РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оценка 4.8

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
11 кл
06.05.2023
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются коммуникативные способности учащихся 11 класса с применением игровой технологии на уроках физической культуры. В данной статье описывается эксперимент и результат. Были сделаны выводы, и наблюдается тенденция к повышению коммуникативных способностей у учеников 11 класса гимназии.
Развитие коммуникативных способностей у учащихся 11 класса на основе игровой технологии.docx

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Павлова Э.Р.

учитель физической культуры

МБОУ «Гимназия № 3 с татарским языком обучения» г.Казани

 

Аннотация. В статье рассматриваются коммуникативные способности учащихся 11 класса с применением игровой технологии на уроках физической культуры. В данной статье описывается эксперимент и результат. Были сделаны выводы, и наблюдается тенденция к повышению коммуникативных способностей у учеников 11 класса гимназии.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, коммуникативные способности.

 

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF 11TH GRADE STUDENTS BASED ON GAME TECHNOLOGY IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Pavlova E.R.

physical education teacher

municipal budgetary educational institution "Gymnasium No 3 with the Tatar language of instruction" of Kazan

 

Annotation. The article discusses the communicative features of 11th grade students using game technology in physical education lessons. This article describes the experiment and the result. Conclusions were drawn, and there is a tendency to increase the communicative abilities of students of the 11th grade of the gymnasium.

Keywords: game technology, game, communication skills.

 

Введение. Игровое обучение направлено на обеспечение личностно-деятельностного характера освоения знаний и умений, активности обучающихся при изучении нового материала, на поиск, обработку информации, усвоение изученного материала, вовлечение обучающихся в  образовательную среду. Этому способствуют уроки с соревновательной деятельностью. Особенно актуально на уроках физической культуры. Для сегодняшнего образования проблема формирования коммуникативных умений как стабильной характеристики открытого коммуникативного человека представляется целесообразной  и развитой [3].

Цель исследования: выяснение особенностей развития коммуникативных способностей обучающихся при применении игровой технологии на занятиях по «Физической культуре».

Методы исследования:

1) Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ рабочей программы предмета «Физическая культура», учебно-методических материалов, изучение передового педагогического опыта;

2)  Наблюдение, в том числе, включенное,  тестирование;

3) ЁЁ1Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ эмпирических данных и их сравнение,  методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- определен уровень развития коммуникативных способностей учащихся;

- спроектированы учебные занятия по «Физической культуре» для учащихся на основе игровой технологии;

- установлено влияние игровых форм и методов обучения на уроках по физической культуре на повышение уровня развития коммуникативных способностей обучающихся.

Игра – это культурный феномен. При правильном использовании игры она выполняет многие функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую, этическую и другие [1].

Игра – это некий вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Часто разные игры имеют  развлекательный характер, имеют цель  - отдых. Игры иногда являются средством некой разрядки, снятия напряженности, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем [2].

Исторический анализ психолого-педагогической литературы даёт возможность понять, что за последние годы увеличилось внимание ученых и преподавателей к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.П. Горчаковой – Сибирской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других.

Применяемы нами термин «способности» используется давно. Но несмотря на его прошлое и распространённое применение в психологии, наличие в литературных источниках многих его определений спорен.

Представим данный термин следующим образом:
          1. Способности — это свойства души каждого отдельного индивида, понимается как совокупность различных психических процессов. Наиболее широкое и самое древнее из существующих определений. В современное время почти не используют этот термин.        

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение выявилось и принялось в XVIII—XIX вв., частично употребляются в наше время.

3. Способности — не применяются к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности. Данное определение принято на сегодняшний момент и имеет распространение чаще обычного. Это определение более узкое и точное в современном мире. [2].

Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Коммуникативные способности необходимы человеку в различных сферах деятельности. Общеобразовательное учреждение является одной из важнейших ступеней к развитию личности и взаимоотношений с другими людьми. С раннего возраста человеку данные способности необходимы и требуют внимательного отношения к себе, так как мы контактируем с людьми разного возраста и статуса. Важно быть социально-значимым человеком для общества.

