Развитие изобразительной деятельности обучающихся
Оценка 5

Развитие изобразительной деятельности обучающихся

Оценка 5
doc
24.05.2024
Развитие изобразительной деятельности обучающихся
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.doc

 

Методические рекомендации

Автор: Свалова Ксениня Олеговна

преподаватель

 

 

Развитие изобразительной деятельности

обучающихся

 Рекомендации для родителей и педагогов

 

 

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Важно не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для их развития. В этой деятельности идет эстетическое развитие мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, способны осознавать и выражать свои чувства. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением.

Мир широк, богат, разнообразен. В нем много интересного, непонятного, привлекательного, зовущего, запретного. На первых этапах изо деятельности мама лучший помощник для малыша. Она лепит, рисует на глазах у ребенка для него, чтобы он, общаясь с мамочкой, видел предназначение предметов изо деятельности. Постепенно для малыша будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия с ним. Малыш начинает подражать маме, папе и т.д. Для него образ, увиденный в рисунке, - это целое открытие. Развитие действий с материалом и понимания его изобразительных возможностей может быть стихийным. Ребенка привлекает не только материал, сколько возможность получить результат (след на бумаге). На листе остаются штрихи, точки, «мотки», прямые и ломаные линии. Этот период в развитии изобразительной деятельности называется «периодом каракулей». Ребенок радуется, увидев в «каракулях» знакомые предметы, радуется тому, что это результат его собственных действий. Видение образа – ступенька к следующему развитию изо деятельности. Это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий с изобразительным материалом. В процессе рисования важно совместное чтение «каракулей» малыша и мамы, их обыгрывания, радуясь своим возможностям ребенок захочет повторить изображение. Все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изо деятельности. Все этапы ребенок проходит поочередно, важно видеть перспективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия.

К концу 2 года ребенок не просто называет, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего рисунка: «нарисую солнце», ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу. Ведь самый главный побудительный мотив – это сделанное ребенком «открытие», на бумаге можно изображать все что угодно. Малыш стремится изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В рисунке ребенок стремится пережить еще раз то, что его взволновало, заинтересовало. Поэтому необходимо обогащать впечатления ребенка от окружающего мира, чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.

Наша задача научить родителей, радоваться   и удивляться вместе с ребенком, сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Нельзя допускать, чтобы малыш отказался рисовать. Это значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в своем развитии. Детский рисунок – это не только отражение того, что увидел, то, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Рисование должно быть радостным, веселым, естественным и желанным для ребенка. Краски – яркие, сочные по цвету удивляют и радуют.

Необходимо сохранить желание общаться ребенка через рисунок, чтобы он не захлопнул перед нами свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Всякая насмешка навсегда мешает духовной близости с ребенком, а следовательно, мешает возможности направлять его развитие. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль  за ними.

Это период каракуль, образа в этих каракулях пока нет. Это до изобразительный период в деятельности. Задача педагога – помочь малышу увидеть образ. Появление у ребенка ассоциативного образа зависит от его впечатлений, от опыта. Чем больше он увидел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, интересного «прочтения» малышом своего рисунка. Первые ассоциации возникают по цвету, форме, массе, ритму или траектории движений.

Не менее важно, какие признаки были выделены в предмете взрослым или ребенком в процессе их действенного освоения им. Особенно легко запоминаются и воспроизводятся те предметы, процесс восприятия, активного действия с которыми был эмоциональным.

Ассоциативный образ еще очень неустойчив, одну и ту же линию, штрих, пятно малыш может называть по-разному. Объективного сходства с названными предметами нет. Но такое «экспериментирование» с содержанием ассоциативного образа полезно, так как закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его чирканий, осознание, что на листочке может быть изображено все, что угодно, весь мир. При этом развивается воображение, наглядно-действенное мышление ребенка. Иногда ребенок, видит образ в линиях или пятнах.

Ко второму году ребенок поднялся на ступеньку выше в изо деятельности. Он уже не просто называет, что получилось, а сам определяет содержание будущего рисунка. Постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. Малыш склонен повторять полученные изображения. Педагогами установлено (Е.А.Флерина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова), что в рисовании ребенку доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен, штрихов, линий. Малыш может воспринимать, чувствовать  и передавать яркие цвета. Он может легко освоить эти средства, если мама ему поможет. Одни и те же действия усваиваются на разном материале, тематика изображений может быть самой разнообразной.

