Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальных классах для детей с нарушением слуха
Оценка 4.6

Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальных классах для детей с нарушением слуха

Оценка 4.6
docx
28.11.2024
Развитие коммуникативной компетенции на уроках в начальных классах для детей с нарушением слуха
Доклад.docx

Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Дети с нормальным слухом овладевают языком и приобретают речевые навыки одновременно. Ребёнок слушает и говорит и  таким образом усваивает язык. Усваивая язык, он начинает точнее понимать речь окружающих и лучше говорить сам. Такой ребёнок задолго до школы познаёт основные грамматические формы и значительную часть лексики родного языка. В процессе обучения ребёнка в школе у него расширяется и углубляется  знание языка. Большинство слабослышащих дети до школы не овладевают языком. Дети располагают некоторым языковым запасом, он отличается крайне малым объёмом и резко выраженным качественным своеобразием. В речевом обиходе таких детей, обычно бывает 10-20 слов. Чаще всего это имена существительные, реже глаголы, лишенные адекватного морфологического оформления.  

Цель педагогики – нормализация общения ребенка  с нарушениями  слуха с окружающими.

Одной из задач школы слабослышащих является формирование и коррекция устной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования  слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для учащегося  с нарушениями слуха.

В  отечественной сурдопедагогике сложилась  целостная система формирования устной речи, как одного из факторов полноценного развития слабослышащего ученика, наиболее полной его адаптации.

Учитывая значимость устной речи в развитии слабослышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников.

Коммуникативная компетенция  означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

Слабослышащие дети в отличие от слышащих не овладевают в достаточной мере разговорной диалогической речью. Обучение умению вести диалог – одна из актуальных задач уроков развития речи. Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Умение выразить словами собственную мысль в рассказе, реплике, диалоге -очень важная сторона развития ребенка. 

Коммуникативное развитие не исчерпывается  умением словесно формулировать мысль и элементарно осознавать факты слышимой речи. 

Ребенка надо научить:

-отвечать на вопросы взрослого и задавать их;

-взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками; вежливо вести спор; поддерживать содержательный разговор, беседу.

В силу этих причин обучение речи в школе для слабослышащих начинается именно с диалога. Уже в первые дни школьных занятий учитель обращается к детям с вопросом»: « Как тебя зовут?» и ученик называет своё имя. На протяжении первого года обучения на уроках развития речи постоянно используются простейшие диалоги в вопросно-ответной форме: - Какой сегодня день? – Среда. Когда идёт работа над словарём,  учитель прости показать или назвать предмет, находящийся тут же. Дети в ответ показывают и называют его.

Диалогическое общение на уроках сохраняется во всех последующих классах. Всё больше возрастает роль тематически обусловленных бесед, которые разворачиваются как диалоги более сложной структуры с включением монологической речи: «Как я провёл выходной день» и др. это особый учебный диалог, протекающий в ситуации естественного общения хотя и в условиях школьного урока: учитель хочет знать, как отдыхали его ученики, - они рассказывают ему об этом.

Однако за пределами школьного класса дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Именно такие диалоги должны стать объектом специальной работы на уроках развития речи.

Во 2 классе подобные ситуации речевого общения полезно создавать естественным путём. Можно пойти с детьми в кабинет школьного врача и там на месте побудить учащегося  к диалогу с врачом. Чаще учитель не имеет возможности организовать соответствующую речевую ситуацию в реальных условиях, её надо моделировать на уроке развития речи. Смоделированная речевая ситуация и обучающий диалог должен иметь тематическую отнесённость и развёртываться в связи с работой по той или иной теме. Например, в теме «Зима» можно использовать такие речевые ситуации: дети обмениваются планами на каникулы; дети рассказывают друг другу о своих коньках, лыжах, приехав домой на каникулы беседуют с мамой о своих школьных друзьях.

Каким образом моделируется или создаётся на уроке речевая ситуация? Она может быть создана с помощью сюжетно-ролевой игры («В магазине», «На приёме у врача»). Распределяются роли, и соответственно ролям дети вступают в диалог друг с другом. В самом начале в игру может активно включаться учитель, выполняя попеременно разные роли. Его речь (сообщение, вопрос, ответ) должна стать образцом речи для детей.

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает во 2 классе  последовательно включать в диалоги такие структуры:

Ø  Вопрос-ответ         (- Где ты был? – В кино)

Ø  Сообщении – вопрос - ответ     (-Я был в кино– С кем? – С папой.)

Я хочу назвать упражнения, которые я использую в 1 и во 2 классах для обучения  обучении диалогической речи.

1)      Составить диалог по ходу сюжетно-ролевой игры ( об этом я говорила раньше).

2)      Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол (принцип кукольного театра)

Игра «Доктор Айболит». Используются игрушки зверюшки и кукла-доктор. Каждый ученик ведя партию выбранной зверюшки, обращается к доктору с жалобами. Ведущий – доктор Айболит – лечит  зверюшек, назначает лекарство.

3)      Прочитать диалог и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся (соответствующие картинки выставлены на доске).

4)      Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.

1        сентября Алёша и Саша встретились во дворе школы. Послушай (прочитай) их диалог (послушай, что он говорят).. (даётся текст диалога)

5)      прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.

6)      Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нём участвует.

7)      Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы

Миша: ….?

Игорь: Встретимся около магазина.

Миша: ….?

Игорь: Я думаю, в 12 часов.

8)      Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.

Лена: Ты ходишь на каток?

Ира: ….

Лена: А почему?              

Ира: …

Ведение диалогов, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу детей, а именно:

-обогащает представления учащихся об окружающем мире;

-формирует морально-нравственные и этические качества личности;

-развивает устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;

-развивает слуховое восприятие.

Работа над диалогической речью  на уроках развития речи это одно из  средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся.


 

Общение является важнейшим фактором развития ребенка

Общение является важнейшим фактором развития ребенка

Какой сегодня день? – Среда. Когда идёт работа над словарём, учитель прости показать или назвать предмет, находящийся тут же

Какой сегодня день? – Среда. Когда идёт работа над словарём, учитель прости показать или назвать предмет, находящийся тут же

Миша: ….? Игорь: Встретимся около магазина

Миша: ….? Игорь: Встретимся около магазина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024
Посмотрите также: