Развитие исследовательских умений обучающихся посредством организации проектно-исследовательской деятельности
на занятиях «Азбука туризма»
Выступающий: Н.В. Лаур, педагог дополнительного образования
Одна из прогрессивных форм обучения в современном образовании – проектно-исследовательская деятельность. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Именно организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению является самым эффективным методом, формирующим и умения обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.
Но как организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у ребят мыслительных и исследовательских умений? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного обучающимися. Другими словами, ребенка необходимо научить воспринимать, анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем.
Как педагог дополнительного образования я организую проектно-исследовательскую деятельность обучающихся как на занятиях детского объединения «Азбука туризма», так и по мимо занятий.
Реализуя проектно-исследовательский метод на занятиях предлагаю обучающимися найти информации по заданной теме, организовываю дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных материалов своих или представленных педагогом, высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов.
Так же помогаю обучающемся с выбором темы, формы и методов исследования.
Важным аспектом в подготовке к защиту исследовательской работы является умение обучающегося представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Для этого тщательно готовим наглядные пособия или презентацию, учимся правильно использовать их во время выступления. Учимся устно излагать материал на аудиторию, вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы, анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам других выступающих, уметь сравнивать свое исследование с исследованиями близкими по теме.
С обучающимися «Азбука туризма» мы работали над экскурсионным проектом «Казачье село Колпакское». Как педагогу по краеведению и туризму мне, конечно, хотелось не только организовать проектно-исследовательскую работу, но и использовать знание обучающихся для участия в областном краеведческом фестивале.
Работая над проектом «Казачье село Колпакское», обучающиеся искали информацию в интернете, в книгах, в библиотеке, изучали похожие проекты, открывая для себя интересные моменты истории родного края. Составили виртуальную экскурсию. Тема увлекла ребят, они с удовольствием рассказывали о ней своим друзьям, одноклассникам. С интересом и азартом готовились к краеведческому фестивалю, где представили данный проект. Участие в Фестивале, было большой проверкой для ребят, где они без помощи педагога по выбранной теме искали необходимою информацию, составляли экскурсии, описывали объект, оформляли свое выступление в мультимединую презентацию, публично защищали свою работу.
Интересной была работа по исследовательской теме «Боевой путь моего прадеда». Не имея достаточной информации, с обучающимся выполняющим данную работу, созванивались с музеем и библиотекой села где проживал прадед, обращались к архивным справкам, для сбора необходимой информации. Данная работа заняла 1 место на конференции «Галилео».
Работая над исследовательским проектом «Парк культуры и отдыха как центр социальной жизни города Гая», была собрана информация об объектах парка, сделаны красочные фотографии, оформлен экскурсионный маршрут.
В нашем учреждение ежегодно проводится научно-практическая конференция, на котором ребята представляют свои проектно-исследовательские работы. Обучающиеся детского объединения «Азбука туризма» являются также постоянными участниками областных исследовательских конкурсов «Краеведческий калейдоскоп», «Многонациональное Оренбуржье», «Отечество», и не однократно становились победителями и призёрами.
Несомненно, такая организация проектно-исследовательской деятельности учит ребят работать с информацией, определять актуальность материала, ставить цели и задачи, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, делать выводы, оформлять и представлять свои работы. А так же повышает мотивацию к изучению родного края.
Организовывая проектно-исследовательскую деятельности с обучающимися не обошлось и без трудностей:
- недостаточность собственных теоретических знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся;
- недостаточная сформированность волевых качеств, исследовательских умений у обучающихся (приемов анализа, оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою работу.
Но, несмотря на перечисленные трудности, все-таки хочется отметить, что организация проектно-исследовательской деятельности приносит и положительные результаты.
В заключении хочется сказать, что занимаясь данным видом деятельностьи, учащиеся приобретают бесценный опыт, который позволит им успешно реализовать себя в будущем. А узнавая и познавая свою малую Родину, они будут любить её ещё больше и вырастут настоящими патриотами, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.