Так, к 2-м годам заканчивается «до изобразительный» период в деятельности и зарождается действие по замыслу, по теме, выбранной ребенком.

В этот «до изобразительный» период идет интенсивное психическое развитие малыша. Проявляются и развиваются все психические процессы: восприятие, память, воображение, мышление, чувства.

Идет процесс первоначального освоения действий. Закладываются основы зрительно-двигательной координации. В контексте общего психического идет личностное развитие ребенка. У него возникают предпосылки осознания своей «самости», чувства гордости за свои достижения, зарождается самоуважение. Малыш уже не объект, с которым действует взрослый, а сам инициатор своих действий.

На 3-м году жизни ребенка изобразительная деятельность имеет на себе отпечаток специфики данного возрастного периода, доминирующего типа отношений (ориентировка на предметный мир) и ведущего вида деятельности (предметно-орудийной). Поиск знакомых предметов в каракулях – один из ведущих побудителей его деятельности на данном этапе. Такой поиск сосуществует с изображением по замыслу. Усложняется содержания ассоциативного образа. Интересно, что предметы, узнанные ребенком в его каракулях, становятся своеобразными игрушками, предметами–заместителями в развертывающихся предметных играх на листе бумаги или с элементарными кусочками теста. Таким образом, в содержании ассоциативных образов детской изобразительной деятельности проявляется характерный этому периоду интерес к предметному миру. Главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления о них. Первые замыслы – это еще не замысел в полном смысле этого слова, а только тема, которую ребенок формулирует словом («Нарисую дом»). Конечно, малыш не владеет еще необходимыми способами изображения. Однако он не испытывает в них необходимости. Он увлечен содержанием образа.

Но как только ребенок с помощью взрослых открыл изодеятельность; изобразительный смысл и появились первые ассоциации, а затем и замыслы, она, как игра, стала деятельностью активного отражения окружающего и выражения своего отношения к нему. Первоначальное понимание, открытие ребенком изобразительного смысла деятельности, доброжелательное соучастие взрослых в его действиях, их положительная эмоциональная реакция – все это моменты, способствующие его личностному развитию Получающийся результат важен для ребенка не своим качеством (полнотой, степенью сходства), а наличием. Он служит ребенку своеобразной опорой для оживления соответствующих представлений.

Чтобы ребенок успешно осваивал деятельность и полноценно развивался в ней, необходимо, чтобы и в семье родители создали соответствующие условия. Крайне важно внимание со стороны близких людей к действиям малыша и разумная помощь. В общении с родителями мы просто и убедительно объясняем, в чем суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте, как малыш с помощью мамы осваивает ее и развивается при этом.

Помните:

1.      Активность ребенка в процессе изо деятельности во многом зависит от активности матери.

2.      Работа с красками, тестом, аппликацией вызывает положительные эмоции, снимает отрицательные (как у ребенка, так и у матери)

3.      Чем раньше начать работу с красками, тестом, аппликацией, тем более совершенными станут умения детей к 3 годам.

4.      После овладения основными методами «рисования», ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста)

5.      Аккуратность работы зависит от выработки «стартовых условий»: подготовки к рисованию, лепке, аппликации.

6.      К 2-3 годам дети называют, что хотели изобразить.

 

 

 

 

Условия обеспечения педагогического процесса

 

1.      Все необходимое для занятия должно быть приготовлено заранее.

2.      Ребенок должен быть сыт, в хорошем настроении.

3.      Работа с изо материалом проводится за детским столиком (на первых занятиях разрешается держать ребенка на руках у матери)

4.      После 3-4 занятий ребенок может сидеть за отдельным столиком, мама находится рядом с ним.

5.      Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении (на первых этапах это мама)

6.      На первом занятии ребенку показывают 1 краску (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски или тесто и что их не едят.

7.      Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками (так же и клейстер)

8.      Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней»

9.      После окончания занятия надо похвалить малыша.

10.  Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать материал в недоступное место.

 

Для занятий необходимо:

·         Гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная)

·         Пальчиковые краски

·         Кисти № 10, 22, 24.

·         Тычки.

·         Цветной картон, альбомные листы, цветная бумага.

·         Тесто, пластилин.

·         Клестер (мука, вода) для аппликации.

·         Кластер (крахмал, вода) для рисования.

Продолжительность занятия от 5-20 минут, а зависимости от настроения и желания самого ребенка.

Помните:

1.      Активность ребенка в процессе изо деятельности во многом зависит от активности матери.