Организация и методы исследования: при разработке плана опытно-экспериментальной работы, были выдвинуты следующие задачи:

1)                    выявить уровень развития коммуникативных способностей учеников 11 класса;

2)                    разработать занятия по предмету «Физическая культура» с применением игровых технологий;

3)                    установить влияние игровой технологии, включающей игровые формы и методы, применяемые на занятиях по физической культуре, на развитие коммуникативных способностей у учащихся 11 класса.

Свою работу мы начали с подборки диагностического инструментария. Психолого-педагогическая диагностика помогла определить уровень развития коммуникативных способностей обучающихся, скорректировать работу в этом направлении. Чтобы выявить исходный уровень развития коммуникативных способностей обучающихся, мы использовали диагностические методики «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (Синявский В.А., Федоришин Б.А.) и  «Мотивационные ориентации в межличностных коммуникациях» (И.Д.Ладанов, В.А.Уразаева). Эксперимент продлился с 1 сентября 2022 года по 28 октября 2022 года.

Результаты исследования. Тест КОС (коммуникативные и организаторские способности) использовали в части определения только коммуникативных склонностей. Опрос  проводили с учащимися 11 класса по специальным бланкам с перечнем вопросов,  вариантами ответов и соответствующей инструкцией. При обработке результатов мы получили индексы коммуникативных способностей. Для этого ответы испытуемых сопоставляли с ключом и подсчитывали количество совпадений отдельно по коммуникативным склонностям.

В экспериментальной группе отмечено, что 30 % опрашиваемых имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей. Для них комфортное состояние - одиночество, выбирают уединенное непосредственное времяпровождение, замкнуты в себе. Очень высокий уровень коммуникативных способностей имеют 25% учеников. Обучающиеся имеют потребность в общении, нет стеснений на публике, открыты для новых знакомств. У 15 % детей выявлен высокий уровень развития коммуникативных способностей. Для них характерны такие черты, как: общение в больших компаниях, инициативность и поддержка в разнообразных действиях, стараются расширить круг знакомых, друзей. Средний уровень развития коммуникативных способностей имеют 15%  обучающихся. Такие люди не упускают возможность познакомиться с новыми людьми, отстаивают свою позицию и точку зрения, планируют свою деятельность, но их склонности не отличаются постоянством. Уровень развития коммуникативных способностей ниже среднего у 15% опрашиваемых. Им трудно привыкнуть к новой компании, не отстаивают свою точку зрения, не проявляют инициативу, комфортно ощущают себя наедине или с человеком, похожим на него.

На формирующем этапе педагогического эксперимента мы проводили разработку учебных занятий по предмету «Физическая культура» на основе игровой технологии и внедрение их в образовательный процесс, рассматривая игровую технологию как фактор развития коммуникативных способностей обучающихся.

Цель этого этапа является – способствовать развитию взаимодействия в парах, в группах, при контакте с учителем, взаимоотношениям между учащимися. Развитие способности адекватного сопереживания состояния других людей, способность высказывания и доказательства своей точки зрения.

Основной задачей на данном этапе исследования была подготовка игр в соответствии с уровнем подготовки учеников и организация деятельности обучающихся.

Этот этап эксперимента предполагал овладение основными принципами разрешения игровых ситуаций на основе взаимодействия  друг с другом.

На данном этапе исследования  осуществлялись:

-выбор темы для проведения игр в рамках образовательной деятельности;

- разработка и подготовка игр;

- проведение игр на уроке предмета «Физическая культура».

Характерной особенностью ролевых ситуаций является смена ролей участников игры, которая позволяет оценить ситуацию с разных позиций. Изменение сюжета и хода игры демонстрирует умение обучающихся одолевать  различные задачи.

Рассмотрим наиболее подробно методику разработки игр в рамках учебного-воспитательного процесса, включающего в себя такие этапы:

-подготовительный (поисковый) этап;

-объяснение игровой ситуации и распределение ролей между участниками эксперимента;

- основной этап (игровая ситуация);

- заключительный этап (рефлексия).

