Середенко. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. - 2014. - 208 с.


 

Р АЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Р АЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

По мнению П.В. Середенко, исследовательские умения представляют собой сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий),…

По мнению П.В. Середенко, исследовательские умения представляют собой сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий),…

Известный российский психолог

Известный российский психолог

В ходе работы я стараюсь научить школьников самостоятельному поиску, повысить их творческие способности и исследовательскую деятельность

В ходе работы я стараюсь научить школьников самостоятельному поиску, повысить их творческие способности и исследовательскую деятельность

Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников: монография /

Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников: монография /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022