Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Дети с нормальным слухом овладевают языком и приобретают речевые навыки одновременно. Ребёнок слушает и говорит и таким образом усваивает язык. Усваивая язык, он начинает точнее понимать речь окружающих и лучше говорить сам. Такой ребёнок задолго до школы познаёт основные грамматические формы и значительную часть лексики родного языка. В процессе обучения ребёнка в школе у него расширяется и углубляется знание языка. Большинство слабослышащих дети до школы не овладевают языком. Дети располагают некоторым языковым запасом, он отличается крайне малым объёмом и резко выраженным качественным своеобразием. В речевом обиходе таких детей, обычно бывает 10-20 слов. Чаще всего это имена существительные, реже глаголы, лишенные адекватного морфологического оформления.
Цель педагогики – нормализация общения ребенка с нарушениями слуха с окружающими.
Одной из задач школы слабослышащих является формирование и коррекция устной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для учащегося с нарушениями слуха.
В отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи, как одного из факторов полноценного развития слабослышащего ученика, наиболее полной его адаптации.
Учитывая значимость устной речи в развитии слабослышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников.
Коммуникативная компетенция означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.
Слабослышащие дети в отличие от слышащих не овладевают в достаточной мере разговорной диалогической речью. Обучение умению вести диалог – одна из актуальных задач уроков развития речи. Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Умение выразить словами собственную мысль в рассказе, реплике, диалоге -очень важная сторона развития ребенка.
Коммуникативное развитие не исчерпывается умением словесно формулировать мысль и элементарно осознавать факты слышимой речи.
Ребенка надо научить:
-отвечать на вопросы взрослого и задавать их;
-взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками; вежливо вести спор; поддерживать содержательный разговор, беседу.
В силу этих причин обучение речи в школе для слабослышащих начинается именно с диалога. Уже в первые дни школьных занятий учитель обращается к детям с вопросом»: « Как тебя зовут?» и ученик называет своё имя. На протяжении первого года обучения на уроках развития речи постоянно используются простейшие диалоги в вопросно-ответной форме: - Какой сегодня день? – Среда. Когда идёт работа над словарём, учитель прости показать или назвать предмет, находящийся тут же. Дети в ответ показывают и называют его.
Диалогическое общение на уроках сохраняется во всех последующих классах. Всё больше возрастает роль тематически обусловленных бесед, которые разворачиваются как диалоги более сложной структуры с включением монологической речи: «Как я провёл выходной день» и др. это особый учебный диалог, протекающий в ситуации естественного общения хотя и в условиях школьного урока: учитель хочет знать, как отдыхали его ученики, - они рассказывают ему об этом.
Однако за пределами школьного класса дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Именно такие диалоги должны стать объектом специальной работы на уроках развития речи.
Во 2 классе подобные ситуации речевого общения полезно создавать естественным путём. Можно пойти с детьми в кабинет школьного врача и там на месте побудить учащегося к диалогу с врачом. Чаще учитель не имеет возможности организовать соответствующую речевую ситуацию в реальных условиях, её надо моделировать на уроке развития речи. Смоделированная речевая ситуация и обучающий диалог должен иметь тематическую отнесённость и развёртываться в связи с работой по той или иной теме. Например, в теме «Зима» можно использовать такие речевые ситуации: дети обмениваются планами на каникулы; дети рассказывают друг другу о своих коньках, лыжах, приехав домой на каникулы беседуют с мамой о своих школьных друзьях.
Каким образом моделируется или создаётся на уроке речевая ситуация? Она может быть создана с помощью сюжетно-ролевой игры («В магазине», «На приёме у врача»). Распределяются роли, и соответственно ролям дети вступают в диалог друг с другом. В самом начале в игру может активно включаться учитель, выполняя попеременно разные роли. Его речь (сообщение, вопрос, ответ) должна стать образцом речи для детей.
В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает во 2 классе последовательно включать в диалоги такие структуры:
Ø Вопрос-ответ (- Где ты был? – В кино)
Ø Сообщении – вопрос - ответ (-Я был в кино– С кем? – С папой.)
Я хочу назвать упражнения, которые я использую в 1 и во 2 классах для обучения обучении диалогической речи.
1) Составить диалог по ходу сюжетно-ролевой игры ( об этом я говорила раньше).
2) Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол (принцип кукольного театра)
Игра «Доктор Айболит». Используются игрушки зверюшки и кукла-доктор. Каждый ученик ведя партию выбранной зверюшки, обращается к доктору с жалобами. Ведущий – доктор Айболит – лечит зверюшек, назначает лекарство.
3) Прочитать диалог и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся (соответствующие картинки выставлены на доске).
4) Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.
1 сентября Алёша и Саша встретились во дворе школы. Послушай (прочитай) их диалог (послушай, что он говорят).. (даётся текст диалога)
5) прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.
6) Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нём участвует.
7) Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы
Миша: ….?
Игорь: Встретимся около магазина.
Миша: ….?
Игорь: Я думаю, в 12 часов.
8) Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.
Лена: Ты ходишь на каток?
Ира: ….
Лена: А почему?
Ира: …
Ведение диалогов, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу детей, а именно:
-обогащает представления учащихся об окружающем мире;
-формирует морально-нравственные и этические качества личности;
-развивает устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;
-развивает слуховое восприятие.
Работа над диалогической речью на уроках развития речи это одно из средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.