В рамках контрольного этапа эксперимента был проведен анализ и обработка данных, которые были получены в ходе опытно-экспериментальной части исследования. Также осуществлялась обработка результатов эксперимента и проанализированы изменения в развитии коммуникативных способностей обучающихся в результате проведения игр на уроках предмета «Физическая культура».

Стоит отметить, что при  анализе результатов диагностики, возможно проследить положительные изменения по процентному выражению высокого и очень высокого уровней развития коммуникативных способностей у учащихся. Проведем сравнительный анализ полученных данных на контрольном и констатирующем этапах.

На констатирующем этапе эксперимента у двух групп уровни развития коммуникативных способностей были  на достаточно низком уровне: у 40% учеников контрольной группы и у 30% учеников экспериментальной группы.

После проведения игр (формирующий этап) на уроках физической культуры отмечено небольшое снижение низкого уровня развития коммуникативных способностей у учащихся контрольной группы (до 35%) и у учащихся  экспериментальной группы (до 25%).

На констатирующем и контрольном этапах высокий уровень развития коммуникативных способностей был одинаков и составил 25% среди  экспериментальной группы и 15% среди контрольной группы.  Следовательно, на фоне снижения низкого уровня развития коммуникативных способностей у учащихся обеих групп происходило некоторое повышение количества учеников со средним уровнем развития коммуникативных наклонностей и способностей.

На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (Методика И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой).

Результаты свидетельствуют, что значительных изменений во всех видах ориентаций учащихся обеих групп не произошло. Результаты опроса  обеих групп на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента были сходными. Различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено. В то же время общая сумма баллов, которая зафиксирована у учеников контрольной и экспериментальной групп, имела тенденцию к повышению контрольной группы.

Повторная диагностика мотивационных ориентаций учеников в межличностных коммуникациях показала, что значительных изменений во всех видах ориентаций обеих групп не произошло. В то же время у учащихся экспериментальной группы зафиксирована по результатам диагностики сумма баллов, соответствующая высокому уровню развития мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях. У учеников контрольной группы мотивационные ориентации соответствовали среднему уровню развития.

Полученные данные свидетельствуют о том, что проведение уроков по «Физической культуре» с применением игровой технологии способствует активизации коммуникации обучающихся и, как следствие, развитию коммуникативных способностей. Создается возможность создания благоприятной атмосферы в коллективе, взаимодействия между участниками образовательных отношений.  Предполагаем, что для более выраженного эффекта игровой технологии на развитие коммуникативных способностей необходимо планомерное и пролонгированное применение ролевых игр, игровых ситуаций на учебных занятиях.

 

Список литературы

1.Анисимов, В.В Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2013. – 587 c.

2. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов — М.: ВЛАДОС, 2004. – 148 с.

3. Saba F. Distance education theory, methodology, and epistemology [Тexт]: A pragmatic paradigm / F. Saba // Handbook of distance education / M. Moore. - New Jersey: Lawrence Erlbaum Associate Publishers, 2003. - Р. 3-20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Цель исследования : выяснение особенностей развития коммуникативных способностей обучающихся при применении игровой технологии на занятиях по «Физической культуре»

Цель исследования : выяснение особенностей развития коммуникативных способностей обучающихся при применении игровой технологии на занятиях по «Физической культуре»

В современное время почти не используют этот термин

В современное время почти не используют этот термин

При обработк е результатов мы получи ли индексы коммуникативных способностей

При обработк е результатов мы получи ли индексы коммуникативных способностей

Характерной особенностью ролевых ситуаций является смена ролей участников игры, которая позволяет оценить ситуацию с разных позиций

Характерной особенностью ролевых ситуаций является смена ролей участников игры, которая позволяет оценить ситуацию с разных позиций

Повторная диагностика мотивационных ориентаций учеников в межличностных коммуникациях показала, что значительных изменений во всех видах ориентаций обеих групп не произошло

Повторная диагностика мотивационных ориентаций учеников в межличностных коммуникациях показала, что значительных изменений во всех видах ориентаций обеих групп не произошло
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2023