2.      Работа с красками, тестом, аппликацией вызывает положительные эмоции, снимает отрицательные (как у ребенка, так и у матери)

3.      Чем раньше начать работу с красками, тестом, аппликацией, тем более «совершенными» станут умения детей к 3 годам.

4.      После овладения основными методами «рисования», ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста)

5.      Аккуратность работы зависит от выработки «стартовых условий»: подготовки к рисованию, лепке, аппликации.

6.      К 2-3 годам дети называют, что хотели изобразить.

 

 

 

 

 

 

 

                            С помощью красочных отпечатков рук, не прикладывая особых усилий, вы с  ребенком сможете создать удивительные изображения предметов , животных, птиц, растений. Сегодня рисование пальчиковыми красками приобрело большую популярность среди малышей и их мам.  Рисование при помощи рук занятие нетрудное, доступное всем и  очень увлекательное. Тем более, что это занятие еще  и очень полезное: оно способствует развитию мелкой моторики, а значит, по мнению психологов, и развитию речи, абстрактного мышления, творческих  способностей, воображения, умения концентрировать внимание,- тех качеств, которые так необходимы ребенку в детском саду и школе.

Конспект занятия

Оборудование и материалы: пальчиковые краски, осенние листья 

Возраст детей: 2-3 лет.

Тема: «Любуемся красотой осени»

Цель: Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

 

Ход занятия

Педагог вводит детей в творческую ситуацию: слегка подбрасывает осенние  листочки, так чтобы они опустились на ковер. В это время звучит музыка .

Мама ребенка наносит желтую краску на левую ладошку малыша. Попросите его растопырить пальчики и приложите ладошку к листу бумаги. Получился лист желтого цвета. (осенний лист). Окуните пальчик малыша в краску того же цвета и проведите короткую линию внизу отпечатка-черешок. Помойте руку водой. Нанесите красную краску на правую ладошку. Попросите малыша приложить ладошку к свободному месту на листе бумаги. Получится лист красного цвета. Аналогично желтому и красному листьям сделайте еще один, используя зеленую краску.

 

 

 

 

 

Тема: «Любуемся цветами»

Цель: Познакомить детей с цветами. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

 

 

Ход занятия

 

Педагог вводит детей в творческую ситуацию: рассматриваем цветы. В это время звучит музыка .

Мама ребенка наносит желтую краску на левую ладошку малыша. Попросите его растопырить пальчики и приложите ладошку к листу бумаги. Полученный отпечаток- цветок. Помойте руку водой или протрите влажной салфеткой. Окуните пальчик малыша в зеленую краску и проведите линию вниз – стебель цветка. Окуните пальчик малыша в краску того же цвета и от стебелька проведите толстую короткую линию – листик. Солнышко можно изобразить желтой краской, сделав вначале кружок, а затем провести из него короткие  линии- лучи. Можно изобразить полянку.

 

Тема: «Петушок и курочка»

Цель: Познакомить детей с курочкой. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

 

Ход занятия

Педагог вводит детей в творческую ситуацию: кукольный театр про курочку рябу.

Мама ребенка наносит желтую краску на левую ладошку малыша. Попросите его сомкнуть пальчики и оттопырить большой палец, приложите ладошку к листу бумаги. Полученный отпечаток петух.  На левую ладошку малыша нанесите краску того же цвета и приложите руку к листу бумаги слева – курица. Помойте руку водой или протрите влажной салфеткой. Окуните пальчик малыша в зеленую краску и поставьте в середине отпечатков больших пальцев точки- глаза петуха и курицы.  Помойте пальчики водой. Окуните пальчик малыша в краску красного цвета проведите короткие линии над отпечатками больших пальцев – гребешки.  Помойте пальчики водой.   Окуните пальчик малыша в краску синего  цвета и проведите черточки из отпечатков больших пальцев – клювики. Помойте пальчики водой.  Под клювом петуха поставьте пальчиком точку красной краской – бородка. Дополните изображение петуха разноцветными линиями. Хвост и крылья петуха и курицы украсить точками разных цветов. Рисунок с петушком и курочкой можно дополнить травинками, цветочками, зернышками.

