РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
БАЙЖАНОВА У.И
учитель начальных классов, Республика Казахстан, город Костанай, Общеобразовательная школа №11.
У каждого ребенка есть способность исследовать и искать. Важнейшая задача современного образования - научить ребенка поиску, приобрести исследовательские навыки и умения.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучениюокружающего. Главная цель исследовательского обучения- формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Немаловажен и вопрос о том, почему происходит смешение понятий «исследовательское» и «проектное обучение» и насколько все это безобидно. Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование — путь воспитания истинных творцов» [2, с. 14].
Исследования являются основой для обучения одаренных детей. Без этого невозможно раскрыть потенциал ребенка, его дальнейшее развитие. "Чем больше ребенку будет позволено исследовать самостоятельно, тем лучше он будет учиться", - сказал Питер Клайн. Разве это не то, что нужно учителям и родителям? Ученик, учитель, родитель - Тройственный союз. Работая вместе, родитель понимает, что эта исследовательская работа приносит пользу их ребенку, и чувствует необходимость тесно сотрудничать со школой, помогая им. Благодаря исследовательской работе у школьника развиваются когнитивные способности, желание постигать тонкости жизни и желание учиться. На основе исследовательской работы устанавливается позитивный настрой, тесное общение, самоотверженный труд и попытки увидеть результаты этой работы. Во время урока также возможно организовать исследовательскую и поисковую деятельность учащихся с использованием эффективных методов и приемов, а также проводить различные виды работ.
По мнению П.В. Середенко, исследовательские умения представляют собой сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность Автор полагает, что ведущими условиями формирования умений исследовательской деятельности в начальной школе являются поддержка педагогом исследовательской инициативы детей, делегирование им действий контроля и оценки поисковой деятельности, реализация учителем личностноориентированного подхода в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся [3, с 218].
Начиная с начальной школы, ребенок учится поиску, с раннего возраста учится самостоятельно мыслить и принимать обоснованные решения, что прослеживается в активности учащихся на уроках основ исследования, логики.
«Каждый ребенок перед учителем обладает разной способностью мыслить, например, одни быстро соображают и быстро работают, а другие медленно воспринимают тему и пересматривают задание. В связи с этим мы описываем эффективность каждого урока с помощью интерактивных досок, презентационных материалов, а затем наносим этот материал на флеш карты. Использование видео уроков и демонстраций в качестве учебника способствует развитию воображения, абстрактного мышления, интереса к изучаемому материалу и предмету. Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности: – высокий уровень мотивации к выполнению работы; – активное стремление к новым знаниям и навыкам; – умение анализировать, собирать, обобщать полученную информацию и делать выводы, используя ее в своей работе; – пытаться доказать свою точку зрения, даже если она не согласуется с мнением других; Известный российский психолог Н. С. Лейтес указывает, что основными качествами одаренного ребенка являются: – аккуратность, сосредоточенность, устойчивость внимания, высокая работоспособность; – мышление, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать любую ситуацию; – работать не покладая рук изо всех сил; Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности: – высокий уровень мотивации к выполнению работы; – активное стремление к новым знаниям и навыкам; – умение анализировать, собирать, обобщать полученную информацию и делать выводы, используя ее в своей работе; – доказывать свою точку зрения, даже если она не согласуется с мнением других стремление; – Желание соревноваться с другими детьми в той или иной деятельности. Как определить эти качества у каждого школьника? Возникает вопрос. Учитель указывает на новые источники информации и просто указывает им правильное направление и направляет к самостоятельной работе. После этого ученики будут выступать как самостоятельно, так и вместе. В этом случае он собирает необходимую информацию в различных областях. Появляются реальные результаты. Таким образом, в результате небольших исследований нетрудно выявить аккуратного, опрятного, трудолюбивого, требовательного ребенка, способного работать. Благодаря таким небольшим исследованиям и наблюдениям можно организовать исследовательские проекты со учениками, чтобы раскрыть их таланты». [1, с 359-361].
Чтобы работать с творческим, талантливым учеником, я постоянно изучаю и изучаю лучшие педагогические практики, опубликованные в прессе, и использую их на повседневных занятиях. Изучая особенности учащихся начальной школы, нетрудно понять, какие у них преобладают интересы, каковы "причины" того, что они увлечены учебой. Но оказалось, что у них не было опыта, они не могли освоить сложные темы и не привыкли работать с информационными материалами. Принимая во внимание возрастные особенности учащихся, необходимо правильно направлять их. В ходе работы я стараюсь научить школьников самостоятельному поиску, повысить их творческие способности и исследовательскую деятельность.
Ребенок - исследователь по натуре. Стремление получать новые впечатления, многому учиться, желание постоянно наблюдать и экспериментировать, а также самостоятельно искать новую информацию о мире считаются важнейшими чертами характера ребенка. Исследовательская, поисковая деятельность - это естественное состояние ребенка; он хочет познавать мир, он хочет познать его. Эта естественная активность ребенка составляет суть исследовательского поведения.
Необходимость использования исследовательского метода в обучении детей объясняется тем, что дети хотят больше узнавать от природы, проявляют любопытство к пониманию окружающей среды. Самостоятельное исследование школьников способствует удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, самообучение позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности, мышление и исследовательские навыки. С помощью самостоятельного исследования школьники, узнав об окружающем их мире, осознают необходимость приобретения новых знаний путем работы, а не получения их готовыми.
Список литературы
1. Акишева, А. К. Развитие исследовательских навыков у младших школьников / А. К. Акишева, А. А. Солтанбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 359-361.
2. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября»- 2007.-14с.
3. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников: монография / П. В. Середенко. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. - 2014. - 208 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.