 

 

Тема: «Белочка»

Цель: Познакомить детей с лесными жителями. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

 

Ход занятия

Педагог вводит детей в творческую ситуацию: кукольный театр про белочку. Мама ребенка наносит красную краску на левую ладошку малыша. Попросите его сомкнуть пальчики и оттопырить большой палец, приложите ладошку к листу бумаги. Полученный отпечаток белочка.   Помойте руку водой или протрите влажной салфеткой. Окуните пальчик малыша в красную краску и изобразите над большим пальцем кружек это голова белки.  Помойте пальчики водой. Окуните пальчик малыша в краску красного цвета проведите короткие линии над головой  это ушки, а справа от отпечатка большого пальца две короткие линии- передние лапки. Окуните опять пальчик малыша в краску того же цвета и проведите внизу под большим пальцем две короткие линии - задние лапки. Помойте пальчики водой.   Окуните пальчик малыша в краску синего  цвета и поставьте точку на голове - нос белочки.. Помойте пальчики водой.  Окуните пальчик малыша в краску зеленого  цвета и поставьте  одну точку над носом - глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Ёжик»

Цель: Познакомить детей с лесными жителями. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

 

Ход занятия

Педагог вводит детей в творческую ситуацию: кукольный театр про ежика. Мама ребенка наносит синюю краску на левую ладошку малыша. Попросите его растопырить пальчики и приложите ладошку к листу бумаги. Полученный отпечаток Ёжик.   Помойте руку водой или протрите влажной салфеткой. Окуните пальчик малыша в синюю краску и изобразите четыре мазка под отпечатком – лапки ежа.  Помойте пальчики водой. Окуните пальчик малыша в краску красного цвета и поставьте на кончике отпечатка большого пальца точку – носик ежа. Помойте пальчики водой.   Окуните пальчик малыша в краску синего  цвета и поставьте точку на отпечатке между большим и указательным пальцем – глаз ежа. Помойте пальчики водой.  Можно дополнить рисунок, используя красную краску нарисовать яблоки,  коричневой краской грибы,  зеленой травку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В  рисовании со своим малышом вы можете  использовать разные цвета пальчиковых красок. Рисовать можно разные образы.  «Варежка, осьминог, морская звезда, рыбка, лес, бабочка, сороконожка, стрекоза, яблонька» .  Фантазируйте со своим ребенком.

 

 

Список литературы

 

1.         Аванесов В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесов. – М: Просвещение, 1968 г.

2.         Доман Г.  Как научить ребенка читать / Г. Доман, ДЖ. Доман. – М: Просвещение, 1999 г.

3.         Радина Е.И. Умственное воспитание детей раннего возраста / Радина Е.И.- М.: Просвещение, 1968 г.

4.         Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе   детского сада / Бондаренко Т.М.  - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002 г.

5.         Павлова Л.Н. Раннее детство развитие речи и мышления / Павлова Л.Н.- М: Мозаика-Синтез, 2000 г.

6.         Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б., Раннее детство познавательное развитие/ Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б.- М: Мозаика-Синтез, 2000 г.

7.         Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Аксарина Н.М.- М: медицина, 1977 г.

8.         Куприянова Н.Б., Федосеева Т.И. Игры и занятия с детьми до 3 лет/ Куприянова     Н.Б., Федосеева Т.И. - Л: медицина, 1965 г.


Методические рекомендации Автор:

Методические рекомендации Автор:

Наша задача научить родителей, радоваться и удивляться вместе с ребенком, сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых

Наша задача научить родителей, радоваться и удивляться вместе с ребенком, сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых

В этот «до изобразительный» период идет интенсивное психическое развитие малыша

В этот «до изобразительный» период идет интенсивное психическое развитие малыша

Чем раньше начать работу с красками, тестом, аппликацией, тем более совершенными станут умения детей к 3 годам

Чем раньше начать работу с красками, тестом, аппликацией, тем более совершенными станут умения детей к 3 годам

Чем раньше начать работу с красками, тестом, аппликацией, тем более «совершенными» станут умения детей к 3 годам

Чем раньше начать работу с красками, тестом, аппликацией, тем более «совершенными» станут умения детей к 3 годам

Ход занятия Педагог вводит детей в творческую ситуацию: рассматриваем цветы

Ход занятия Педагог вводит детей в творческую ситуацию: рассматриваем цветы

Помойте пальчики водой. Окуните пальчик малыша в краску синего цвета и поставьте точку на голове - нос белочки

Помойте пальчики водой. Окуните пальчик малыша в краску синего цвета и поставьте точку на голове - нос белочки

В рисовании со своим малышом вы можете использовать разные цвета пальчиковых красок

В рисовании со своим малышом вы можете использовать разные цвета пальчиковых красок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2024